Наука социального управления (или наука управления, как ее обычно называют) относится к общественным наукам. Это обусловлено тем, что ее объект включает в себя общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией объективно необходимой социальной функции - управления обществом и социальными системами.
Методологическим фундаментом науки управления является философия, который обеспечивает ее знанием основных законов развития общества, дает общетеоретические мировоззренческие установки по разработке конкретных задач управления.
По отношению к общественным наукам, выполняющим преимущественно теоретические функции (описание, объяснение, прогнозирование), науку управления, непосредственно воздействующую на преобразование практики, можно считать прикладной отраслью знания. Это не исключает наличия в ней собственных фундаментальных теорий.
Объектом социального управления является само управление как реальный феномен, объективный участок социальной практики, своеобразная человеческая деятельность, характеризующаяся специфическими общественными отношениями.
Предметом науки управления ( как и любой другой) является определенный круг объективных закономерностей реальной действительности В отличие от объекта науки предмет ее субъективен в том смысле что он зависит от степени развития человеческих знаний и с их углублением расширяет свои рамки. По существу предмет науки представляет собой определенную сторону ее объекта, отражая степень познания последнего.
Одной из наиболее важных общих закономерностей является обусловленность организации субъекта управления особенностями его объекта. Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы).
Следующая закономерность управления - оптимизация соотношения централизации и децентрализации. Она находит свое выражение в непрерывном поиске оптимальных форм централизованного и децентрализованного управления силами и средствами системы МВД. Это проявляется в создании ГУВД в одних городах и ликвидации их в других; объединении управления органами внутренних дел области и областного центра в едином аппарате; формировании и организации работы строевых подразделений патрульно-постовой службы, межрайонных служб органов внутренних дел в сельской местности и т. п.
Закономерностью управления является также то, что его эффективность достигается тем успешнее, чем более близки цели управляющей и управляемой систем. Для органов внутренних дел это, в частности, означает необходимость единого понимания руководителями и подчиненными целей, общественной значимости их деятельности, строгого соблюдения законности. Данное обстоятельство требует активной работы руководителей по воспитанию сотрудников и сплочению коллективов органов внутренних дел.
Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и ор-ганизационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководителя всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения.
Данные операции обязательно взаимосвязаны с информационными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирующая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объекта к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации управленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздействия его субъекта. Учет руководителями органов внутренних дел указанной закономерности особенно важен для обоснования принимаемых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установления и устранения причин неисполнительности подчиненных.
Закономерностью управления является влияние на его эффективность особенностей психофизиологических свойств человека. Не случайно в нормативных актах МВД РФ, определяющих качества сотрудников органов внутренних дел наряду с глубокими профессиональными знаниями называются и бесстрашие, самоотверженность, умение быстро оценивать обстановку и предвидеть ход ее развития, выдержка, самообладание, способность при необходимости пойти на риск, физическая закалка, выносливость. Эти личностные качества сотрудников необходимо учитывать руководителю органа внутренних дел, особенно при формировании специальных групп для действий в экстремальных условиях.
Научность управления определяется глубиной познания его закономерностей. По мере развития общества использование знаний о нем в практике возрастает; соответственно снижается значение в управлении стихийных регуляторов. Однако неизбежно, что какая-то часть объективных условий, какие-то законы и их требования остаются не познанными субъектами управления. Таким образом, постоянной задачей науки управления остается все более полное исследование своего предмета, формирование принципов и правил управленческой деятельности.
Содержание науки управления составляет система научного знания и нем. Данная система включает в себя теории, законы, понятия, определения, принципы, вырабатываемые указанной наукой на основе познания ими своего предмета и служащие источником подготовки практических рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности. Содержание науки управления зависит от степени познания ее предмета, который всегда богаче и разнообразнее, чем фактически полученные о нем знания. Развитие науки управления отражается именно в постоянном расширении ее содержания, в появлении на основе дифференциации и интеграции научных знаний обобщенной информации об управлении.
В целом содержание рассматриваемой науки имеет комплексный характер, обусловленный комплексностью самого социального управления. В ней необходимо выделять следующие аспекты: организационно-правовой; социально-психологический; организационно-технический; кибернетический и экономический.
важная роль принадлежит праву, поскольку управленческие отношения в значительной мере являются правовыми: они прямо регулируются правом или осуществляются в соответствии с общими правовыми явлениями. Право выступает средством управления. Вместе с тем оно же регулирует саму управленческую деятельность. о беспечивает реализацию в управлении воли народа, воплощенной в законах.
При разработке проблем науки управления учитывается психологический аспект, поскольку субъектами и объектами управления выступают отдельные лица или социальные общности. Положения психологии используются указанной наукой при исследовании таких проблем, как идеологическое воздействие на участников процесса управления, привитие им определенных взглядов и формирование для повышения творческой активности и эффективности труда, создание в системе управления благоприятного психологического климата, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций и т. п.
Наконец, в исследовании социального управления важно изучение его организационно-технического аспекта. Здесь разрабатываются проблемы, не являющиеся предметом изучения других отраслей знания, а составляющие часть собственного содержания науки управления: функциональная и структурная организация управления, информационное его обеспечение, управленческий цикл и т. п. При исследовании организационно-технических проблем науки управления на основе накопленных ее эмпирических данных вырабатывает собственные научные понятия. При этом она использует достижения ряда других наук, в частности кибернетики.
Особое значения для науки управления имеет метод изучения ее предмета. Он основывается на теории познания и предусматривает взаимосвязанные исторический и логический подходы к исследованию.
Исторический подход позволяет учесть опыт управления, проследить и оценить его изменения в зависимости от характеристики внешней среды. Логический подход объединяет функциональный и системный методы. Функциональный - фиксирует внимание на содержании управленческой деятельности, помогает вскрыть связи структуры с задачами, уяснить определяющую роль функций по отношению к организационным структурам. Системный - акцентирует внимание на организационно-структурных формах, в которых осуществляется управленческая деятельность, на системе органов управления и их звеньях.
Метод науки управления включает в себя также различные способы конкретных социологических исследований, применяемых для изучения управленческой деятельности и выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Таким образом, наука управления - это общественная комплексная наука, изучающая общие и специфические закономерности, объективно присущие управлению, и вырабатывающая на основе их познания интегративные принципы, правила, методы, приемы управленческой деятельности, направленные на ее совершенствование.