Учение о человеке

В Очерке тайноведения Штейнер пишет о человеческой сущности следующее: «…Получают семь частей человека: 1) физическое тело; 2) эфирное, или жизненное тело; 3) астральное тело; 4) Я; 5) Самодух; 6) Жизнедух; 7) Духочеловек. [89] Такие заключения он сделал благодаря собственной теории познания: «Можно развить иной род познания, и он ведет в сверхчувственный мир». [90. 32] Как-то комментировать способ познания мира через сверхчувственные способности не представляется возможным, так как это вопрос не науки, а веры. Штайнер совершил при помощи своего метода следующие открытия: «Вся основная масса Луны образована из полуживого вещества, находящегося то в замедленном, то в более живом движении». [90. 144] «Марс является небесным телом, на котором обитают существа, прошедшие лунное развитие таким образом, что дальнейшее участие их в развитии на Земле ничего не могло бы дать им. Марс – перевоплощение древней Луны на более высокой ступени». [91. 327] «… Зачаток физического тела человека возник уже во время состояния Сатурна и что затем, во время состояния Солнца, Луны и Земли, он развился до своего теперешнего образа». [90. 264] Кто способен опровергнуть такие его «открытия»: «… Душа ощущающая основывается на преображенном астральном теле; душа рассудочная – на преображенном эфирном теле и душа сознательная на преображенном физическом теле»?» [90. 320] В биографии Штейнера имеется один факт, о котором умалчивают его биографы, но скупо сообщает Всемирная энциклопедия «Философия ХХ век» среди прочих биографических данных следующее: «Член ориентировавшегося на сексуально-магические ритуалы Ордена восточного храма (с 1906)». [92] А Википедия сообщает, что Орден восточного храма или Орден Восточных тамплиеров это масонская организация, положившая в основу своей деятельности идеи розенкрейцеров и иллюминатов, в которую в 1912 году вступил всемирно известный сатанист Алистер Кроули, автор «Книги законов» - библии оккультистов и сатанистов. Нам не удалось выяснить какая связь существовала между Р. Штейнером и А. Кроули, но в их взглядах на человеческую личность наблюдается совпадение.

- Этика Штайнера

Не смотря на многословные рассуждения об альтруизме и всеобщем благе, отношение к людям у Штейнера почему-то совпадает со взглядами сатаниста А. Кроули выраженными в следующих словах: «Нет закона, кроме «Делай то, чего хочешь». [93] Весьма сомнительным является отказ Штейнера от законодательных постулатов, выраженных религиозными взглядами на нравственность: «Нравственный прогресс заключается в том, когда человек перестает делать мотивом своих поступков просто заповедь внешнего или внутреннего авторитета… Этот прогресс состоит в переходе от авторитарной морали к действованию из нравственного понимания». [94. 591] Прогрессом объявляется отказ от авторитарной морали, то есть нравственных норм, выработанных человечеством в течение тысячелетий, а критерием нравственности является ее понимание каждым индивидуумом. Его трактовка нравственного прогресса ничем не отличается от ницшеанской и постмодернистской: «Мораль и истина - субъективны». Мы только что приводили примеры понимания Штейнером процессов образования планет и человека. При подобном толковании нравственность легко превращается в свою противоположность. Свою этику он представляет как «Этический индивидуализм». «Я не признаю никакого внешнего принципа моего поведения, так как я в себе самом нашел основание поведения, любовь к поступку». [94. 594-595] «Нравственный поступок есть мой поступок только тогда, когда он в этом смысле может быть назван свободным». [94. 598] «Свободный дух преодолевает нормы в том смысле, что не одни только заповеди ощущает как мотивы, а строит свое поведение по собственным импульсам (интуициям)». [94. 602] Иначе говоря, биологическим инстинктам. Его понимание свободы, в конце концов, сливается с сатанинским пониманием Кроули: «Быть свободным – значит мочь делать то, чего хочешь» [94. 627] А далее он уже полностью переходит к отрицанию христианской этики: «Голое понятие долга исключает свободу…» [94. 598] – утверждает Штейнер. «Человеческий индивидуум – источник всякой нравственности и средоточие земной жизни». [94. 604] «Мировой процесс есть постоянная борьба против страдания Бога, которая завершится наконец уничтожением всякого бытия. Итак, участие в уничтожении бытия – вот в чем состоит нравственная жизнь человека». [94. 633] Только вдумаемся в смысл написанного – нравственная жизнь это уничтожение бытия или жизни. Сопоставим их со словами Христа, определяющими смысл жизни человека: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». [45. 5:48] Уничтожение бытия и стремление к совершенству – это не только различие между антропософией и христианством, это противоречие между Сатаной и Христом. Штейнер нигде об этом не говорит прямо. Он незаметно плетет паутину слов, подменяя учение Христа учением сатанистов. Доверчивый ум не может распознать его фальши. Дальнейшие высказывания Штейнера лишь подтверждают процитированное: «Современное естествознание полагает, что природа порождает больше жизни, чем она может поддержать… Порождаемый избыток жизни должен в страданиях погибнуть в борьбе за существование». [94. 644] А вот как писал Кроули: «Нам нечего делать с непригодными отбросами; дадим им умереть в ничтожестве. Сострадание – порок королей; вытаптывая слабых и негодных, сильный поступает по закону; таков наш закон и радость этого мира». [93. 378] Сравниваем далее. Штейнер: «Нравственные идеалы берут свое начало из моральной фантазии человека»… «Он вовсе не нуждается в том, чтобы позволять этике запрещать его стремление к удовольствию, а затем позволять ей повелительно указывать ему, к чему он должен стремиться». [94. 653] Яснее не скажешь: удовольствие важнее этики.

А вот что писал Кроули: «Будь же горд и могуч среди людей. Возвысь себя сам! Ибо нет тебе подобных ни средь людей, ни средь богов!» [93. 77-78] В заключительных строках «Философии свободы» Штейнер делает красноречивое признание: «Это сочинение, следовательно, понимает отношение между наукой и жизнью не в том смысле, что человек должен сгибаться перед идеей и посвящать свои силы служению ей, а в том, что он овладевает миром идей, дабы пользоваться ими для своих человеческих целей, выходящих за пределы чисто научных. Человек должен уметь в переживании противопоставлять себя идее; иначе попадет в рабство к ней». [94. 683]

Итак, использовать идеи, в том числе самые высокие для своих утилитарных человеческих целей, вот - смысл свободы по Штейнеру, поэтому слова его последователей о какой-то божественной нацеленности антропософии не более чем их заблуждение или введение в таковое других. Не нужно забывать, что антропософия, как и любое эзотерическое учение, несет два слоя знания: профанное – для всех и скрытое – для избранных (посвященных). Философия Штейнера отражает его стремление, воплощенное в Гетенауме: соединить Христа с Сатаной, добро со злом, поэтому она очень противоречива, как и человек, изображаемый им.

В 1923 году Штейнер основал Школу духовной науки, задуманную как «инициативный орган» в исследовательской работе и как «душу Антропософского общества». Школа включала общий образовательный курс, основанный на медитативных упражнениях, имевших целью руководство ученика «от духовного в человеке к духовному во Вселенной»; кроме этого, в школе были созданы исследовательские отделения, сосредоточенные на таких областях, как образование, медицина, земледелие, искусство, естествознание, социология и литература. Сам Штейнер говорил об этом времени, как о заложении Камня Основания нового общества в сердцах его слушателей.

Даже Альберт Эйнштейн сообщал, что посещал доклады Штейнера, которого считал незаурядным человеком, однако их содержание он полностью отверг. Известный ученый наотрез отказывался верить в реальность услышанного: «поверить только в этот вздор — сверхчувственный опыт! Это как если бы вместо собственных глаз и ушей я пользовался чьим-то умом, чтобы узнать что-нибудь».

После цикла лекций по педагогике, прочитанных р. Штейнером в Базеле и Штутгарте в 1919 году, была основана так называемая вальдорфская школа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: