В. Человек духовный

Сократ – и его последователи

Сократ (470/469-399 до н.э.), обвиненный недоброжелателями в развращении молодежи, обращаясь к судьям, сказал: «Г ражданин города Афин, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе, о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно, лучше не заботишься и не помышляешь». [39] Сократ считал, что все люди должны стремиться к познанию добродетелей. Для него добродетель сливается со стремлением к познанию истины. Не для того человеку дан разум, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землёю», а для того, чтобы стать совершенным.[40]

Сократ подал грекам пример, чтобы считать добродетели души главной ценностью человека его духовно-нравственной сущностью. Ученик Сократа Платон развил его учение о душе. Природа человека, считал Платон, определяется его душой, которая является божественным бессмертным началом, стоящим над смертным телом.

Аристотель – ученик Платона считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его поведения. Душа неотделима от тела, но сама нематериальна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа, которая состоит из трех частей: растительной, животной и разумной. Растительная часть души обеспечивает биологическое развитие организма: рост, возмужание и старение; животная - самостоятельность в движении и гамму психологических чувствований; разумная - самосознание, мышление и духовную жизнь. Согласно воззрениям этих философов двойственная природа человека, в которой душа играет роль нравственного начала, заставляющего человека поступать нравственно, возвышает его над природой и животным миром.

Сократ видел предназначение человека в стремлении к добродетелям и жизни по их принципам. Великие ученики Сократа Платон и Аристотель последовали его учению. Они видели будущее человечества в развитии культуры, образования, наук и искусств, и сами многое для этого сделали. Платон и Аристотель пытались не только объяснить мир, но и построить модель государственного устройства, выработать наиболее приемлемые с их точки зрения отношения между государством и людьми, в основе которых должны лежать гуманистические нравственные принципы: справедливость и общественное благо.

В отличие от философов, отрицавших положительную роль государства в жизни каждого человека и общества в целом, Сократ, Платон и Аристотель смотрят на государство, как на орган, без которого невозможна стабильная и упорядоченная жизнь людей. Они приходят к мысли, что идеальное государство должно служить людям, мечтают его усовершенствовать, посвящая этому вопросу свои труды.

Сократ, Платон и Аристотель, пересматривают роль божества. У Сократа есть свой гений или даймонион, как он именует его, это божественный голос который в решающие моменты жизни подсказывает ему путь к благим поступкам. Платон и Аристотель в своих размышлениях о Боге подходят к фактическому монотеизму. Платон в Государстве пишет о том, что произведения Гомера и Гесиода необходимо запретить, так как они показывают богов в неприглядном виде, часто представляя источниками зла. Платон считает, что от Бога может исходить не зло, а благо, которое является основой нравственности;

Идея Бога у Аристотеля вплотную приближается к христианской. В его представлении Бог это беспредельный разум, перводвижитель Вселенной, управляющий ею силой любви. От этих рассуждений остается один шаг, до мысли Иисуса Христа о том, что любовь к Богу покоится на любви к людям, и общего положения христианства «Бог – есть любовь».

Платон полагал, что главная добродетель - справедливость, без которой немыслима жизнь государства и отдельного человека, является основой морали. В отличие от него Эпикур считал, что «справедливость не существует сама по себе». Аристотель родоначальник «практической философии» – этики, в которой создает теорию добродетелей, являющуюся основой общественной жизни людей, так как человек «общественное существо» и должен жить по нравственным нормам.

Платон

Платон (420-348) в отличие от Сократа переходит к рассмотрению нравственных качеств не отдельной личности, а создаёт модель идеального государства, населенного людьми, ставящими общественные интересы выше личных. Платон подводит читателя к мысли, что не стоит быть даже великим царем, если в своих поступках не руководствоваться принципами Добра. Добро – божественное начало, поэтому поиск истины есть в одно и то же время стремление к Добру. Зло, даже если оно побеждает, остается всего лишь болезнью души, безумием.

В книге «Государство» он доказывает, что справедливость несовместима с «правом сильного». Само общество складывается потому, что люди нуждаются друг в друге. Труд является главным связующим звеном между людьми. Платон целенаправленно проводит мысль, что будущее государства зависит от того, как будет воспитана молодёжь.

