Вальдорфская педагогика

В 1907 году Штейнер написал эссе «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки», в котором описал основные стадии развития ребёнка. Содержащиеся в эссе мысли позже послужили основой для формирования его подхода к образованию. В 1919 году Эмиль Мольт пригласил его прочитать лекцию работникам на своей сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте. В результате этих лекций появилась новая, Вальдорфская школа.

Воспитательная система Штейнера строилась на следующих педагогических принципах. Человек рождается три раза. Первый раз — это выход из утробы матери, когда начинается самостоятельное бытие физи­ческого тела; второй — приблизительно в семь лет, с прорезанием коренных зубов, когда в самостоятельную жизнь входит эфирное тело; третий период, наступающий с половой зрелостью, связан с самостоятельным бытием астрального тела, причем в первый период воспитание осуществляется главным образом через подражание ребенка окружению. Здесь определяющее значение имеет духовно-душевный, практический пример. Во втором периоде основное значение приобретает преклоняющееся повторение. Главная педагогическая задача состоит в развитии способности к благоговению и уважению, осуществляемым не столько через рассудочно воспринятое правило, сколько через внутренне созданный и пережитый положительно-прекрасный образ. Важное значение приобретает включение ребенка в художественную деятельность, развивающую богатую гамму чувств (фундаментальный принцип штейнеровской педагогики — «художественное предшествует интеллектуальному»), а также тренировка всех видов его памяти. В третьем периоде доминирующая задача — выявление чисто интеллектуальных способностей. При этом критерием правильности педагогического метода является внутреннее состояние, самоощущение воспитанника, которое может быть им выражено словами: «Я чувствую в себе растущую силу».

В 1922 году Штейнер приехал со своими идеями в Оксфорд по приглашению профессора Миллисента Маккензи. Оксфордская конференция привела к появлению вальдорфских школ в Британии. Во время жизни Штейнера школы, основанные на его образовательных принципах, появились также в Гамбурге, Эссене, Гааге и Лондоне.

Штейнер разработал учебную программу своей школы, опираясь на понятия, полученные благодаря духовному прозрению относительно сущности природы и характера детей. Он считал, что каждый из нас состоит из тела, духа и души, так как дети проходят через три семилетних этапа, то и образование должно соответствовать духу каждого этапа. От рождения до 7 лет, по его словам, происходит приспособление духа к существованию в материальном мире. На этом этапе дети лучше всего учатся через подражание. Академическое содержание сведено к минимуму в эти годы. Детям рассказывают сказки, но не учат читать до второго класса. В первом классе дети изучают только алфавит и письмо.

Второй этап роста характеризуется воображением и фантазией. Лучше всего дети учатся в возрасте от 7 до 14 лет, так как признают авторитет старших и стараются им подражать. Дети имеют одного учителя в этот период и школа становится «семьей» с учителем, как авторитетным «родителем».

Третий этап, с 14 до 21, наступает, когда астральное тело начинает управлять физическим телом, в результате чего наступает половое созревание. Эти антропософские идеи не обязательно являются частью стандартного вальдорфского учебного плана, но их придерживаются составители. Вальдорфские школы оставляют религиозное обучение родителям, сами школы, как правило, духовно-ориентированные и основываются на христианском вероучении.

Поскольку они не учат основным библейским принципам христианства, вальдорфские школы нередко обвиняли в поощрении язычества или даже сатанизме. Возможно потому, что они подчеркивают отношение человека к природе и природным ритмам, в том числе делают акцент на изучении мифов, древних культур, в том числе различных нехристианских праздников.

Вместе с Марией Штейнер фон Сиверс Рудольф Штейнер развил искусство эвритмии, иногда называемое «видимой речью и видимой песней». Согласно принципам эвритмии, каждому аспекту речи: звукам, фонемам, ритмам соответствует определенное архетипическое движение или жест, грамматическим функциям соответствуют душевные качества: радость, отчаяние, нежность и т.д. и каждому аспекту музыки — тона, интервалы, ритмы и гармонии. Дух рождается из сокровенного бытия человека, это канал, через который внутреннее содержание души истекает наружу. Если мы произносим звук и используем исходящий поток дыхания, как прототип ритмичного движения, мы находим, что этот поток дыхания проявляется в нашем воображении, как два пересекающихся потока. Это ритмичное движение является лечебной эвритмией, которая может иметь решающее значение в лечении болезни и может применяться в тех случаях, когда не знает, каким образом определенный орган будет реагировать на определенное движение с полезным результатам.

«Эвритмия» - искусство движения, которое пытается сделать видимым то, что, по мнению Штейнера, внутренне присуще формам и жестам в речи, тексте и музыке. Дети реагируют на эти простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и гармонизировать свое тело и жизненные силы. Позже старшеклассники работают над более сложными эвритмическими представлениями поэзии, драмы и музыки. Следовательно, они приобретают более глубокое восприятие литературных и музыкальных произведений. Когда дети представляют себя оркестром и вынуждены придерживаться четких пространственных взаимоотношений друг с другом, у них усиливается социальное начало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: