Бюджет пенсионного фонда и механизм пенсионного реформирования

Процесс старения населения воздействует на состав и структуру рабочей силы, структуру производства и потребления, но особенно на социальное обеспечение, которое является механизмом реализации социальной политики государства и способом ее финансирования.

Государственная пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату гражданам в целях:

-компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

-компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

- предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

При социализме пенсии выплачивались из государственного бюджета и были жестко ограничены сверху финансовыми возможностями государства. В 1990г. в связи с хронической нехваткой бюджетных средств был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), куда все работодатели должны были начислять пенсионные взносы – определенную долю фонда оплаты труда. Принцип назначения пенсий сохранился уравнительно-распределительным, а их размеры фактически собранными ПФР средствами. Эти обстоятельства не стимулировали работодателей, да и самих работников, к полному перечислению взносов в ПФР. Кроме того, продолжала сокращаться доля работающего населения, что приводил к дополнительному снижению поступлений. В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных начислений на единый социальный налог, размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость ее реформирования на основе страховых принципов и пополнения фондов государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран.

Законодательную основу пенсионной реформы составили федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.01 г. № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 г. № 167-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 г. №173-ФЗ и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 г. №111-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с этими законами устанавливаются трудовые пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) и социальные пенсии (для граждан, не имеющих права на социальную пенсию).

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из следующих частей:

-базовая часть, обеспечиваемая частью ЕСН, поступающей в федеральный бюджет и распределяемой службами назначения и выплаты пенсий ПФР на выплаты в соответствии с действующим законодательством;

-страховая часть, обеспечиваемая страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию в составе пенсионной части ЕСН, поступающими непосредственно в ПФР на выплаты;

- накопительная часть, также обеспечиваемая страховыми взносами в составе пенсионной части ЕСН, поступающими непосредственно в ПФР и аккумулируемыми на индивидуальных лицевых счетах застрахованных.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает только базовую и страховую части.

Социальная пенсия устанавливается в определенном размере от базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности и финансируется аналогично ей.

Страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начисляются в соответствии с требованиями гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог (взнос)».

Суммы страховых взносов в бюджет ПФР учитываются на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного и позволяют рассчитать и назначить пенсию с учетом его индивидуального заработка.

Бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств, добровольных, не страховых взносов физических лиц и организаций и иных, не запрещенных законодательством источников.

В настоящее время выплачиваются только базовая и страховая части трудовой пенсии, а накопительную ее часть планируют выплачивать по мере завершения пенсионной реформы в 2017 г.

Право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Базовые части трудовых пенсий постоянны для застрахованных данной категории и зависят только от возраста для пенсий по старости (при дожитии до 80 лет – увеличиваются), группы инвалидности для пенсий по инвалидности и количества иждивенцев для пенсий по случаю потери кормильца. Страховые и накопительные части пенсий зависят от расчетного и накопленного пенсионного капитала каждого застрахованного. Таким образом, в результате реформы планируется перейти от распределительного назначения пенсий к накопительному, учитывающему индивидуальные заработки в течение трудовой жизни.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» гражданин имеет право не чаще одного раза в год выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию), в том числе негосударственную, для управления накопительной частью своего лицевого счета в ПФР с целью максимизации будущей пенсии.

Дальнейшее реформирование пенсионного обеспечения предполагает замену ЕСН страховыми взносами с 1 января 2010 г., которое будет осуществляться в два этапа. Страховые взносы в Пенсионный фонд в 2010г. останутся в размере 20%, но произойдут существенные изменения в размере облагаемой базы. Размер дохода на который будут начисляться страховые взносы будет ограничен до тех пор, пока доход работника нарастающим итогом с начала года не превысит 415 тыс. руб. Как только общий доход с начала года достигнет данного порога, страховые взносы далее начисляться не будут. Предполагается ежегодная индексация порога, с которого перестают начисляться страховые взносы, в соответствии с ростом средней заработной платы. С2011г. ставка страховых взносов в Пенсионный фонд составит 26% (Федеральный закон № 212-ФЗ).

Государственное пенсионное обеспечение граждане могут дополнить, выбрав один или несколько вариантов системы негосударственного пенсионного обеспечения, включающего банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: