Развитие представлений о сущности человека в древнегреческой философии

Античные философы оставила нам в наследство два основных типа представлений о человеке: первый – человек существо, в котором главным является духовно-нравственное начало; второй утверждал главенствующим начало телесное. Древние греки видели сложное устройство человеческой личности и отличие от животных. Еще в VIII или VII веке до н.э. греческий поэт Гесиод улавливает самое существенное различие между человеком и животным. Он пишет: «Звери… не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал – высочайшее благо». [36] Последователи легендарного поэта, певца и музыканта Орфея, жившего в начале I тысячелетия до н.э. – орфики противопоставляли душу и тело друг другу, считая, что человек это временное единство двух противоположностей, из которых душа является высшей, а тело низшей субстанцией. Орфики считали земную жизнь злом, запрещали убивать живых существ и совершать самоубийство. Они верили в закон воздаяния за прошлые деяния, в переселение души - метемпсихоз и её бессмертие.

«Познай самого себя» - этот призыв древние греки выбили над входом, в один из самых почитаемых в народе храмов - храм Аполлона в городе Дельфы, в котором знаменитые прорицательницы - пифии изумляли людей пророчествами еще две с половиной тысячи лет назад. С тех пор мир кардинально изменился, но к нашему великому удивлению представления людей о самих себе существенно не отличаются. В своей сути они остались такими же, как и в древнее время. Начиная с орфиков, человек предстает, состоящим из двух сущностей: тела и души. В соответствии с представлением о сущности человека философы древности выработали два противоположных понимания его предназначения, которые можно определить следующим образом: 1) служение телу и стремление к удовольствиям; 2) служение душе и стремление к добродетелям. Понимание двойственной сущности человека было присуще всем философам. Однако они по-разному относились к их соотношению. Одни на первое место ставили сущность телесную, а другие духовную, по этим причинам их преставления о человеке можно классифицировать на три группы: а) человек природный или человек-животное; б) человек чувственный; в) человек духовный. Исходя из такой классификации, рассмотрим их особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: