Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Экономическая сущность налога проявляется через его функции.
Выделяют следующие функции налогов:
1. фискальная (или мобилизующая),
2. распределительная,
3. регулирующая,
4. контрольная,
5. прочие.
Фискальная функция – это изъятие средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Данная функция воплощает в себе суть налогообложения и является основной. Через фискальную функцию налоги выполняют свое назначение – формируют финансовые ресурсы государства, мобилизуют их в бюджетной системе, чтобы государство имело финансовые ресурсы необходимые ему для выполнения собственных функций – оборонных, социальных, природоохранных и др. (например, административных).
Распределительная функция налогов заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и прочие государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную и финансирует межотраслевые целевые программы, имеющие общегосударственное значение.
Система налоговых ставок, права и обязанности региональных и местных органов власти, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.
Регулирующая функция начала осуществляться с тех пор, как государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Это происходит при помощи налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Важное значение при этом имеет и сама налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность организаций и физических лиц. Одновременно, осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств.
В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
Отдельными экономистами выделяются также следующие функции:
· стимулирующая, как разновидности
· дестимулирующая, регулирующей
· социальная (выравнивание доходов физ. лиц),
· поощрительная (через льготы для физ. лиц).