Специальные аналитико-мониторинговые умения

• Определение по внешнему виду детей их физического и пси­
хического состояния, эмоционально-психического благополучия.

• Анализ нормативных документов, экспертное заключение на
основе государственного образовательного стандарта.

• Выявление причин неудовлетворительного качества образова­
тельных услуг.

• Прогнозирование развития процессов воспитания, обучения
и развития детей, педагогического коллектива и разработка комп­
лексно-целевой программы развития ДОУ на основе самоэкспер­
тизы, результатов аттестации.

• Обучение воспитателей наиболее эффективным методам пе­
дагогической диагностики и технологии самоанализа при подго­
товке к аттестации ДОУ.

• Разработка диагностических материалов, вопросов для тема­
тического и фронтального контроля в разных возрастных группах
детского сада.

• Осуществление диагностики профессиональной компетентно­
сти педагогов, психологического климата в коллективе, уровня раз­
вития детей с помощью методов педагогической диагностики и
экспертных оценок.


• Обсуждение результатов педагогической диагностики с вос­
питателями (при подготовке решений педсоветов, планировании
работы коллектива, аттестации ДОУ).

• Оформление документации по лицензированию, государствен­ной аттестации ДОУ.

• Работа в составе экспертного совета (аттестационной комис­сии).

Экспертные оценки и перспективное планирование развития дошкольного образовательного учреждения

Объективное стремление развивать систему дошкольного обра­зования в целом и деятельность каждого дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ростом тре­бований к качеству образовательных услуг обусловливают необхо­димость научно обоснованного прогноза и планирования.

Практика показывает, что наиболее целесообразна следующая система:перспективные планы и комплексно-целевые программы на срок до трех лет; годовой план с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам; календарные планы работы на месяц; индивидуальные планы ра­боты сотрудников на неделю; подневные планы воспитательно-образовательной работы педагога с детьми и их родителями.

При разработке плана, а также экспертной оценке его целесооб­разности важно исходить из конкретных результатов за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития дошкольного учреждения на новый период. Намечаемые задачи и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и воз­можности, а также отдаленные последствия принимаемых решений.

Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреж­дения требует проблемного анализа его состояния. Это обусловле­но тем, что всякая программа ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества образовательных услуг. Но в та­ком общем, абстрактном виде проблема не может быть решена. Необходима педагогическая экспертиза, которая позволит конк­ретизировать общую проблему, представив ее в виде связанных между собой частных задач, которые надо решить.

В. С. Лазарев, М. М. Поташник показывают: чтобы «увидеть про-
блему», целесообразен ее анализ «от конца к началу», т.е. надо
начинать с педагогической экспертизы, экспертной оценки дея-
тельности детского сада.

Организационный механизм экспертной самооценки результатов педагогической деятельности при этом можно представить в виде взаимосвязанного (целостного) алгоритма шагов.

1-й шаг. Менеджер должен выявить, что не удовлетворяет в результатах работы: высокий процент заболеваемости детей, низ-

кий уровень подготовки к школе, отсутствие у детей социальных ориентировок, экологической культуры, угасание познавательной активности и творческих проявлений и т.д.

2-й шаг. Анализ причин недостатков в организации и осуще­ствлении образовательного процесса, приведших к неудовлетво­рительным результатам.

3-й шаг. Выявление условий (профессиональное мастерство пе­дагогических кадров, научно-методическое обеспечение, матери­альная база, взаимодействие с родителями и т.д.), вызвавших проб­лемы в образовательном процессе.

4-й шаг. Выявление особенностей управления дошкольным уч­реждением, из-за которых возникли проблемы в педагогических условиях и образовательном процессе.

Алгоритм шагов позволяет далее на основе экспертной оценки и экспертного заключения сформулировать цель и задачи програм­мы развития, разработать конкретный план действий. При этом важно четко представлять результат (результаты) и определить па­раметры, по которым они будут оцениваться. Как правило, это набор показателей, определяемых экспертным путем.

Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы до начала реализации программы развития. Это позволяет воспитате­лям прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось (М. М. Поташник).

Разрабатывая программу развития, целесообразно указать ме­тодики диагностики, которые будут использованы для экспертной самооценки конечных результатов.

В последние годы особенно актуальной для разработки целе­вых программ развития становится педагогическая экспертиза ин­формации о потенциальных потребителях образовательных услуг. Важно, чтобы модели дошкольных учреждений и предлагаемые ими образовательные услуги соответствовали местным условиям и пожеланиям родителей, приоритетным запросам местной общи­ны, религиозных конфессий, учителей и всех других социальных заказчиков образовательных услуг.

В этих целях целесообразно использовать социологическое ис­следование. В приложении 5 представлена анкета Л.М.Деняки-ной, позволяющая провести такое исследование. Вопросы анкеты дают возможность определить: сколько детей могут прийти в дет­ский сад; как относятся родители к альтернативным моделям до­школьных учреждений (минишкола, семейный детский сад на дому, прогулочные группы и т.д.); какие дополнительные образователь­ные услуги желали бы они иметь для своих детей; в каких меро­приятиях детского сада приняли бы участие.

Анализ анкет потенциальных социальных заказчиков дает воз­можность сопоставить ожидания с требованиями государственно­го стандарта дошкольного образования, федерального и региональ-


ных органов управления, чтобы определить наиболее предпочти­тельную миссию дошкольного учреждения в данных условиях.

Условием эффективного управления дошкольным учреждени­ем является участие всего педагогического коллектива в разработ­ке планов и коллективно-целевых программ развития. Для этого руководители детского сада привлекают к экспертной самооценке качества образовательных услуг воспитателей, обучают их педаго­гической диагностике развития дошкольника.

Задумывая стратегическую программу, руководитель образова­тельного учреждения должен четко представлять три блока дан­ных, без которых невозможно создание концептуального документа (В. Ю. Кричевский).

Первый блок — информация о традициях прошлого и о том, что из них следует сохранить. (При любом преобразовании нужно бережно относиться к накопленным достижениям, педаго­гическому опыту воспитателей.)

Второй блок — стереотипы, которые коллектив намерен преодолеть, разрушить.

Третий блок— инновационные модели, которые предпо­лагается сконструировать, ввести в педагогический процесс.

Для получения информации по данным блокам от воспитате­лей необходима экспертная оценка их педагогического опыта (ан­кетирование, опрос).

Составляя план, разрабатывая программу развития образова­тельного учреждения, важно выстроить эффективную систему ме­тодической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, овладении инновациями. Для выявления их профес­сиональной компетентности целесообразны диагностические кар­ты профессиональной компетентности педагогов (рейтинговой са­мооценки результатов педагогической деятельности). Заполняя ди­агностическую карту, воспитатель анализирует свою деятельность в заданном перечне проблем. Шкала оценки деятельности: «—» — испытываю затруднения; «О» — не испытываю затруднений; «+» — могу поделиться опытом. В сводной диагностической карте про­фессиональной компетентности воспитателей руководители обоб­щают результаты их самодиагностики (см. ниже).

№ п/п Ф.И.О. воспитателя Заявленные проблемы Примечания
                   
    + +     + + +  
        + + +   + +    
                         
и т.д.                        

В примечаниях указывают причины затруднений, выявленные в ходе собеседования с воспитателями по результатам самодиагностики.


На основе анализа диагностической карты планируется кон­кретная методическая работа с воспитателями как по содержа­нию, так и по форме (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации, создание творческих групп и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: