Пути создания европейцами духовной культуры

Варвары, перемещавшиеся по просторам Западной Европы, не обладали ни материальной, ни духовной культурой, которая хотя бы отдаленно напоминала исчезнувшую после падения Рима. О высоте материальной культуры римлян свидетельствуют записки Юлия Цезаря о галльской войне. Он рассказывает, что когда решил наказать германцев, совершавших набеги на галлов из-за Рейна, то в течение десяти дней построил мост через эту реку, чем привел в страх окрестные племена. Современные строители, используя в качестве материала только деревья, растущие по берегам такой крупной реки как Рейн, но пользуясь современной техникой, едва ли смогут выполнить такую работу в столь короткие сроки.

Варварский мир, пришедший на смену римской культуре, был неграмотен. Культура письма имеет историю всего в пять тысяч лет в отличие от культуры слова, история которой длится десятки тысячелетий, поэтому о жизни древних греков и римлян мы знаем гораздо больше, благодаря дошедшим до наших дней книгам писателей того времени, чем о своих предках – славянах, от которых не осталось почти никаких письменных памятников. Несомненно, что культура письма стала мощным ускорителем духовного развития человечества.

Можно считать, что со времени падения Рима и до крестовых походов, в Европе шло формирование духовной культуры, которая стала основой западноевропейской христианской идентичности. Крестовые походы показали, что христианство в Европе пустило глубокие корни и способно своими идеями объединять совершенно различных людей от нищего до императора. Современные враги христианства доказывают, что крестовые походы предпринимались авантюристами, искавшими легкой наживы и развлечений. Это черные домыслы людей, которые под влиянием постмодернистской философии отвергают существование идеалов, ради которых люди готовы пойти на любые лишения и даже отдать жизнь. Конечно, среди крестоносцев было немало и бессовестных авантюристов, но чтобы понять, что двигало основной массой крестоносцев, стоит перечитать романы Вальтера Скотта.

От языческого Рима европейские варвары заимствовали латинский язык, ставший не только языком грамотности, но и межнационального общения и христианство, ставшее основой духовного единения. Необходимо отметить, что варвары Алариха, разграбившего Рим и Одоакра, ставшего его правителем были последователями христианства в его арианском еретическом варианте. От Христа варвары получили гуманистическое учение, но не знали, что с ним делать. Каким образом примирить любовь к ближнему, с языческим желанием забрать у этого ближнего его имущество и богатство.

В течение «темных веков» европейцами была проделана колоссальная работа по созданию мировоззрения, в котором возвышенные ценности учения Христа, приводились в соответствие с языческими по своей сути потребностями правящей элиты, интересами церкви, государств и народа в целом. Это была очень трудная задача найти компромисс в условиях бескомпромиссной ситуации.

Одновременно шло развитие культуры политической и экономической. Формировались феодальные государства, складывались социальные отношения, формировались сословия и классы, но самое главное шло формирование представлений о человеке, уже не язычнике, а христианине, потому что общественное мнение не представляло человека не христианином. В течение всего времени шло обращение в христианство язычников. Началось соперничество между католической и православной церквями. На Балканах и у восточных славян - русов было принято христианство в его Византийском, православном варианте, в котором господствовало влияние лиричных греков, а поляки, скандинавы и народы остальной Европы приняли католичество от прагматичных римлян. Несколько последних веков поэты и философы пытаются объяснить особенности русской души. Представляется, что эти особенности национального характера лежат там, в пришедшем от древних греков стремлении объяснить мир и излить собственную душу. Римляне предпочитали не объяснять, а захватывать власть и деньги.

В Средние века формируется культура христианской Европы, которая окажет решающее влияние на ее будущее. Решается вопрос о месте и роли церкви в жизни общества, соотношения власти светской и духовной. Идет выработка социальной структуры общества, определения социальных ролей различных сословий и классов. Складывается новая мораль и нормы общественного поведения, в которых определяются взаимоотношения мужчины и женщины, вырабатывается христианский взгляд на брак и семью, воспитание детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: