Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения

Изменение ценностных приоритетов, постановка новых целей, обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного об­разования в конце 80 —90-х гг. XX в. потребовали кардинальной перестройки управленческих функций.

Сократилось количество нормативных документов и инструк­ций. Руководители дошкольных учреждений приобрели возмож­ность самим определять стратегию и тактику своей деятельности. Актуальной стала необходимость искать дополнительные средства за счет предоставления платных образовательных услуг, иначе стро­ить отношения с родителями, соответствовать требованиям госу­дарственного стандарта, переводить детский сад в режим разви­тия, инновационной деятельности.


Почувствовав себя более независимыми, руководители образо­вательных учреждений начали проявлять стремление к квалифи­цированной экспертизе, экспертным оценкам (В. Ю.Кричевский, Л. А. Шильнева). Стало важным, чтобы детские сады оказывали ка­чественные образовательные услуги, которые, с одной стороны, были бы востребованы на рынке образовательных услуг и удовлет­воряли запросы родителей воспитанников, а с другой — отвечали требованиям экспертизы при аттестации и аккредитации дошколь­ных учреждений.

Должностные обязанности руководителя ДОУ, необходимость принятия ими управленческих решений связаны с повседневным осуществлением педагогической экспертизы и экспертной оценки. Управленческая деятельность современного руководителя — это постоянный мониторинг качества образовательных услуг детского сада, позволяющий определять стратегию и тактику его развития.

Практически любой аспект деятельности менеджера в дошколь­ном учреждении (прием сотрудника на работу, создание благо­приятного социально-психологического климата в коллективе, раз­работка программы развития или годового плана, проведение те­матических проверок или организация контроля, подготовка к ат­тестации) связан с экспертизой документов, анализом собствен­ной управленческой деятельности и педагогической экспертизой деятельности отдельных сотрудников и результатов работы дет­ского сада в целом. Принятие адекватного управленческого реше­ния основано на квалифицированной экспертной оценке всех функ­циональных составляющих процесса управления (см. ниже).

Взаимосвязь функций управления'

Информационно-аналитическая Мотивационно-целевая Планово-прогностическая
  Регулятивно-коррекционная  
Контрольно-диагностическая   Организационно-исполнительская

Адекватная оценка качества образовательных услуг {контрольно-диагностическая функция), основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения {информационно-аналитическая функ­ция), позволяет формулировать цели преобразования {мотиваци-онно-целевая функция), разрабатывать {планово-прогностическая) и реализовывать планы развития дошкольного учреждения {органи­зационно-исполнительская функция), обеспечивающие его переход

1 См.: Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образователь­ными системами. — М., 2001. — С. 35.





             
   
 
   
   
 
 
 


в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стан­дарта (регулятивно-коррекционная функция).

Изменение механизма управления системой образования в по­следние годы привело к тому, что объектом экспертизы становит­ся именно управленческая деятельность руководителей образо­вательного учреждения, а не работа педагогов и воспитателей (Т. И. Шамова). Это повышает значимость самоэкспертизы до­школьного образовательного учреждения.

Для осуществления квалифицированной педагогической экс­пертизы детского сада и адекватной экспертной оценки качества образовательных услуг менеджер должен владеть аналитико-мо-ниторинговыми умениями (см. ниже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: