Современная парадигма

Существует пять парадигм:

Классическая (рациональная, это первые прогнозы и планы с помощью науки)

Неклассическая (иррациональная – учитывались особенности иррациональной психики, потребности, мотивации…)

Системно-диалектическая – системно учитывать и рациональные и иррациональные факторы. Появление теории систем.

Постнеклассическая – озарение, творчество.

Синергетическая – Знания накопленные за всё время +современная мудрость (не отбрасывать, а взять самое ценное)

Закономерности госуправления:

Закономерность – это связь между явлениями и процессами

  1. Закономерность непрерывного роста потребностей – если изменяется общественная потребность, то меняется форма государства
  2. Единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях ГМУ
  3. Единство общих и частных функций ГМУ и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления
  4. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов ГМУ
  5. Закон информированности и упорядоченности
  6. Закон рассредоточения
  7. Закон системной формы организации
  8. Закон опережающего развития субъекта управления

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Объективно, системно, организовано.

Объекты ГУ - человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, целостной социально-продуктивной активности; коллективы и объединения людей; общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

Субъектом ГУ - выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Самоуправление — способность элементов системы делать жизнедеятельность этой системы предметом своего сознания и воли.

Виды государственного управления:

1. По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной.

Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и т.п.) государства создают объединенные органы.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.

2. По критерию использования форм собственности и владение имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление.

3. По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, местным самоуправлением.

4. В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управления подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного у направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: