К формам развития научного знания относят, прежде всего, проблему, гипотезу, теорию.
Проблема – это необходимо возникающий в процессе научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.
Научное познание начинается с постановки проблемы. Часто говорят, что правильно поставить проблему – это уже значит наполовину обеспечить успех в ее разрешении. Во всем цикле познания – от постановки проблемы до ее разрешения – движущее пружиной выступает долженствование в различных формах, выражающее активность познающего субъекта в его отношении к объекту. Долженствование – субъективный момент в процессе научного исследования, но это субъективное есть выражение объективного: общественных потребностей человека по практическому преобразованию мира. Эти потребности стоят в начале и в конце научного исследования. Они побуждают ставить и разрешать научную проблему, определяют пути практической реализации научных идей.
|
|
Требования к постановке научных проблем:
- Наличие обоснованного вывода о том, что избранная проблема не решена в мировой науке или предлагаемые решения неудовлетворительны.
- Анализ предшествующего опыта исследования выявленной проблемы, чтобы избежать дублирования
- Обоснование актуальности проблемы для общества в дополнение к личной убежденности, что ее необходимо решать.
- Выявление основного противоречия проблемной ситуации
- Формулирование целей и задач исследования
Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части:
1) Систему исходных утверждений или описание фактических данных.
2) Постановку вопроса – что нужно найти.
3) Методологический принцип – систему указаний на возможные пути рушения.
Процесс решения проблемы
- Ознакомление с проблемой.
- Уточнение проблемы.
- Постановка проблемы.
- Подборка и определение объема необходимой информации
- Рабочая формулировка проблемы.
- Разработка вариантов возможных решений проблемы, выработка идей.
- Поиск решения проблемы
- Проверка правильности (истинности) решения проблемы