Антропософия в России

Идеи Штейнера в начале ХХ в. привлекли внимание многих русских интеллигентов. Среди слушателей и учеников Штейнера были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Волошина, Михаил Чехов, Ася Тургенева, Василий Кандинский и другие. Многие из них оставили воспоминания о становлении антропософии, строительстве Гетеанума. Знаменитый актёр Михаил Чехов, племянник Антона Чехова, был убежденным последователем Рудольфа Штейнера. Он считал антропософию источником духовного возрождения и вместе с тем способом развития актерского мастерства. Встречу с ней он называл «самым счастливым периодом в своей жизни».

Самым ярким последователем Штейнера в России был Андрей Белый, в русской философии и в русском миросозерцании — характерный выразитель кризиса «рубежа». В период своего обращения в антропософскую веру А. Белый «во многих отношениях подошел к краю» (Вяч. Иванов). А. Белый, живя долго за границей, познакомился со Штейнером в 1912 году. В течение трех лет, с 1913 по 1916, слушал его лекции, участвовал в театральных мистериях, эвритмических занятиях и медитациях, возведении Гетенаума. Свое восторженное преклонение перед учителем духа и жизни А. Белый выразил в панегирической поэме в прозе «Воспоминания о Штейнере».

Штейнер неизменно оказывал знаки внимания русской культуре — он говорил о Хомякове и о Достоевском, ещё больше о Толстом и чаще всего о Соловьеве. Таким образом он находил подход к сознанию русских слушателей; взгляд Штейнера на Россию перекликался с идеями славянофилов. Штейнер порицал русскую интеллигенцию за увлечение ее ложными западными учениями и отрыв от народа. Он отмечал, что это подорвало её духовное здоровье.

Наряду с восторженными поклонниками Р. Штейнера в России имелись многочисленные противники его учения. Э. Метнер писал: «Типично русский штейнерианец — существо, которое создалось или вследствие огромнейшего недоразумения или, при наличии полной сознательности, вследствие крайнего отчаяния и всяческой усталости».

В 1917 году А. Белый издал книгу «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилю Метнеру на его первый том «Размышлений о Гете». Этот труд А. Белого вызвал резкую отповедь православного русского мыслителя И. А. Ильина, который книгу А. Белого охарактеризовал как «постыдное явление», «порождение личной злобы и личного бессилия», обнаруживающее со всей очевидностью, что такое «катарсис» души, который осуществляется под руководством Рудольфа Штейнера», курсов которого, по признанию А. Белого, «нельзя безнаказанно слушать».

Русское антропософское общество было организовано в 1913 г., а запрещено было советским правительством в 1922г. Участники антропософского общества в России были арестованы ГПУ в 1934году. В 1990-е гг. началось возрождение антропософии в России.

Этика мистицизма полностью соответствовала либеральным взглядам на человека и его отношение к ближним. За многочисленными словами о демократии, правах женщин ее основным посылом было овладение потусторонними силами с целью влияния на мир. Особенно выделяется этика Штейнера, следующая в форватере рассуждений сатаниста Кроули, о том, что не существует законов обязательных для исполнения. Каждый решает сам, что ему делать и как себя вести. «Делай, что хочешь» - любимый лозунг и сегодняшних эзотериков, позволяющий им перешагивать через любые этические нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: