Пифагор

Среди греческих мудрецов разрушающее влияние собственности на отношения людей первым разглядел Пифагор, на которого громадное влиянию оказали философские идеи, усвоенные им во время более чем двадцатилетнего путешествия по Египту, Персии, возможно, Индии и другим странам Востока, а также шедшие из глубокой древности идеи орфиков. Понимание разлагающего влияния собственности на человека, орфики, по всей видимости, почерпнули из обычаев родового строя, когда не было имущественного расслоения и люди жили родовыми общинами, являясь родственниками друг другу. В такой первобытной общине отношение к родственникам и отношения к чужакам кардинально различались. Член рода был своим, на него распространялись все табу (запреты) и нравственные нормы. Чужой вообще мог не считаться человеком. Он ничем не отличался от животного, поэтому с ним можно было делать все, что угодно и заставлять работать на себя, делая рабом.

У орфиков Пифагор почерпнул понимание двойственной природы человека: телесной и духовной. Когда он создал свои пифагорейские общества, главным направлением деятельности их членов была забота о нравственном совершенствовании. Диоген Лаэртский приводит принадлежащие Пифагору два важнейших этических и социальных открытия: «Он (Пифагор) первый сказал: «У друзей все общее» и «Дружба есть равенство». [34] О жизни членов пифагорейских союзов до нашего времени дошло много легенд, но все они указывают на их этический характер. Этики Пифагора оказала несомненное влияние на этические воззрения великих античных философов: Сократа, Платона и Аристотеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: