Принципы налогов

Принципы представляют собой исходные начала в механизме правового регулирования налоговых отношений. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь налогового права и налоговой политики. Особую роль принципы играют в формировании правоприменительной практики. Они содействуют отмене устаревших и принятию новых правовых норм, единообразному толкованию нормативных правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т. д.

Принципы налогообложения - основополагающие идеи и положения, существующие в налоговой сфере или общие начала законодательства о налогах и сборах.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и по другим важным признакам. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

Они во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них зависит социально – экономическое благополучие населения и спокойствие граждан.

Принципы налогообложения делятся на:

1. Теоретические,

2. Практические.

Теоретические принципы налогообложения являются всеобщими или фундаментальными и положены в основу налоговых систем всех стран мира.

Основоположником классической политической экономии является шотландский философ и экономист Адам Смит (1723 - 1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776г.) он сформулировал классические принципы теории налогообложения, актуальных и до настоящего времени:

1. принцип справедливости – утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно их доходу;

2. принцип определенности – согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику;

3. принцип удобности – означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;

4. принцип экономии – заключается в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

В дальнейшем, с развитием финансовой науки и теории налогообложения, виды теоретических принципов налогообложения дополнялись и стали представлять собой систему общепринятых подходов к построению налоговых систем, следуя которым, налоговое законодательство может сочетать и интересы налогоплательщиков и государства. Можно сказать, что в настоящее время, во всех странах мира, при построении налоговой системы, соблюдаются следующие современные теоретические принципы налогообложения

1. объем собираемых налогов должен быть достаточным (и не более), чтобы государство могло осуществлять свои функции и удовлетворять коллективные потребности;

2. система налогообложения должна быть эластичной, т.е. совершенствоваться, соответствуя экономическому развитию и социальным потребностям государства;

3. при построении системы налогообложения необходимо учитывать социально- экономические и финансовые потребности государства, а не политические интересы, по отношению к которым она должна быть нейтральна;

4. налоговая система должна соответствовать интересам народного хозяйства и способствовать его развитию, для чего важно правильно выбрать источник налогообложения, т.е. должен ли налог падать только на доходы или капитал отдельного лица либо населения в целом;

5. также важно правильно сочетать комбинацию прямого и косвенного налогообложения с тем, чтобы это было максимально эффективно;

6. налоговая система должна строиться на длительную перспективу и не должна часто просматриваться, давая возможность налогоплательщикам планировать свою финансово – хозяйственную деятельность;

7. взаимоотношения налогоплательщика с налоговыми органами должны строиться таким образом, чтобы последние имели возможность контролировать выполнение плательщиком налогового законодательства.

Практические принципы – это основополагающие идеи и положения, заложенные в основу действия налогового механизма, то есть в основу налогового законодательства при построении конкретной налоговой системы в отдельной стране.

Практические принципы налогообложения учитывают особенности общественно – политического устройства страны, цели финансовой и социальной политики, уровень развития экономики и другие условия, сложившиеся в данной стране. Принципы построения налоговой системы РФ нашли свое закрепление в ст. 3 гл. I НК РФ, в соответствии с которой:

1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. законодательство о налогах и сборах основывается на всеобщности и равенстве налогообложения;

3. налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

4. не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы и зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, национальности, вероисповедания или места происхождения капитала;

5. налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

6. недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

7. недопустимы налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ;

8. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

9. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

10. акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (ясность и четкость законодательства);

11. все устранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: