Экспертные оценки в образовании

Крулехт М.В., Тельнюк И. В.

К84 Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

ISBN 5-7695-0654-7

В пособии раскрываются современные подходы к пониманию сущно­сти и педагогической технологии экспертных оценок в образовании. Это позволит студентам овладеть современными методами педагогического мо­ниторинга с учетом своеобразия дошкольного образования. Приложение содержит нормативно-правовые документы по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Может быть полезно руководителям учреждений дошкольного образо­вания.

УДК 373.212.14(075.8) ББК 74.104 я73

Учебное издание

Крулехт Мария Вадимовна,

Тельнюк Ирина Владимировна

Экспертные оценки в образовании

Редактор Е.Ю.Агарева

Ответственный редактор Р.К.Лопина

Компьютерная верстка: Е.П.Хазова

Корректоры Е. В. Кудряшова, Л. Б. Орловская

Подписано в печать 05.03.2002. Формат 60 х 90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 7. Тираж 30000 экз. (1-завод 1 — 5 100 экз.). Заказ № 1484. Диапозитивы предоставлены издательством

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д002682.05.01 от 18.05.2001 г. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-6, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

ISBN 5-7695-0654-7

© Крулехт М.В., Тельнюк ИВ., 2002 © Издательский центр «Академия», 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление каче­ственных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольно­го возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности дет­ского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, де­лается акцент на эффективности процессов социализации, инди­видуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей си­туации в системе образования России оценивать и выбирать наи­лучшие варианты организации образовательного процесса, просчи­тывать их результаты, стимулировать творческую деятельность пе­дагогов по разработке образовательных программ, инновацион­ных педагогических технологий, методических пособий для обуче­ния и воспитания дошкольников.

Введение государственных образовательных стандартов, а так­же процедуры аттестации педагогических кадров и дошкольных образовательных учреждений отражают тенденции к совершенство­ванию оценки качества образования и требуют от специалистов дошкольного образования знания методологии экспертных оце­нок и владения технологией аттестации с учетом периодически изменяющихся федеральных и региональных требований, специ­фики состояния образования в регионе.

Указанные причины являются основанием для включения в Го­сударственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования по специальности «Педагогика и методика до­школьного образования» новой учебной дисциплины «Эксперт­ные оценки в образовании».

Цель учебного курса — освоение будущими менеджерами до­школьного образования методологии экспертных оценок в образо­вании, основ научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетенции. Особенностями курса являются его инструментальный характер, направленность на формирование практической готовности менеджера дошкольного образования к

управленческой деятельности на основе педагогической экспертизы и экспертных оценок в дошкольных учреждениях разного вида.

Реализация поставленной цели предполагает решение трех групп взаимообусловленных образовательных задач.

Первая группа задач связана с освоением студентами конкрет­ного образовательного содержания, которое включает:

• представление о методологии и методах экспертных оценок,
сущности научно-педагогической экспертизы, области примене­
ния экспертных методов, специфике и методике экспертной оценки
в системе дошкольного образования на основе современных науч­
ных подходов к управленческой деятельности;

• знание основных этапов педагогической экспертизы, спосо­
бов оценки компетентности экспертов в области педагогики, ста­
туса эксперта и этики его поведения, процесса формирования эк­
спертных групп и организации работы экспертов;

• знакомство с пакетом нормативно-правовых документов по
проведению педагогической экспертизы в процессе аттестации и
аккредитации дошкольных учреждений, по экспертной оценке ра­
боты педагогов и руководителей дошкольных образовательных уч­
реждений (ДОУ) России;

• знание технологии разработки анкет, опросников, тестов для
экспертизы, а также технологии и системы критериев комплек­
сной оценки деятельности педагогов и руководителей детского сада
(дошкольного учреждения в целом) в процессе педагогической эк­
спертизы.

Вторая группа задач связана с овладением студентами следую­щими практическими умениями для осуществления научно-педа­гогической экспертизы в ДОУ:

• анализ и экспертная оценка образовательных программ, педа­
гогических технологий и методик дошкольного воспитания и обу­
чения;

• анализ и экспертная оценка характера взаимодействия педа­
гога с детьми в разных видах детской деятельности;

• экспертная оценка кадрового обеспечения педагогического
процесса в дошкольных учреждениях разного вида;

• экспертная оценка материальной развивающей среды и меди­
ко-социальных условий пребывания детей в детском саду (без­
опасность, охрана физического и психического здоровья);

• экспертная оценка качества игрушек и методических пособий
для детского сада;

• мониторинг для процедуры самоанализа в процессе аттеста­
ции дошкольных учреждений: наблюдение в группах, тестовые иг­
ровые задания для детей, анкетирование родителей и воспитате­
лей, анализ педагогической и медицинской документации и пр.;

• оценка, исходя из государственного образовательного стан­
дарта, и выявление причин низкого качества образовательных ус-


луг, принятие на основе педагогической экспертизы и экспертной оценки адекватного управленческого решения;

• анализ нормативных документов и на их основе экспертная
оценка деятельности воспитателя (руководителя детского сада,
дошкольного учреждения в целом); оформление документации по
педагогической экспертизе.

Третья группа задач направлена на развитие личности студента и предполагает:

• воспитание осознанного отношения к педагогической экспер­
тизе как к средству государственного контроля и стимулирования
повышения качества образовательных услуг, обеспечивающему
социальную защиту ребенка и его семьи от некомпетентных педа­
гогических воздействий;

• осознание процедуры самоанализа как эффективного сред­
ства развития педагогической рефлексии менеджера образования,
побуждающего к целенаправленной управленческой деятельности
по обновлению содержания образования, созданию развивающей
среды, формированию личностно ориентированного отношения
к ребенку;

• умение работать в составе экспертной группы, обеспечивать
гуманистический характер экспертизы, согласованность эксперт­
ных оценок и заключений.

Цель и основные группы образовательных задач определили структуру предлагаемого учебного пособия. В первом разделе «Тео­рия и практика экспертных оценок в образовании» рассматрива­ются методологические основы научно-педагогической эксперти­зы и экспертных оценок в образовании, а также основные подхо­ды к практическому использованию экспертных методов в педаго­гике. Пособие адресовано студентам факультетов дошкольного об­разования, поэтому акцент сделан на особенностях экспертной оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений и применении экспертных оценок в ходе аттестации.

Второй раздел пособия содержит примерные планы практиче­ских и семинарских занятий, которые позволят студентам приоб­рести первоначальный опыт осуществления экспертных оценок и научно-педагогической экспертизы в дошкольных учреждениях, при этом особое внимание уделено изучению законодательных и нормативно-правовых документов по педагогической экспертизе, технологии и процедуре ее проведения в детском саду, оформле­нию документации и пр.


Раздел первый

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ОБРАЗОВАНИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: