А. Человек природный (человек-животное)

Киники

В начале IV в. до н. э. учеником Сократа Антисфеном Афинским была основана философская школа киников. Основатель школы, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе простоту, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, постоять за себя; сочетать в себе верность, храбрость, благодарность. Такая позиция приводила к непримиримым противоречиям, прежде всего, между естественной (животной) сущностью человека и созданным им миром культуры.

Особую известность в этом отношении приобрёл ученик Антисфена Диоген Синопский. В своих беседах и повседневной жизни Диоген вёл себя как маргинальный субъект. Он считал, что люди должны жить подобно животным. Сам он жил в глиняной бочке посреди рыночной площади. На виду у всех справлял естественные надобности, мастурбировал. Диоген кроме отрицания необходимости образования, нравственных норм и приличий, считал ненужным государство, законы, семью. Предлагал женщин сделать общими, как и детей. Называя себя собакой, он пытался есть сырое мясо.

Последователи Диогена – киники жили в заброшенных домах, грязные и немытые подобно зверям. Хотя киники вышли из числа учеников Сократа, но изменили его учение до неузнаваемости. Человек в их понятии превращался из высоконравственного и духовного существа в грязное животное, отрицавшее культуру. Многие философы того времени во взглядах на человека были близки к Диогену.

В отношении к морали у киников прослеживается тенденция уничтожения в человеке всего человеческого и возврате в царство животных. Рассказывают, что Диоген удивлял жителей Афин тем, что ходил днем по городу с горящим факелом, крича: «Ищу человека». Современные поклонники этого философа видят в его поведении борьбу с ханжеством общества. Однако можно высказать и другое мнение. Откровенный маргинал, отказавшийся от общепринятых правил приличия и уподоблявшийся животным искал человека? В этом видится откровенный эпатаж, желание собственного пиара и ничего более. В наше время очень многие люди совершают подобные фальшивые поступки.

Киники считали, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью. Киническая этика негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами, отказа от семьи, от государства, от законов. По сути дела учение киников ставит человека на позиции нигилизма и аморализма. Такая позиция, низводящая человека в один ряд с животными, стала привлекательной для маргиналов последующих эпох.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: