Поэтому орган внутренних дел и представляет собой целостную социальную систему

Рассматривая горрайорган внутренних дел как систему социаль­ного управления, мы называем ее одновременно управляющей сис­темой по отношению к подчиненным ей подразделениям и службам;

по отношению же к вышестоящему органу управления, например, УВД, МВД, горрайорган внутренних дел является подсистемой управ­ления или управляемой подсистемой.

Управление является сложным замкнутым процессом.

Процесс уп­равления в относительно замкнутой части включает в себя сначала формулирование целей и постановку задач, подготовку и принятие ре­шения, организацию его исполнения, контроль и учет. Затем на осно­ве информации о результатах (то есть достижении или не достижении 1-й цели) ставятся новые задачи, и цикл процесса начинается снова. Циклы состоят из определенных последовательных управленческих операций или стадий. Стадия цикла - это относительно обособлен­ная часть процесса управления, определенный этап работы.

Итак, управленческий цикл представляет собой повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов.

Циклы уп­равления:

1) формулирование целей и постановка задач;

2) подготовка и принятие управленческих решений;

3) организация исполнения управленческих решений;

4) коррегирование управленческого решения и регулирование си­стемы управления4.

Особое место и роль в управлении социальными системами име­ют принципы управления. Под принципом управления понимаются общезначимые исходные положения, идеи в которых отражаются объ­ективные закономерности управленческой деятельности, ее направ­ленность, тенденции и основные цели. Принципы имеют в целом объ­ективный характер, хотя являются продуктом логического мышления, поскольку отражают в сознании человека объективно существующие закономерности управления в их различном сочетании. В то же время принципы управления относительно субъективны, так как формулиру­ются людьми на основе обобщения эмпирических фактов и знаний.

Основными принципами управления (научными) являют­ся:

объективность, конкретность целей, задач и функций, эффектив­ность, стимулирование, актуальность (не только приоритет пробле­мы, но и в наличии силы и средства, способные их разрешить), системный подход, территориально-отраслевой, оптимальность и др.

К организационным принципам управления следует отнести:

принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий (компетенция органа и должностного лица);

принцип ответственности должностных лиц и органов;

принцип сочетания отраслевых и территориальных начал в управ­лении;

принцип сочетания линейных и функциональных начал в управле­нии;

сочетания коллегиальности с единоначалием принятия решения.

Не менее важным после выявления принципов управления, явля­ется процесс формулирования цели. В общей теории социального управления общепринятым является положение о том, что любой процесс управления начинается с формулирования целей, то есть определения того результата, такого состояния объекта управления, к достижению которых субъект управления стремиться. При этом все­гда имеется в виду то конечное состояние, которое должно быть до­стигнуто на определенном этапе.

Цели управления в обществе в своей основе объективны, обуслов­лены требованиями законов экономического и социального развития, а также особенностями конкретной среды. Но в то же время цели все­гда осознаны, они выдвигаются и формулируются людьми. Следова­тельно, субъективный фактор имеет всегда важное значение. Именно люди, составляющие органы управления, олицетворяющие волю субъекта управления, формируют цели, определяют содержа­ние основных видов управленческой деятельности (функции), осуще­ствляют выбор методов управления, организационных структур, под­бор кадров и т. п. В то же время компетентность (глубокое знание существа вопроса) кадров аппарата управления обеспечивает пра­вильное определение целей.

Гибкость и оперативность управления заключается в умении пра­вильно определить не только долгосрочные, но и ближайшие цели, определить очередность задач реализации целей и т. д. Из множест­ва выдвигаемых целей надо уметь выбрать ближайшие, определить очередность их реализации с помощью поставленных задач в кон­кретных условиях.

Этим обусловлена классификация целей:

по содержанию (например, экономические, социальные, полити­ческие, идеологические, научно-технические);

по уровням управления (от общегосударственного, отраслевого и территориального до уровня групп и подразделений);

по времени (от стратегических целей до тактических).

Такое понятие цели соответствует и филологическому знанию этого слова. «Цель - это то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое долж­но осуществить».

Система управления содержит в себе следующие элементы:

субъект управления (управляющая система),

объект управления (управляемая подсистема),

прямые и обратные связи.

От субъекта к объекту воздействие имеет характер прямых связей. Информация о результатах воздействия от объекта к субъекту - обрат­ная связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: