Бенедикт Нурсийский

Бенедикт Нурсийский (480 — 547) — родоначальник западного монашеского движения. Он признан святым католической и православной церквями. Бенедикт был сыном знатного римлянина из итальянского города Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но, не закончив обучение, покинул город, сбежав от столичной суеты, и поселился в горах. Известно, что в это время ему было около 20 лет.

Три года Бенедикт в одиночестве прожил в пещере. Молва о благочестивом отшельнике росла, и люди начали приходить к пещере, чтобы посмотреть на отшельника и поговорить с ним, а монахи одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени стало значительным, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора. Около 530 года зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг Италии, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Бенедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.

Для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орденом бенедиктинцев, Бенедикт в 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества. В целом, устав св. Бенедикта очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности. В уставе особое внимание уделено принципу киновии (общежительского монашества) и принципу монастырской автономии, подчеркивается необходимость воспитания смирения, которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Священного Писания и творений Отцов Церкви. Уставу святого Бенедикта до сегодняшнего времени следует ряд монашеских орденов.

Широко известны 72 правила из Устава. Приведем некоторые из них: «Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами. Любить ближнего, как самого себя. Уважать всех людей. Не делать другим того, чего бы мы не желали себе. Облегчать участь бедных. Одевать нагих. Посещать больных. Утешать печальных. Не предаваться гневу. Не воздавать злом за зло. Терпеть гонение за правду. Не исполнять пожеланий плоти. Каждый день исполнять жизнью заветы Господа. Любить чистоту. Избегать ненависти. Не любить споров. Избегать почестей». Такие люди как Бенедикт Нурсийский собственным примером показывали вчерашним язычникам образцы христианской нравственности и служили прообразом нового духовного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: