Экспертные оценки в образовании как результат научно-педагогической экспертизы

Экспертиза — слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

В педагогике область применения научно-педагогической экс­пертизы весьма обширна. Она связана прежде всего с необходимо­стью компетентно оценить предлагаемые новые учебники и учеб­ные пособия. Прежде чем они увидят свет и будут изданы массо­вым тиражом, целесообразность публикации оценивают рецензенты. Фамилии рецензентов, их ученые звания, место работы указыва­ют при издании книги.

Для оценки актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости научных исследований по педагогике дис-


сертационные советы, где происходят защиты диссертаций, на­значают оппонентов, выполняющих экспертные функции. Их по­ложительные заключения являются основанием для присвоения научных степеней.

Особую значимость для дошкольной педагогики имеет эксперт­ная оценка игр и игрушек для маленьких детей. Специалисты по дошкольной педагогике знают, что некоторые игры и игрушки могут провоцировать проявления жестокости и насилия, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Материалы, из ко­торых сделаны игрушки, а также особенности их конструкции могут быть опасны для здоровья ребенка.

Экспертной оценки требуют и стандарты образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и утверждаются на уровне правительства по заключению экспертов.

Экспертная оценка служит исходным основанием для научного прогнозирования путей развития системы образования, принятия как государственных, региональных программ, так и программ раз­вития конкретных образовательных учреждений.

Экспертиза может проводиться по представленным документам. Например, при лицензировании образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, материаль­но-технической базе и оснащенности образовательного процесса.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки — одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Диагностическая оценка фактических результатов позволяет ре­гулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников. При переводе в режим самоуп­равления важно, чтобы каждый участник образовательного процес­са владел элементами самоанализа, самоконтроля, самооценки.


В связи с этим намечается тенденция к взаимосвязи и взаимодополня­емости внешней, независимой экспертной оценки и самоэкспертизы.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1) рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,
проблем, результатов педагогической деятельности,
а также прогно­
зирование развития системы образования, экспертная оценка
аль­
тернативных решений и определение наиболее предпочтительных
вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­
ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­
сультативной помощи
авторам и коллективам образовательных уч­
реждений;

2) комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на
получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с
целью принятия компетентных решений в области управления
образованием;

3) показатель профессиональной компетенции, как одной из про­
фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценкарезультат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: