Идеальное исполнение предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
1.сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
2.сократиь привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
3.педусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
4.увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры по каким либо причинам осуществлять не целесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике, когда имеет место дефицит бюджета. Дефицит бюджета это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не превышает 3% ВВП. Бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, а более 20% суммы доходов считается критическим.
В 90-е годы дефицит государственного бюджета России достиг уровня 20% доходов и превысил 5% ВВП. Основными причинами его были:
1.низкая эффективность производства;
2.большие расходы на конверсию;
3.нерациональность структуры бюджетных расходов;
4.разрыв хозяйственных связей в следствии распада СССР.
В постсоветской России лишь в федеральном бюджете на 2001год расходы уравновешены доходами, но на 80-90% бюджетов субфедерального уровня были дефицитны.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов по обслуживанию государственного долга РФ.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год. Такими источниками являются: сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами; доходы от приватизации государственного имущества; сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней; кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков, фирм, остатки средств на счетах по состоянию на начало следующего года.
В настоящее время из состава источников финансирования дефицита выведены кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований при их первом размещении.
За каждым бюджетным уровнем закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники.
К внутренним источникам относятся:
1.кркдиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ;
2.государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3.бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
К внешним источникам относятся:
1.государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем
выпуска ценных бумаг от имени РФ;
2.кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте.
Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта
РФ могут быть:
1.государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
2.бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3.кредиты, полученные от кредитных организаций.
Внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме:
1.муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
2.кредитов, полученных от кредитных организаций.
Правительством РФ одобрены основные параметры федерального бюджета на 2010-2012годы. Определены также цифры дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах. В 2010 г. он составит 3186,6 млрд. руб., в 2011г. - 011,7 млрд. руб. и в 2012 г.- 1563,8 млрд. руб., или соответственно 7,5%; 4,3% и 3,0% к ВВП.
Дефицит федерального бюджета будет покрыт: в 2010 г. на 73,9% за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 г. – на 36,9% за счет использования средств средств Фонда национального благосостояния и на 63,1% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, и в 2012 г. – на 45,5% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 54,5% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований.
В целях сбалансированности федерального бюджета «чистое» привлечение денежных средств на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации составит: в 2010 г. – 16,4 млрд. долл. США, в 2011г. – 17,5 млрд. долл. США и в 2012 г. – 18.7 млрд. долл. США. При этом в 2010 г. привлечение составит 17,8 млрд. дол. США при погашении 1,4 млрд. долл. США, в 2011 г. соответственно 20,6 млрд. долл. США и 1,3 млрд. долл. США.
Таким образом, в течение 2010-2012 гг. общее «чистое» привлечение составит 52,6 млрд. долл. США при привлечении в объеме 58,4 млрд. долл. США и погашении – 5,8 млрд. долл. США.