Платон считает, что «у друзей все общее», а собственность – главное препятствие для достижения всеобщего блага, поэтому все должностные лица в его государстве не только лишены ее, но не имеют семьи и не знают собственных детей, так как все дети являются общими. Платон пишет, что потомство должно производиться лучшими мужчинами и женщинами, а не пускаться на самотек. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна.

Платон видит будущее не в возврате в мир животных и отказе от собственности, а в развитии человеческих отношений, при которых собственность из средства разделения людей превращается в способ их объединения. В Государстве Платон пишет, что труд, являющийся источником собственности, является и средством объединения людей в государство. Профессиональное разделение труда заставляет людей обмениваться своими продуктами, для чего необходимо их совместное проживание и организационные формы общественного устройства. В придуманном Платоне идеальном государстве правители-философы и стражи-воины готовятся к выполнению своего долга целенаправленным воспитанием, но для того чтобы избежать искушения пользоваться служебным положением в личных целях, он идет на радикальные меры: «никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости». Граждане государства должны предоставлять стражам все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, чтобы они ни в чем не нуждались.

Аристо́тель (384 — 322 гг. до н. э.) пытается создать теорию возникновения мира - метафизику, как ее назовут впоследствии. Божество в понимании философа – это необъятный разум, который также мало знает о копошащемся где-то маленьком мирке, как солнце о цветке, тянущемся ему навстречу. Мир созидается силой духовного притяжения. Мысль, по Аристотелю, занимает особое место в природе. «Так как ум,- говорит он, - мыслит все, ему необходимо быть не смешанным ни с чем, чтобы властвовать, то есть познавать. Вселенская «Первопричина» (Бог) движет мир «как предмет любви». Это универсальное тяготение Любви превращает мир в живое существо, жаждущее достичь божественного бытия».

Созданную им этику, он считал практической философией По Аристотелю добродетель это середина между пороками чрезмерности и недостатками того качества, которое олицетворяет добродетель. Так мужество это середина между отвагой и трусостью.

Стоики

Сократ был у стоиков божеством. Основатель стоической философии – греческий философ Зенон (336-264 до н.э.) учил, что «все люди по природе равны между собою и что только добродетель составляет различие между ними». Стоическая добродетель предписывает служение людям. По учению стоиков, все люди – члены одного тела, все они братья. Настоящий Бог стоика – добродетель. Стоик должен был относиться к жизни как хладнокровный актер. Истинный мудрец должен быть свободен от всяких волнений, не должен знать ни горя, ни радости, ни страха. Для стоика не должно существовать утраты; самое слово потеря не должно быть им произносимо. Стоическая добродетель предписывает служение людям. Стоицизм приближался к христианству, но это сходство не устраняет глубокой коренной противоположности между ними. В основе учения Христа лежат вера, надежда, и любовь; учение стоиков основано исключительно на разуме, лишено надежды и отрицает всякое чувство.

Какой смысл имело учение стоиков о братстве людей, если запрещалось любить ближнего, то есть страдать его горем, радоваться его радостями. Братство без любви - пустая фраза. «Стоик добродетелен не для того, чтобы делать добро, но делает добро, чтобы быть добродетельным».

Заключение.

Подведём итоги противоречивым представлениям о человеке, родившимся в умах греческих философов: 1. Человек это животное, которое должно жить сообразно с природой. 2. Назначение человека заключается в стремлении к удовольствию; 3. Служение добродетели – основная задача человека, которая определяется его духовной сущностью. Несмотря на древность эти представления, изменяясь по форме, остаются неизменными по содержанию до наших дней. Первые два представления о сущности человека идут в русле принципов языческого мировоззрения, и только третье революционным образом меняет их. Оно порывает с языческим поклонением культу силы и требует полного пересмотра отношений людей между собой. Добродетель ставится выше богатства и силы. Этого древний мир еще не знал. Духовное совершенствование становится важнее приобретения материальных ценностей.

Можно только поклониться мудрости великих умов человечества Будде, Конфуцию, Зороастру, Пифагору, Сократу, Платону, Аристотелю и другим философам, которые смогли перешагнуть через многотысячелетние представления о животной сущности человека и на первое место поставили его духовно-нравственные качества. Их учения способствовали началу целенаправленного формирования человека духовного, выступившего против звериных инстинктов и подчиняющего зов природы разуму. Основы гуманизма и гуманистической этики были заложены не законами животного мира, а этими людьми, о чем не стоит забывать.

«Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается»

(Екклесиаст 6:7)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: