Христианская религия – основа духовной культуры и стабильности народов Европы

С конца III в. епископам главных городов провинций стали присваиваться титулы митрополитов и первосвятителей. Римская церковь, а соответственно, и римский епископ, имели особый авторитет среди христианского мира. Во-первых, Рим был ещё совсем недавно столицей могущественного государства, а, во - вторых, именно в этом городе проходила проповедническая деятельность самых великих апостолов – Петра и Павла, которые здесь же приняли мученическую смерть. Это придавало Риму особый авторитет среди других городов, ни один из которых, в том числе и Константинополь, не мог похвастаться подобным. Вскоре римский Папа стал признанным авторитетом, а затем и главой всей христианской церкви Западной Европы.

Развал Западной Римской империи пришелся на период Великого переселения народов, продолжавшегося до VII века, когда Европа была подобна кипящему котлу, в котором находились в хаотичном движении различные племена и народы, переходящие с боями, сопровождавшимися грабежами и разбоем, из одной местности в другую. В условиях всеобщего хаоса римский Папа, вместе с возглавляемой им церковью, становится символом стабильности и порядка, и в силу этого приобретает высший духовный авторитет среди племенных вождей и королей народов, перемещавшихся по землям Европы. Духовный авторитет римских пап рос в большей степени за счет того, что среди людей находилось много пламенных приверженцев учения Христа, которые шли к варварам в далекие земли и с фанатичной страстностью проповедовали среди языческих народов, обращая их в христианскую веру. Римский папа направлял к новообращенным священников, назначал епископов, а предводители этих народов по отношению к папе добровольно занимали подчиненное положение. Так сложилась правило, по которому католическое духовенство каждой европейской страны подчинялось не своему государю, а папе.

В VII-IX вв. после передачи католической церкви значительных земельных владений в центре Италии возникает государство, возглавляемое Римским Папой и получившее название Папской области. Таким образом, папа становится еще и светским авторитетом среди государей Европы. Папы венчали на престол королей и императоров. Все это способствовало необычайному экономическому и политическому могуществу католической церкви и Римского Папы. Укрепление авторитета пап и рост церковных богатств вели католичество к еще большему отходу от духовной стороны учения Христа. Укрепление церковной власти и стяжание богатства становятся главной заботой церкви. Папы начали продавать церковные должности за деньги.

В раннем Средневековье церковь решала две главные задачи. Во-первых, сделать так, чтобы учение Иисуса Христа лишилось своей революционности, и могло быть принято светскими властями, знатью и богатыми, стать основой нравственной жизни народов и своеобразной духовной уздой, держащей их в повиновении. Во-вторых, необходимо было окончательно добиться победы над язычеством. Борьбу с язычеством из области духовной, мировоззренческой церковь переносит в материальную.

Папа Григорий I (540 - 604) ставит задачу перед священнослужителями: «приспособить языческие обряды к христианским: «мы пришли к заключению, что идольские храмы… не следует ни в коем случае уничтожать. Следует уничтожить идолов, но сами храмы надо кропить святой водой, возвести алтари с мощами в них… Таким образом, мы надеемся, люди оставят идолослужение… и вновь станут приходить на это место, как раньше… А так как у них был обычай приносить в жертву дьяволам множество быков, то пусть вместо этого установят другие торжественные церемонии… Им не следует отныне приносить животных дьяволу, но они могут убивать их ради трапезы во славу Божью. Если людям позволить некоторые земные радости… то они с большей готовностью станут искать радостей духовных… Потому что невозможно одним махом уничтожить все ошибочные представления в упрямых головах, и тот, кто хочет взобраться на вершину, поднимается шаг за шагом». [67]

Для решения церковных задач неоценимую роль играл Ветхий Завет. Гиббон считает, что «духовенство необдуманно и, может быть, ошибочно применяло законы Моисея и примеры из иудейской истории к кроткому и всемирному господству христиан». [55. 352] Церковь стремится поставить себе на службу языческие обычаи и обряды. Одним из самых важных стало поклонение мощам святых. Эта традиция возникла из естественного уважения к умершим и их делам. «В том веке, который следовал за обращением Константина в христианство, и императоры, и консулы, и начальники армий с благочестием посещали могилы людей, из которых один делал палатки (Павел), а другой был рыбак (Пётр), а кости этих людей были почтительно сложены под алтарями Христа, на которых епископы царственного города постоянно совершали бескровные жертвоприношения». [55. 363]

«Самые почтенные епископы пришли к тому убеждению, что невежественные поселяне охотнее откажутся от языческих суеверий, если найдут какое-нибудь с ними сходство и какую-нибудь на них замену в христианских обрядах. Религия Константина менее чем в одно столетие довершила завоевание всей Римской империи, но сами победители были постепенно порабощены коварством своих побеждённых соперников». [55. 366]

Учение Иисуса Христа, говорящее, что он пришёл создать духовное царство, которое «не от мира сего», постепенно и вполне сознательно подменяется учением церкви, ставящей на первое место мирские материальные проблемы. В учении Христа для такой церкви нет места, но она хорошо вписывалась в религиозные традиции Ветхого Завета. Константин создал государственную христианскую религию, но воздвиг препоны для формирования нового духовного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: