Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек

1. Настоящий порядок устанавливает процедуру и критерии проведе­
ния психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее
именуются игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и
реализации в Российской Федерации.

2. Настоящий порядок предназначен для использования Художествен­
но-техническим советом по игрушке при Министерстве образования Рос­
сийской Федерации (далее именуется ХТС по игрушке) и комиссиями по
игрушке территориальных органов образования в составе органов испол­
нительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются ко­
миссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъек­
тов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.

3. Психолого-педагогическую экспертизу игрушек осуществляют ХТС
по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифици­
рованных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствове­
дов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.

4. Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы
которых подготовлены к серийному производству в Российской Федера­
ции или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.

Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игру­шек перед их реализацией в торговой сети.

В целях более ранней проработки психолого-педагогической направ­ленности игрушки рекомендуется направлять на психолого-педагогиче­скую экспертизу на стадии разработки.

5. Для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек на
стадии поставки продукции на производство представляются: образец-
эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в од­
ном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и со­
проводительное письмо предприятия-изготовителя с указанием названия
игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготовляется, воз-


раста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора — разработчика игрушки.

Для проведения психолого-педагогической экспертизы импортируе­мых игрушек на стадии заключения контракта или перед их реализацией торговой сетью представляются образец-эталон игрушки в двух экземп­лярах, сопроводительное письмо заявителя-организации (либо физиче­ского лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия-изготовителя.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения измене­ний в технологию их производства.

6. Представленные образцы-эталоны (макеты либо модели) игрушек
и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматри­
ваются в течение 10 дней со дня регистрации.

7. Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключе­
ние должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экс­
пертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и содер­
жать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия-из­
готовителя, название игрушки, краткое описание образца-эталона, фа­
милию автора-разработчика и указание возраста детей, для которых она
предназначена, а также один из выводов:

- образец-эталон соответствует психолого-педагогическим требовани­
ям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

- образец-эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомен­
дуется к выпуску, импорту и реализации;

- образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указывают­
ся конкретные замечания);

- образец (макет либо модель) не соответствует психолого-педагоги­
ческим требованиям; реализация не допускается (указываются конкрет­
ные причины);

- образец-эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка-
сувенир;

- образец-эталон (макет либо модель) является специальной игруш­
кой и предназначен исключительно для продажи в специализированных
магазинах (секс-шопах) либо для применения в психотерапевтической
практике.

8. К образцам-эталонам выдается паспорт, в котором указываются но­
мер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игруш­
ке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей,
для которых она предназначена, и предприятие —изготовитель игрушки.
Паспорт прикрепляется к образцу-эталону и пломбируется.

9. Один экземпляр образца-эталона игрушки возвращается заявителю.
Второй экземпляр образца-эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке
или в комиссии по игрушке. Срок и порядок определяются ХТС по игруш­
ке и комиссией по игрушке.

10. Наличие положительного заключения психолого-педагогической
экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертифика­
ции.



11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, яв­
ляются невозможность:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры
(людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры
(сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные иг­
рушки (куклы, животные);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и
насилием;

- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки
детского возраста.

12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие
следующими качествами:

- полифункциональность (возможность их широкого использования в
соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая раз­
витию творческих способностей, воображения, знаковой символической
функции мышления и других качеств);

- дидактические свойства, возможность обучения ребенка конструиро­
ванию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов програм­
мированного контроля, например в электрифицированных игрушках;

- возможность применения группой детей, пригодность игрушки к ис­
пользованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого
как играющего партнера (например, коллективные постройки);

- высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлеж­
ность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приоб­
щение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные
игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских нев­
розов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сек­
суальных насилий, специальное половое воспитание.

Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических про­цедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспита­ния и защиты от сексуального насилия.

При психолого-педагогической экспертизе этих игрушек представля­ется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: