Позиция церкви в социальных отношениях

Император Константин поставил церковь в сложное положение. Идеями гуманизма и равенства последователей Христа проникнуты все Евангелия, более того, он говорит своим ученика: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Иоанн 15:15) Подобные отношения не могли быть приемлемы в классовом государстве, тем более рабовладельческом. Но даже Константин под влиянием христианского учения проводит ряд мероприятий по гуманизации общественных отношений. Однако отношения раба и господина церковь продолжает не только сохранять, но и обосновывать. Самый выдающийся церковный теолог и философ раннего средневековья Августин, прозванный Блаженным, создает в начале V века свое знаменитое учение о предопределении. Согласно ему, Бог заранее одних людей предопределил к вечному блаженству, а других к вечному отторжению от себя. Это учение очень удобно объясняло социальное неравенство и работало на укрепление авторитета церкви и господствующих сословий, но толкало людей, отчаявшихся найти справедливость на земле в ряды противников христианства – еретиков. Как же иначе, если Бог сам установил порядок, в котором нет справедливости, то выход один – искать помощи у его противника. В Средние века появляется много сект антихристианской направленности.

Утверждая в сознании людей, что они рабы божии, католическая церковь как бы подразделяет их на различные уровни по степени приближения к Богу. Во-первых, она делит людей на мирян и духовенство или клир. Мирянин, который в начале Средневековья не мог читать Евангелий, потому что был неграмотен, а когда грамотность приобрела более широкие масштабы, ему запретили это делать, не мог общаться с Богом без посредника, которым выступала вся церковь в лице конкретного приходского священника.

Церковная иерархия строилась по мере приближения к небесам. Папа считался наместником Христа на земле и слова из Евангелия от Матфея: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» [45. 18:18] давали его власти необычайно авторитетное обоснование. Кардиналы и епископы, стоявшие во главе церквей в отдельных провинциях или странах, пользовались в своих землях не меньшей властью, чем папа в Риме, но естественно зависели от него, так как он их назначал. В церковных приходах или монастырях очень строгой была духовная власть настоятелей. Особенностью католической церкви было наложение на всех священнослужителей и монахов обета безбрачия – целибата.

На мирян церковь наложила очень строгую ответственность за выполнение религиозных предписаний. Во-первых, еженедельное посещение мессы. Не следует забывать, что это был еще и выходной день, свободный от работы на феодала, как и все церковные праздники. С тех времен до наших дней дошло понятие, что в религиозные праздники работать нельзя, что это «грех». Таким же грехом для феодала было заставлять работать зависимых крестьян. Месса проводилась на латинском языке, который не понимали многие народы, принявшие христианство. Это не смущало церковь, так как в ее задачи и не входило приучение прихожан к осмысленному восприятию христианства. Важно было внешнее, эмоциональное воздействие, которое влияет не на сознание, а на естество и чувства людей, затрагивая и душу. Постепенно строятся величественные готические соборы, в которых устанавливаются органы, богослужение сопровождается музыкой и хоровым пением, оставляющими до сих пор неизгладимое воздействие на эмоциональное состояние верующих.

Важнейшим средством управления прихожанами была исповедь. В раннем христианстве исповедь была публичной, но после того как христианство стало господствующей религией и исповедоваться стали знатные прихожане, исповедь стала совершаться тайно перед священником, который от имени Бога стал отпускать грехи, накладывая епитимию, то есть церковное наказание. Церковь превратила исповедь в средство тотального контроля над поведением верующих. На исповеди священники задавали вопросы, касающиеся всех сторон жизни, вплоть до интимных подробностей сексуальных отношений супругов, определяя их дозволенность.

Со времен эпохи Просвещения написано много трактатов, обличающих засилье церкви, ее вторжение в частную жизнь людей. Огульно обвиняя церковь, авторы подобных творений представляли предшествующее язычество как время гармоничных отношений, что совершенно не соответствует действительности. Всеобщая жестокость, господство насилия, рабство, сексуальный разгул характеризовали язычество. Церковь вскоре стала пользоваться насилием сама. Она пыталась изменить отношения полов в соответствии с предписаниями Библии. Это оказалось не по силам, хотя она настойчиво занималась. Католическая церковь постепенно дисциплинировала дикого варвара, подспудно готовя почву для того культурного взрыва, который назовут эпохой Возрождения или Гуманизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: