Суеверие господствует над верой

Древний человек был не только неразрывно связан с природой, он считал себя неотделимым и от невидимого мира – мира духов. Для того чтобы жить с этим миром в ладу, он придумывает множество ритуалов, призванных обеспечить поддержку невидимых сил. Более того, он хочет заставить их служить себе. Эти невидимые силы нужны людям не только, чтобы противостоять грозным природным стихиям, несущим землетрясения, ураганы, наводнения, но и противодействовать сильным людям. Помните у А.С. Пушкина: «Волхвы не боятся могучих владык…» Колдовство, магия уравнивают возможности физически слабого и сильного. Более того, они дают слабому надежду на возмездие. Подобные ритуалы и связанные с ними надежды называются суевериями. Тем более, что вера в богов, представляющих собой образы животных или диких зверей будило в душах людей страх и даже желание подчинить себе такого хищника.

Суеверие не требует от человека, каких-либо нравственных усилий для личного совершенствования, а необходимо ему для достижения определенных корыстных целей. Другое дело вера. Она неотделима от безусловной преданности высшим нравственным идеалам и следования им. В подлинной вере человек не ищет личной выгоды, она не совместима с ней.

Добро и зло, ложь и правда - носят субъективный характер

Язычество ставит личные материальные интересы на первое место, а боги служат лишь средством для их достижения, поэтому правда часто мешает, так как не может быть использована в корыстных целях. Заведомая ложь и целенаправленный обман выступают средствами достижения корыстных целей, выгоды.

Для язычника не существует нравственных идеалов, по этой причине у него отсутствует понимание принципов добра и зла, они субъективны. Добром является все, что приносит пользу язычнику, а злом все, что вредит. При этом интересы других людей совершенно не учитываются. Такое положение закрепляется в религиозных верованиях, в которых боги делятся на добрых и злых, но язычник с одинаковым усердием стремится почитать тех и других. Такое ощущение мира язычник принес из глубокой древности, когда его первобытные предки только начали выделяться из мира природы и создавать мир человека. Оно сохранилось до наших дней. В ХХ столетии многие философы различных философских направлений стали доказывать правомочность подобных воззрений. Однако еще в глубокой древности зарождавшаяся философия по-другому смотрела на предназначение человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: