Рассматривая горрайорган внутренних дел как систему социального управления, мы называем ее одновременно управляющей системой по отношению к подчиненным ей подразделениям и службам;
по отношению же к вышестоящему органу управления, например, УВД, МВД, горрайорган внутренних дел является подсистемой управления или управляемой подсистемой.
Управление является сложным замкнутым процессом.
Процесс управления в относительно замкнутой части включает в себя сначала формулирование целей и постановку задач, подготовку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль и учет. Затем на основе информации о результатах (то есть достижении или не достижении 1-й цели) ставятся новые задачи, и цикл процесса начинается снова. Циклы состоят из определенных последовательных управленческих операций или стадий. Стадия цикла - это относительно обособленная часть процесса управления, определенный этап работы.
Итак, управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов.
|
|
Циклы управления:
1) формулирование целей и постановка задач;
2) подготовка и принятие управленческих решений;
3) организация исполнения управленческих решений;
4) коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления4.
Особое место и роль в управлении социальными системами имеют принципы управления. Под принципом управления понимаются общезначимые исходные положения, идеи в которых отражаются объективные закономерности управленческой деятельности, ее направленность, тенденции и основные цели. Принципы имеют в целом объективный характер, хотя являются продуктом логического мышления, поскольку отражают в сознании человека объективно существующие закономерности управления в их различном сочетании. В то же время принципы управления относительно субъективны, так как формулируются людьми на основе обобщения эмпирических фактов и знаний.
Основными принципами управления (научными) являются:
объективность, конкретность целей, задач и функций, эффективность, стимулирование, актуальность (не только приоритет проблемы, но и в наличии силы и средства, способные их разрешить), системный подход, территориально-отраслевой, оптимальность и др.
К организационным принципам управления следует отнести:
принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий (компетенция органа и должностного лица);
принцип ответственности должностных лиц и органов;
|
|
принцип сочетания отраслевых и территориальных начал в управлении;
принцип сочетания линейных и функциональных начал в управлении;
сочетания коллегиальности с единоначалием принятия решения.
Не менее важным после выявления принципов управления, является процесс формулирования цели. В общей теории социального управления общепринятым является положение о том, что любой процесс управления начинается с формулирования целей, то есть определения того результата, такого состояния объекта управления, к достижению которых субъект управления стремиться. При этом всегда имеется в виду то конечное состояние, которое должно быть достигнуто на определенном этапе.
Цели управления в обществе в своей основе объективны, обусловлены требованиями законов экономического и социального развития, а также особенностями конкретной среды. Но в то же время цели всегда осознаны, они выдвигаются и формулируются людьми. Следовательно, субъективный фактор имеет всегда важное значение. Именно люди, составляющие органы управления, олицетворяющие волю субъекта управления, формируют цели, определяют содержание основных видов управленческой деятельности (функции), осуществляют выбор методов управления, организационных структур, подбор кадров и т. п. В то же время компетентность (глубокое знание существа вопроса) кадров аппарата управления обеспечивает правильное определение целей.
Гибкость и оперативность управления заключается в умении правильно определить не только долгосрочные, но и ближайшие цели, определить очередность задач реализации целей и т. д. Из множества выдвигаемых целей надо уметь выбрать ближайшие, определить очередность их реализации с помощью поставленных задач в конкретных условиях.
Этим обусловлена классификация целей:
по содержанию (например, экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);
по уровням управления (от общегосударственного, отраслевого и территориального до уровня групп и подразделений);
по времени (от стратегических целей до тактических).
Такое понятие цели соответствует и филологическому знанию этого слова. «Цель - это то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить».
Система управления содержит в себе следующие элементы:
субъект управления (управляющая система),
объект управления (управляемая подсистема),
прямые и обратные связи.
От субъекта к объекту воздействие имеет характер прямых связей. Информация о результатах воздействия от объекта к субъекту - обратная связь.