Предмет, задачи и система курса «Основы управления в органах внутренних дел»

Учебный курс «Основы управления в органах внутренних дел» ба­зируется на общих положениях науки управления и теоретико-при­кладных выводах теории управления в сфере правоохранительной деятельности. В его рамках изучается управленческая деятельность в самой крупной подсистеме правоохранительной системы страны - в органах внутренних дел.

Предметом настоящего учебного курса являются закономер­ности, принципы, правила управления системой «органы внутренних дел», познание и использование которых обеспечивает упорядоче­ние ее функциональной и организационной структур, оптимизацию ее деятельности и развития в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Осуществление основных функций органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью рассматривается в учебном курсе лишь в той степени, которая требуется для раскрытия управленческой дея­тельности. С учетом этого названный учебный курс концентрирует внимание слушателей на организационных вопросах, связанных с формированием систем управления и технологией его процессов.

При этом изучаются:

  • цели, задачи, функциональная и организационная структуры орга­нов внутренних дел;
  • система и компетенция органов и должностных лиц, образующих аппарат управления;
  • информационное и документационное обеспечение их деятельно­сти (организация системы управления);
  • особенности подготовки, принятия и исполнения планов и иных управленческих решений;
  • специфика осуществления внутреннего и внешнего взаимодейст­вия, контроля, организации личной работы руководителей, а также управления органами внутренних дел, функционирующими в различ­ных условиях и ситуациях.

Изучение содержания курса направлено на решение (путем со­вершенствования управления) главной задачи органов внутренних дел - повышение эффективности их практической деятельности по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Обеспечение эффективной борьбы с преступностью (и правонару­шениями в целом) требует глубокой оценки степени влияния на это со­циальное явление объективных условий, с одной стороны, и субъектив­ных усилий - с другой. Совершенно очевидно, что данная оценка должна влиять:

  • на управленческие решения, связанные с организаци­ей и функционированием органов внутренних дел;
  • на критерии, исполь­зуемые для определения эффективности их деятельности;
  • на методы, последовательность и темпы работы.

Столь же важно при определе­нии перспективных и текущих задач органов внутренних дел основы­ваться на научном предвидении социального развития общества.

Курс состоит из четырех разделов. Во введении в курс рассматриваются сущность и содержание социального управления, темы разде­ла обеспечивают определенную преемственность в преподавании об­щественных и управленческих дисциплин. Изучение этого раздела должно дать слушателям знания об основах социального управления, науке управления, предмете и задачах курса, функциях и методах уп­равления, организации системы управления органами внутренних дел.

Последующие разделы посвящены динамике управления. Таким образом, учебный курс обеспечивает рассмотрение наибо­лее актуальных проблем научной организации управления органами внутренних дел.

Тема 3. Система социального управления. Организация системы управления органами внутренних дел

3.1. Понятие и содержание системы

Понятие «системы» имеет широкое толкование в различных отрас­лях науки. Это объясняется и сложностью системного образования и различными целями исследования. Одним из первых в нашей лите­ратуре дал определение понятия «системы» В. Н. Садовский. Проана­лизировав различные определения системы, он пришел к выводу, что под нею необходимо понимать «упорядоченное определенным обра­зом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образую­щих целостное единство». По его мнению, существенными признака­ми системы являются: множественность элементов (не менее двух);

  • существование связей;
  • целостный характер данного образования.

Си­стемы могут составлять - технические устройства, биологические ор­ганизмы и общественные образования. В связи с этим их можно раз­делить на три типа: механические, биологические и социальные.

Социальные системы, в отличие от других, получивших програм­му своего поведения извне, самоурегулированы, что внутренне при­суще обществу на любой ступени его развития.

Социальная система как целостная совокупность обладает специ­фическими устойчивыми качественными. Эти характеристики позво­ляют различать между собой социальные системы и носят названия системных признаков.

Следует отличать понятия «признаки системы» и «системные при­знаки». Первое характеризует основные черты системы, т.е. те осо­бенности общества, социальной группы, коллектива, которые дают нам основание называть данное социальное образование, системой.

Например, отделение уголовного розыска Н-ского РОВД можно назвать социальной системой управления, если оно умеет следую­щие признаки (черты): количество сотрудников не менее двух; они взаимосвязаны и взаимозависимы; целостность образования харак­теризуется совместностью действий по достижению общей цели.

Второе, что присуще конкретной системе и отличает ее от другой например, систему уголовного розыска и система БЭП отличаются друг от друга специфическими признаками, а именно различными целями, методами и формами их деятельности.

Уяснив понятия «признаки системы» и «системные признаки», можно привести определение самого понятия «система».

Система - это два или более элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих, образующих при этом цело­стное единство, обладающие специфическими свойствами.

Социальную систему отличает от других типов систем наличие це­ли, объединяющей людей. Орган внутренних дел любого уровня одновременно является функциональной (целевой) системой и системой управления.

В приведенном выше определении системы, в основном, отражен структурно-функциональный аспект. Рассмотрение системы без уче­та функционального аспекта не отражает в полной мере ее сути и на­правленности. Система всегда представляет собой функциональную структуру. Система должна рассматриваться как структурно-функци­ональное единство, в котором структура и функции представляют со­ответственно статический и динамический аспекты системы.

Один и тот же объект в зависимости от целей исследования может рассматриваться и как статистика (в смысле структуры) и как процесс. И то и другое неразрывно связано между собой.

Таким образом, система - это целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующих опре­деленные функции в условиях конкретной внешней среды. При этом связь между всеми элементами самой системы прочнее, чем связь любого элемента системы с элементами иной системы, в том числе с элементами внешней среды. Данная особенность и позволяет про­водить границы между различными системами, а также отделять си­стему от среды функционирования.

Система является сложным образованием. Она включает в себя следующие элементы:

Каждый субъект управления может одновременно быть и объек­том управления в зависимости от условий его деятельности и места в системе управления.

Высшим уровнем социального управления является общество. Государство, как форма политической организации является элемен­том (подсистемы) этой системы. В свою очередь, государство как си­стема состоит из множества элементов (подсистем) - государствен­ных структур различного назначения.

Например, УВД области является субъектом управления по отно­шению к горрайделам внутренних дел (объекты управления в этом случаи) и одновременно является объектом управления для МВД Российской Федерации и конкретно местной администрации (нали­чие принципа двойного подчинения органов внутренних дел).

Таким образом, МВД России и все его структурные подразделения являются специализированными социальными системами уп­равления. Они одновременно выступают в роли субъекта и объек­та управления.

Организованные структуры органов внутренних дел в первую оче­редь создаются для наиболее успешной реализации поставленных перед ними задач по охране общественного порядка и борьбы с пре­ступностью.

Достаточно распространенной оргструктурой в органах внутренних дел является линейный или отраслевой тип. Создается он для реше­ния основных задач, стоящих перед системой органов внутренних дел. К таким структурам относятся УР, подразделения по борьбе с экономической преступностью, ГАИ и др. Достоинство этого типа оргструктуры - простота соподчинения (меньше времени на организацию исполнения, четче контроль, оперативность принятия решения и т. п.).

Недостаток (основной) этого типа оргструктуры - затруднения при решении комплексных задач, требующих знаний в смежных отраслях. Функциональные структуры в органах внутренних дел реализуются в кадровых аппаратах, финансово-плановых подразделениях и др.

Достоинство этого типа структур - возможность решения ком­плексных задач, недостаток (основной) - теряется много времени на согласование решений, сложность соподчинения.

Наиболее часто встречающийся тип оргструктуры управления - ли­нейно-функциональный, или смешанный, например, административ­но-территориальные органы (ГО (РО) ВД, УВД краев и областей, а так­же МВД республик в составе Российской Федерации и МВД России).

При анализе типов оргструктур управления необходимо отличать понятия «системный подход» и «системный анализ». Системный подход можно характеризовать как общенаучный метод исследова­ния, применимый во всех сферах науки и техники. Эта черта роднит системный подход с философской методологией.

Системный анализ - это прагматическое, прикладное примене­ние идей и метод системного подхода к решению конкретных задач

Системный подход в настоящее время проникает во все области научного знания и человеческой деятельности как наиболее плодо­творной путь исследования по решению сложных проблем.

Комплексность проблемы организации системы охраны общест­венного порядка и борьбы с преступностью и связанные с этим труд­ности решения, усиление взаимосвязей, учета многих обстоятельств - все это требует идей и методов системного подхода, т, е. непосред­ственное использование системного анализа в познании процессов управления органами внутренних дел.

Рассматривая социальные системы управления, мы уже отмеча­ли, что они могут быть управляемыми и неуправляемыми. Системы, поддающиеся целенаправленному воздействию, называются управ­ляемыми. При этом используются объективные закономерности, по­знанные людьми в целях повышения эффективности управления.

Социальные системы управления имеют свою структуру - набор определенных и определенным образом расположенных и взаимо­связанных элементов. Органы внутренних дел, являясь подсистемой государства, как система состоят, в свою очередь, из множества вза­имосвязанных структурных подразделений (элементов): управлений, отделов, частей, отделений, групп сотрудников.

Взаимосвязь элеменюв системы предопределяет ее форму, т е. ее организационную структуру. Все элементы системы органов внут­ренних дел взаимосвязаны между собой и выходят в систему в це­лом. Они оказывают друг на друга информационные или непосредст­венно управляющие воздействия В первом случае, например, отношение уголовного розыска, ГАИ и других служб одного УВД. Во втором - воздействие соподчиненности также базируется на инфор­мационной основе, но является формой взаимосвязи субъекта и объ­екта управления. Например, в отделении ГАИ начальник и его заме­стители оказывают управляющее воздействие на сотрудников этого отделения (отдавая приказы, распоряжения, указания и т. п.)

Каждый орган (подразделение) внутренних дел обладает специ­фическими системными признаками, отличающими его от других. На­личие целостности как признака системы в подразделениях органов внутренних дел также налицо, т. е. качество и свойства системы (кон­кретного подразделения) не сводятся к суммарным качествам и свой­ствам их элементов (сотрудников).

Все органы внутренних дел представляют собой совокупности субъектов и объектов управления, взаимосвязанных между собой ка­налами прямой и обратной связи, испытывая одновременно разнооб­разные управляющие и информационные воздействия.

Управляющее воздействие как субъект управления может оказы­вать любое должностное лицо на подчиненных ему сотрудников, а также постовой милиционер на нарушителей общественного порядка.

Рассмотрим структуру управляющих и управляемых систем орга­нов внутренних дел.

МВД Российской Федерации является управляемой систе­мой (объектом управления) по отношению к Президенту и Правитель­ству РФ и одновременно управляющей системой (субъектом) управ­ления по отношению к своим структурным подразделениям.

По линейным службам могут быть свои уровни, обеспечивающие эффективность управления. Например, система органов внутренних дел на транспорте возглавляется Главным управлением на уровне МВД РФ, которому подчинены управления и отделы, последние же имеют в своем подчинении отделения и группы.

Системе управления свойственна иерархичность. Она прояв­ляется при осуществлении управляющих воздействий от высшего уровня управления до самого низшего. Понятие «уровень управле­ния» отражает смысл иерархичности системы. Объективный фактор иерархичности, к сожалению, не всегда учитывается при осуществле­нии взаимодействия. Осуществляя взаимодействие при решении ком­плексных задач, необходимо оговорить условия, при когорых одна из сторон, не связанная соподчинением, будет выполнять функции субъ­екта управления

Управление в органах внутренних дел включает в себя сложную систему прямых и обратных связей. При этом структура системы ин­формационных связей отражает организацию системы управления и ее функционирование. Процесс управления есть процесс циркуля­ции и преобразования информации.

Специфичность задач в системе органов внутренних дел объектив­но обусловливает осуществление принципа единоначалия. Реализа­ции этого принципа способствует иерархичность системы и суборди­нация ее структурных элементов. Управляющая информация (приказы, распоряжения и т п.) идет от субъекта к объекту управления и является прямой связью. Однако, возможны случаи (ЧП), когда до­пускается отдача распоряжений, минуя уровни управления.

В отличие от прямых связей обратные более разнообразны. Их систему можно разбить на три подсистемы связей:

  • информирующая об изменении функционирования подсистем внутри системы органов внутренних дел;
  • информирующая о состоянии преступности и общественном по­рядке;
  • осуществляющая информационное воздействие других государ­ственных и общественных органов.

3.2. Формально-логические признаки системной организации и управления

Органы внутренних дел как система управления должны обладать рядом формально-логических признаков ситемной организации и управления. К этим признакам относятся, детерминированность эле­ментов системы, динамичность, наличие управляющего параметра в системе, усилительные свойства и наличие обратной связи.

Детерминированность элементов системы означает четкую оп­ределенную взаимосвязь и взаимозависимость элементов в системе. Практически это выражается в определении функций всей системы и каждого из ее элементов. Например, определение функций структур­ных подразделений УВД области для решения специфических задач.

Динамичность (устойчивость и вариагивность) означает способ­ность сохранять управляемость в процессе преодоления дезоргани­зующих воздействий. Применительно к органам внутренних дел это требование заключено в способности справляться со своими задача­ми в любых условиях, принимая наиболее правильный вариант их ре­шения.

Наличие управляющего параметра в системе необходимо для реального руководства ею. Субъект управления может эффективно выполнять свой обязанности, если ему предоставлены необходимые полномочия (права и обязанности), у него имеются соответствующие субъективные качества (образование, знание, опыт и т п), он обеспе­чен материально-техническими средствами и достаточным временем.

Усилительное свойство необходимо каждой системе управле­ния для беспрепятственного доведения управляющего воздействия к объекту и получение от него сигналов обратной связи, несмотря на возможные объективные трудности. Эти трудности могут выражаться в отрицательном действии следующих так называемых информацион­ных барьеров;

  • территориального (сложность взаимосвязи из-за большой терри­тории),
  • ведомственного (различные критерии оценки деятельности служб),
  • организационного связанного с финансовым, материальным и людским обеспечением),
  • смыслового (ясная, четкая и грамотная информация),
  • психологического (учет личных психологических качеств сотруд­ников)

Способность обратной связи - наиболее важное требование к организациям системы Оно входит составной частью во все выше­перечисленные, т.к. суть обратной связи заключена в циркулировании информации.

Обратная связь в управлении органами внутренних дел представ­ляет собой разветвленную сложную сеть. Однако, это не означает, что каждая нижестоящая система во всех случаях передает всю осведо­мительную информацию вышестоящему уровню. Практически инфор­мация, идущая снизу вверх, принимается и оценивается на каждом уровне управления и, конечно, не вся она направляется выше.

Больший объем осведомительной информации является предпо­сылкой принятия более обоснованного управленческого решения. Од­нако, чрезмерно большой объем информации отрицательно сказыва­ется на своевременности, а значит эффективности решения В целях повышения эффективности принятия решения необходимо оптими­зировать информационные потоки (прямые и обратные связи).

В заключение необходимо отметить, что организация системы уп­равления органами внутренних дел представляе собой сложную динамическую систему со специфическими особенностями воздействия на объекты внешней среды. Посредством целенаправленных и целе­устремленных действий органы внутренних дел добиваются сниже­ния уровня преступности и правонарушений. Изучение системы уп­равления органами внутренних дел, основывающееся на идеях и методах, разработанных как отмечалось ранее кибернетикой, будет способствовать повышению эффективности управления органами внутренних дел.

Тема 4. Методы социального управления.

4.1. Понятие и системы методов.

Объективная обусловленность применения методов управления состоит не только в том, чтобы развернуть теоретические исследования основных вопросов управления и усвоить минимум организаци­онных знаний практическим работникам. Важным обстоятельством является и проникновение научных методов анализа, прогнозирова­ния и планирования повседневную практику управления процессами борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Управле­ние должно иметь научный характер и основываться на совокупнос­ти научных методов, отражающих интересы не только настоящего, но и будущего. «Разработка проблем управления процессами борьбы с преступностью не может быть уделом одних лишь ученых. Она яв­ляется важной обязанностью всех руководящих работников»

Системой методов называется совокупность взаимосвязанных способов и путей исследования реальных объектов, правил и приемов осуществления воздействия на процессы с целью приве­дения их в устойчивое состояние и совершенствование.

Методы управления можно условно разделить на две основные группы:

1. Общенаучные и частнонаучные методы познания.

2. Методы взаимодействия.

Имеется и другая классификация методов научной организации управления.

В процессе подготовки и принятия решений, в аналитической ра­боте, в планировании и в других элементах процесса управления мы используем такие общенаучные и частнонаучные методы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, обобщение, аб­стракция, аналогия, моделирование, системный подход, системный анализ, исторический подход, математические методы, эксперимент, прогнозирование и др.

4.2. Общенаучные и специальные методы познания

Общенаучными методами познания считаются способы и пути исследования объектов в целях эффективного применения методов воздействия на эти объекты.

Кроме общенаучных методов познания в науке управления исполь­зуются специальные (частнонаучные) методы познания: анали­тическое обследование (группировка, ранжирование и др.); социоло­гическое обследование (выборка, контент-анализ, экспертные оценки и др.), статистический анализ (аппроксимация, экстраполирование и др.); социологические методы (опрос, анкетирование, интервью и др.); функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный); графические методы и др.

Методами воздействия следует считать способы, приемы орга­низации и регулирования процессов и явлений с целью их совершен­ствования. Методы воздействия классифицируются на всеобщие ме­тоды управления (убеждение и принуждение), административные методы, социально-психологические методы и экономические.

Под научным методом познания понимается способ, путь ис­следования реальных объектов с целью их познания и использова­ния выводов для решения практических задач. В практике управле­ния метод чаще всего понимается как способ воздействия на определенные объекты, явления с целью их оптимизации. Иногда под методом понимается подход к изучению объекта и воздействие на него на основе полученных знаний. По мнению Ф. Энгельса, метод является субъективным отражением или аналогом действительнос­ти, сознательно используемым для получения информации.

Именно поэтому различие между теорией и научным методом признается относительным, научный метод рассматривается по су­ществу как практическое применение теории, теория в действии.

Применительно к каждому конкретному виду деятельности исполь­зуются определенные научные методы познания, т. е. пути, способы исследования, образы действий, способы достижения цели. Так, на­пример, о методах управленческой деятельности можно говорить как о способах исследования и реализации конкретных мероприятий.

В других случаях, например, при разработке и построении оргструктур управления, целесообразно говорить о методах как о путях, ведущих к обеспечению эффективности функционирования системы. Следова­тельно, каждое толкование метода имеет свою определенную направ­ленность в совершенствовании процессов управления. Сущность ме­тода любой практической деятельности может быть полностью понята лишь в связи с объектом приложения этого вида деятельности.

При классификации методов управления весьма важным является выбор признака, посредством которого раскрывается сущность метода управления. Таким признаком является содержание деятельности по управлению, т.е. цели, функции, задачи, особенности объектов и субъектов управления и виды их воздействия. На­пример, по своей природе функции управления могут быть либо функ­цией познания, либо функцией действия (воздействия). В процессе управления происходит соединение функции познания и функции воз­действия посредством перехода первой во вторую. Например, изуче­ние оперативной обстановки в регионе (реализация функции позна­ния) необходимо для рационального распределения сил и средств в борьбе с преступностью (реализация функции воздействия).

Альтернативный характер методов управления реализуется в не­обходимости выбора одного из нескольких возможных вариантов ре­шений для достижения цели. Если бы процесс совершения правона­рушений и преступлений не носит бы вероятностный характер, о не было бы проблемы выбора вариантов решений в расстановке сил и средств.

Единство методов познания и методов воздействия явля­ется условием научной обоснованности управления.

Субъективное начало в реализации методов управления обуслов­лено наличием определенных знаков, опыта и квалификации субъек­тов и объектов управления. Объективное начало реализации опреде­ляется степенью эффективности применения научных результатов познания.

Рассмотрим функции управления и соответствующие им методы управленческой деятельности. Функция выработки и принятия реше­ния может быть определена как деятельность субъекта управления, связанная с определением цели, выбором путей, способов и средств ее достижения.

Метод выработки и принятия управленческого решения - это прежде всего способ исследования, сбора и анализа необходимой информации. Следовательно, функция выработки и принятия управ­ленческого решения - это, по существу, содержание метода позна­ния управленческой деятельности. Одновременно метод выработки и принятия управленческого решения - это средство, способ реали­зации функции познания. В заключение необходимо отметить, что включают в себя методы управления органами внутренних дел (познавательные и воздействия). Классифицирующим признаком ме­тода управления является цель. Познавательные методы помо­гают исследовать реальные объекты, методы же воздействия способсгвуют реализации результатов познания для достижения устойчивости и совершенствования управления.

Познавательные методы исследуют состояние и перспективу из­менения реальных объектов и общественных отношений и обеспечи­вают научно обоснованное применение методов воздействия на них в целях регулирования и развития этих процессов. Например, общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедук­ция, исторический и логический методы, обобщение и абстракция, ги­потеза, эксперимент, аналогия, моделирование, формализация; ча-стнонаучные методы исследования: социологические методы, статистический анализ, графические методы и др. Общенаучные ме­тоды познания постоянно реализуются в практической деятельности органов внутренних дел. Например, методы анализа и синтеза ис­пользуются при оценке оперативной обстановки, подведения итогов работы подразделений и служб за месяц, квартал, полугодие и т. д. Анализируя состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, управленческую деятельность органов внутренних дел, мы мысленно расчленяем явления и процессы, выявляем отно­шения между ними. Примером служит статистика учета преступлений по видам, способам совершения, объектам преступной деятельнос­ти, лицам совершившим преступления и т. д. Процедурой обратной анализу является синтез, последняя сочетается с первой в познава­тельной деятельности. Анализ входит органической составной час­тью во всякое научное исследование и обычно образует его первую стадию. В результате анализа мы выявляем признаки, свойства и от­ношения состояния преступности и охраны общественного порядка. Используя методы синтеза, мы выявляем тенденцию изменения ох­раны общественного порядка и борьбы с преступностью. При рассле­довании преступлений следователь использует общенаучные мето­ды познания реальной действительности. Методом анализа выявляется последовательная цепь фактов, как бы расчленяя весь процесс. Одновременно он пользуется методом дедукции (выведе­ние), т. е. логического вывода от общего к частному. Например, при­нимая решение о расстановке сил и средств (на основании анализа прошедшего этапа работы РОВД) субъект управления (руководи­тель) использует также метод индукции, вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на ос­нове данных опыта, т. е. принимая любое решение руководитель предвосхищает положительный результат, основываясь на элементы индукции как метода познания.

Исторический метод в управлении базируется на подходе к действительности, изменяющийся во времени (развивающийся).

Логический подход связан с интенсивным процессом математи­зации науки и развитием методов формализации. Например, процесс выработки и принятия решения можно логически формализовать по элементам:

  • осмысление проблемы;
  • формулирование цели и поста­новка задачи;
  • сбор, переработка, анализ и использование информа­ции;
  • построение вариантов решений;
  • обоснование и выбор наиболее рационального решения;
  • принятие решения в соответствующей фор­ме (устно, письменно).

Метод обобщения (мысленный подход) от от­дельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях к более общему. Например, анализируя случайную выборку административных правонарушений в г. Москве, результаты своих выводов мы можем переносить на всю генеральную совокупность административных правонарушений в г. Москве. Другими словами, мы считаем выборку репрезентативной (соответствующей) всей генеральной совокупнос­ти событий. Абстракция используется в управлении путем отвлече­ния от несущественного (малозначительного), выделяя тем самым главное, что существенно упрощает задачу познания. Однако, науч­ная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, но и усмотрение общего принципа для решения множества однотип­ных задач. Одновременно для решения комплексных задач можно использовать методы формализации и моделирования

Гипотеза в управлении является допущением или предположе­нием истины, значение которой неопределено. Гипотеза в управлении предполагает выдвижение и последующую экспериментальную про­верку предположений. Например, гипотеза о неравномерности по­ступления сообщений о происшествиях в дежурную часть органов внутренних дел подтверждается экспериментальным методом хроно­метража в различное время суток и дней недели. Метод аналогии (соответствие, сходство) широко используется в управлении. Изучая результаты социального эксперимента в УВД одной области, мы пере­носим полученные выводы на типовые УВД (имеющие структур­но-штатное подобие и примерно равные условия функционирования).

Методы исследования широко используются в управлении орга­нами внутренних дел. Они подразделяются на методы сбора ин­формации и методы ее анализа. К числу первых относятся различ­ные формы опроса (массовое анкетирование, интервью, экспертные опросы и т. д.), наблюдение, обработка документов. К числу методов анализа материала относятся использование статистических группи­ровок, ранжирование, шкалирование, индексирование, выявление зависимостей. Применение ЭВМ для анализа этой информации (фак­торный, регрессионный, дисперсионный анализ) выявляет устойчи­вые типы признаков, необходимых для принятия решения. При прове­дении конкретного социологического исследования необходимо разработать методику его проведения. Если метод - это путь иссле­дования, способ построения системы знаний или совокупность при­емов и операций изучения действительности, то методика - это кон­кретные правила, приемы и средства реализации методов познания действительности.

Организация исполнения управленческих решений начинает­ся с доведения решений до исполнителей, разъяснение их смысла, инструктирование и т. д Все это относится к арсеналу методов убеж­дения. Методы убеждения опираются на систему мер поощрений, моральное и материальное стимулирование сотрудников. Эти меры тесно соприкасаются с вопросами психологическими. Руководитель должен умело сочетать эти меры и правильно их использовать.

4.3. Методы воздействия

Административные методы - это способы воздействия на де­ятельность предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан со стороны органов государственного управления пу­тем прямого установления их обязанностей, путем приказа, опираю­щегося на властные полномочия и систему подчиненности.

Административные методы подразделяются на административ­но-правовые и административно-организационные.

Административно-правовые методы выражаются в форме нормативных или индивидуальных актов.

К административно-организационным методам воздействия можно отнести совещания, заседания, методические сборы, схемы расстановки сил и средств и т д.

Особо следует выделить организационные методы управлен­ческой деятельности - это способы воздействия на структуру систе­мы, ее внутреннюю организацию, с целью обеспечения наиболее эф­фективного ее функционирования.

Административный метод как способ регулирования отношений между управляющими и управляющими системами может быть при­знан наиболее распространенным методом управления в системе го­сударственного аппарата; он имеет характер «власти-подчинения» и базируется в основном на методе принуждения. Приказы, запреты, распорядительство - это разновидности административного воздействия, без которого государственное управление невозможно. Админис­тративному методу присуще централизованное и прямое воздействие на управляемые объекты. Административный метод сочетает в себе правовое и организационное начало. Содержание администра­тивного метода регулирования как способа воздействия на объекты управления с одной стороны носит организационный характер, а с другой, являясь отношениями между субъектом и объектом управле­ния, - отражают волевую взаимосвязь между ними. Разделение пра­вовых и организационных начал в административном методе условно и имеет лишь цель подчеркнуть неправоеую природу последних.

Экономические методы, связанные с процессами управления, оказывают на последние существенное влияние.

В основе общественного производства лежат экономические от­ношения, характер которых определяется господствующим в обществе способом производства, действием объективных экономических законов.

Экономический метод - это своего рода способ воздействия на уп­равляемую систему основанный на использовании и объективных закономерностей развития экономики. Вместе с тем следует иметь в виду, что экономические и административные методы - это спосо­бы воздействия на систему и процессы управления не прямо, а через сознание и психику людей, участвующих в управлении. Люди - субъ­екты и объекты управления - ставят перед собой определенные це­ли и принимают волевые усилия для их достижения, устанавливают сложную систему психологических отношений между собой.

В общей проблематике психологии руководства и подчинения можно выделить методы:

а) психолого-педагогические,

б) социально-психологические

Психолого-педагогический метод руководства исследует приемы индивидуально направленного управляющего воздействия. Напри­мер, начальник оказывает на подчиненного определенное воспита­тельное, педагогические воздействие прямо или косвенно. Прямо в том случае, когда он дает ему советы или указания лично. Косвен­но оказывает влияние на подчиненного своим примером.

Объединения людей как психологические образования (по службе или взаимным интересам) изучаются с позиции социальной психоло­гии, предметом которой являются особенности групповой, коллектив­ной и массовой психологии.

Для руководителя очень важно объективно оценивать труд испол­нителей и морально стимулировать, используя поощрения как фак­тор мотивации их поведения. Значительный интерес в плане по­вышения эффективности управления представляет проблема психологии межличностных отношений в коллективе. В рамках доста­точно большого подразделения всегда существует несколько групп сотрудников, объединенных не только служебными (официальными) связями, но и чувствами взаимной симпатии или общего интереса. Такие неофициальные (неформальные) группы в социальной психологии называются микрогруппами.

Возможны три вида отношений руководителя (формального лиде­ра) с неформальными группами и их лидерами:

1) неофициальная группа и ее лидер активно поддерживает офи­циальную организацию и ее лидера;

2) случай, когда обе стороны не испытывают отчетливо выражен­ных эмоций друг к другу:

3) случай неприязненных отношений между ними. Первый вид отношений наиболее предпочтительный, второй -требует организационной работы руководителя совместно с сотруд­никами.

Третий вид отношений требует совместный усилий всех, но, как правило он решается радикально, т. е. перевод формального или не­формального лидера в другое подразделение (последнее более рас­пространено).

Руководитель обязан постоянно оказывать воздействие на психо­логический климат в первую очередь своим авторитетом, компетент­ностью, умением организовать подчиненных, быть общительным не только с подчиненными, но и с коллегами и руководством, т.к. по­следнее является одним из необходимых и всеобщих условий фор­мирования и развития общества и личности.

В заключение необходимо отметить, что все эти методы воздейст­вия могут быть выражены в правовой и неправовой форме (организа­ционной, психологической).

 

РАЗДЕЛ I. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ В ОВД

Тема 5. Система информационного обеспечения в органах внутренних дел

5.1. Понятие информации и требования, предъявляемые к ней

Данная тема посвящена изучению информации, признанной на­укой и практикой основой процесса управления. Процесс управления связан с движением информации, то есть с ее получением, перера­боткой, хранением и использованием.

Под информацией в общем виде понимаются сведения, данные, снимающие неопределенность с какого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса или объекта.

Информационная сущность процессов управления заключается в непрерывном обмене информацией между субъектом и объек­том управления, а также между данной системой и внешней средой (другими системами). Рациональная обработка информации является основой принятия управленческих решений.

В информационных процессах управления следует выделить два содержательных аспекта: во-первых, процесс обмена информации между элементами системы; во-вторых, процесс сбора, обработки, хра­нения и использования информации. Иными словами, первая инфор­мация - это информационные связи внутри подразделений и служб ор­ганов внутренних дел (по горизонтали и по вертикали); вторая -система сбора, обработки, хранения и использования информации.

Как показывает анализ основных направлений в России и за рубежом, важнейшим из них является переход к интегрированным информационным системам.

В последнее время для правоохранительных органов стали раз­рабатываться новые информационные системы - криминальные ин­формационные системы или оперативные информационные системы (ОИС), объединенные в интегративные системы.

Наиболее полно эта концепция была реализована в Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутрен­них дел в борьбе с преступностью, утвержденной приказом МВД РФ от 12.05.93 г. №229. В этой концепции определены основные задачи и принципы построения интегрированных информационных вычисли­тельных систем (ИВС). Наиболее важными являются:

  • интеграция баз данных и вычислительных ресурсов;
  • формирование и сопровождение проблемно-ориентированных банков данных массового пользования;
  • обеспечение санкционированного оперативного доступа пользо­вателей;
  • внедрение безбумажной информационной технологии на всех уровнях управления

Управление и информация в управленческой деятельности орга­нов внутренних дел неразрывно связаны между собой. Информация является базой, на основе которой строится система в целях дости­жения сформулированных целей

Рассмотрим понятие, сущность и виды информации в управлении органами внутренних дел.

Понятие информации в социальной сфере по своему смысло­вому значению ближе всего подходит к понятиям «сведения», «дан­ные» со всеми присущими им свойствами, достоверностью, полно­той, первичностью, вторичностью, старением и др.

Под информацией в управлении следует понимать любые све­дения, об объекте и окружающей среде, интересующие нас при до­стижении поставленных целей.

Информация в органах внутренних дел - это прежде всего сведения, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, окружающей среды, характеризующие си­лы и средства, а также результаты их деятельности.

Информация в управляемых системах характеризуется рядом свойств имеет определенную самостоятельность, может неодно­кратно использоваться, храниться, поддается обработке и матема­тическому анализу, преобразованию, количественно измерима, об­ладает непрерывностью, системностью и другими качествами. Информация в управленческой деятельности имеет ряд аспектов:

  • правовой,
  • количественный,
  • вероятностный,
  • смысловой,
  • прагматиче­ский и др.

В управленческой деятельности органов внутренних дел циркули­рует разнообразная информация. Ее материальными носителями могут быть правовые и нормативные документы, табулеграммы, маг­нитные ленты, диски и другие.

К информации в органах внутренних дел предъявляется ряд требований, непрерывность, достоверность, полнота, своевремен­ность, обновляемость, систематичность, выбор оптимального объе­ма и доступность для машинной обработки.

Управление представляет собой замкнутый цикл процесса упо­рядочения, согласования усилий различных элементов системы в це­лях выполнения поставленных задач. По большинству мнений специ­алистов, управленческий цикл включает в себя: формулирование цели, постановку задач, сбор, обработку и анализ информации с це­лью выработки, обоснования и принятия решения, организации его исполнения, регулирования и контроля. Все перечисленные элементы и стадии управленческого цикла информация как бы пронизывает. Бук­вально кажрый элемент (стадия) управленческого цикла связан с опе­рированием или работой с информацией. Следовательно, требование непрерывности информации является основополагающим, т.к. без по­стоянно поступающей информации невозможен процесс управления.

Требование достоверности не нуждается в особом разъясне­нии. Само собой разумеется, что при отсутствии достоверной инфор­мации невозмоно осуществлять управление. Кроме того, в реальной жизни, в том числе в управлении органами внутренних дел, приходит­ся часто сталкиваться со случаями поступления ложной информации, и лицу, принимающему управленческое решение, следует ее распоз­навать. Например, ложные сообщения о преступлениях, поступающие по телефону в дежурную часть органа внутренних дел. Эта задача весьма актуальна в связи с большой плотностью поступающих сооб­щений и ограниченностью сил и средств в распоряжении дежурного.

Требование полноты информации в управлении в настоящее вре­мя весьма злободневно. Особо остро эта проблема стоит на уровне горрайорганов внутренних дел (см. приказ МВД СССР № 100 от 13 мая 1987 г.). В низовые подразделения идет большой поток управляющей информации, в свою очередь от них требуется значительное количест­во информационно-аналитических материалов, не предусмотренных нормативными актами. Кроме потока циркулирующей информации по вертикали немалую долю в работе горрайнорганов внутренних дел занимает подготовка информации по горизонтали. В связи с этим воз­никает проблема полноты информации на всех уровнях управления в системе органов внутренних дел. Информации должно быть столько, чтобы можно было подготовить и принять рациональное решение.

Своевременность поступления информации порой решает исход дела. Органы внутренних дел организуют управление силами и средствами в условиях быстро меняющейся оперативной обстанов­ки, следовательно, своевременность поступления информации о многом определяет успех операции. В частности, в раскрытии пре­ступлений «по горячим следам».

Систематичность поступления информации способствует непрерывности процесса управления в условиях резко меняющейся оперативной обстановки. Например, при реализации специального плана по предупреждению и пресечению групповых нарушений; по ро­зыску скрывающихся и задержанию вооруженных преступников и др.

С появлением современных электронно-вычислительных машин, математического обеспечения, а также научных методов (в том чис­ле количественных) обработки информации существенными тре­бованиями являются обновляемость информации, выбор ее опти­мального объема и доступность для машинной обработки. 

Ранее проблема была чрезвычайно сложна из-за неэффективных способов сбора, обработки, хранения и поиска необходимой информации. С появлением современных ЭВМ эта про­блема значительно упростилась. Поиск и стирание устаревшей и не­нужной, а также запись новой информации происходит теперь намно­го быстрее.

Несмотря на наличие быстродействующих ЭВМ и новых методов обработки информации, проблема выбора ее оптимального уров­ня постоянно актуальна. На каждом уровне управления информации должно быть столько, чтобы система могла успешно осуществлять свои функции. Избыток же информации затруднит процесс выработ­ки, обоснования и принятия управленческого решения.

Информация должна быть доступной для машинной обработки. Так как ЭВМ воспринимает информацию в двоичной системе исчис­ления, а мы пользуемся алфавитной десятичной системой, то инфор­мацию с алфавитной и цифровой мы должны преобразовать в ма­шинный язык (двоичный) Буквы алфавита и десятичные цифры записываются на машинные носители комбинацией двух цифр 0 и 1. На выходе ЭВМ стоит ретранслятор, который автоматически преоб­разует машинный язык в обычную алфавитно-цифровую информа­цию и отпечатывает ее на АЦПУ (алфавитно-цифровом печатающем устройстве).

5.2. Виды информации в органах внутренних дел

В управленческой деятельности циркулирует различного рода ин­формация. В укрупненном плане ее можно классифицировать на сле­дующие виды. О состоянии преступности и общественного порядка, о результатах деятельности подразделений и служб (служебная), о состоянии сил и средств, об условиях функционирования внешней среды, информация об оперативной обстановке в соседних регионах.

Информация о состоянии охраны общественного порядка и борь­бы с преступностью включает в себя сбор, систематизацию и анализ поступающих заявлений и сообщений о преступлениях, правонаруше­ниях общественного порядка, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах за сутки, декаду и месяц. На основании этой информации в горрайорганах внутренних дел подготавливаются управленческие решения и различного рода информационного-аналитические доку­менты в вышестоящие органы и местные муниципальные органы.

Количественные методы применяются не только в процессе сбо­ра, систематизации и анализа информации, но и для разработки пла­нов неотложных мероприятий реагирования на изменение оператив­ной обстановки, рациональной расстановки сил и средств, улучшения их взаимодействия при реализации комплексных операций и др.

В информационных центрах МВД, ГУВД, УВД, УВДР анализирует­ся статистическая отчетность о состоянии охраны общественного по­рядка и борьбы с преступностью, результатах оперативно-служебной деятельности подразделений, эффективности использования сил и средств, в том числе и научно-технических, а разрезе горрайорганов внутренних дел, а также по линиям служб и направлениям работы.

Анализ перечисленной информации дает возможность установить постоянный контроль на местах, принимать управленческие решения об оказании практической помощи по отдельных конкретным служ­бам; подготавливать информационные документы в местные органы, отчеты в МВД РФ в установленные сроки; составлять проблемные за­писки руководству по наиболее актуальным направлениям борьбы с преступностью; готовить материалы к различного рода совещани­ям, семинарам и др.

Информация об условиях внешней среды состоит из социаль­но-экономических характеристик (трудовой занятости населения, сведений об удовлетворении спроса в жилье, товарах, обслуживании населения, о наличии культурно-просветительных учреждений и спортивных сооружений, крупных построек, о количестве общежитии и др.); демографической (поло-возрастная структура, миграция, урба­низация и др.); социально-психологической (традиции, обычаи, мне­ния, настроения и т. д.); географической, климатической и др.

Особое значение в настоящее время имеет информация об опе­ративной обстановке в соседних регионах. С ростом миграции и транспортной мобильности граждан проблема борьбы с преступника­ми-гастролерами приобретает особую остроту. Оперативный обмен информацией позволяет более эффективно вести борьбу с подобны­ми преступлениями.

Рассматривая классификацию правовой информации в научной литературе, следует особо остановиться на классификации, предло­женной А.Ф. Шебановым. Это наиболее простая и одновременно наилучшая для управленческой деятельности градация информа­ции. В управленческой деятельности органов внутренних дел ин­формацию можно условно разделять на два вида официальную и неофициальную.

К официальной правовой информации относятся все сведения о праве в широком смысле слова, т. е. о действующих нормативных актах в сфере управления и законах, являющихся для этих актов ос­новой. Некоторые авторы считают, что отмененные и прекратившие свое действие нормативные акты следует тоже включить в этот вид, хотя это, на наш взгляд, неправильно.

В качестве неофициальной правовой информации рассматри­ваются все сведения и данные о праве, которые отражены в научных материалах, выступлениях и иных негосударственных источниках. Это сведения, содержащиеся в юридических монографиях, учебни­ках, статьях и др. Однако в управленческой деятельности органов внутренни дел часто используется информация, не имеющая право­вого характера.

К информации неправового характера относятся сведения соци­ально-экономического, научно-технического, демографического, гео­графического и климатического порядка. Сюда же следует отнести информацию о наличии сил и средств органов внутренних дел, результатах их деятельности, не имеющую специального графика.

Заслуживает, по нашему мнению, внимания классификация ин­формации в управляемых правовых системах. Основными при­знаками разграничения являются функциональное назначение и ха­рактер правовой ситемы, отношение сообщения к данному управляющему объекту (например, рассмотрение информации от му­ниципальных органов), тип связи управляемой правовой системы и внешней среды (сюда же следует отнести влияние внешней среды на результативность управленческой деятельности органов внутренних дел), отношение к структуре и целевой функции (выделение со­общений, касающихся субъектов и объектов управления, характери­стики прямых и обрачных связей между ними и др.); физические носители информации (тексты закона или подзаконного акта, протес­та прокурора, перфоченты, магнитные ленты, таблицы, графики и др.), логическое содержание информации в управляемых системах (о субъектах управления и их связях), процедура преобразования информации (нормативно-правовая, математико-статистическая, мо­делирующая, вычислительная и др.); степень преобразования ин­формации (сгруппированная информация, переведенная с алфавитно-цифровой в двоичную систему для машинной обработки и др), время и периодичной получения обработки информации.

С точки зрения управления могут быть определены и другие при­знаки и основания классификации информации в управленческой деятельности органов внутренних дел. Можно также подразделять ее по кратности использования, времени обновления, степени дополни тельной переработки, сфере применения, формах и методах получе­ния упорядоченности и т. п.

Информация и ее потоки в управленческой деятельности могут различаться в зависимости от источника» поступления (от граждан, государственных и общественны оогачизаций, правоохра­нительных органов) направления движения (управляющая или командная и обратная, идущая от объекта и окружающей среды к субъекту управления), качественного содержания (достоверная информация, информационный шум, пол­ная информация и др), количественных потребностей (вероятност­ные структуры, семантические и иные меры информации).

Вся информация в управляемых системах в настоящее время тре­бует не Torino упорядоченности в плане ее классификации, но и об­работки преобр-тия, хранения и использования в процессе упрпвления. С помощью старых способов сбора, обработки и анализа информации мы уже не можем оперативно принимать эффективные управлеических реагирования в сфере общественного порядка и борьбы с преступностью. С появлением ЭВМ особенно третьего и четвертого поколения и прикладной математики появилась реальная интенсификации управленческой деятельнос­ти в органах внутренних дел.

Основой широкого использования магематических методов и ЭВМ в интенсификации управленческой деятельности являются до­стижения науки кибернетики и, в частности, ее подотрасли - теории информации. Основные пути и способы измерения информации мы рассмотрим в следующем параграфе

В приказе МВД РФ от 14 01 95 «О мерах по повышению эффек­тивности управленческой деятельности в органах внутренних дел» указано, что не обеспечивается своевременный сбор и анализ ин­формации о процессах и явлениях, влияющих на состояние, уровень и динамику преступносчи, выработки на этой основе эффективных управленческих решений.

Адекватность принимаемых решений о воздействии на криминаль­ную ситуацию реализуется во многом своевременным, достоверным и полным информационным обеспечением органов внутренних дел.

Пути совершенствования информационного обеспечения организационно-техническое направление:

  • совершенствование организационной структуры информацион­ных подразделений,
  • организация рационального взаимодействия информационных подразделений,
  • организация работы отдельных информационных подразделе­ний,
  • повышение ответственности за предоставление недостоверной информации и др.

Совершенствование методов сбора, обработки, хранения и выда­чи информации:

  • оптимизация объемов и потоков информации,
  • форма носителей информации и повышение их емкости.
  • разработка и внедрение единой системы классификации и кодирования информации,
  • определение категории срочности и секретности информации,
  • внедрение современных методов переработки информации, об­новления и др.

Применение современных технических средств и математических методов:

  • применение современных технических средств сбора, передачи, хранения и выдачи информации,
  • применение математических методов (теории игр, теории массо­вого обслуживания, теории поиска, сетевого планирования, линейно­го и динамического программирования и др) для оптимизации управ­ленческих решений,
  • разработка и применение научнообоснованных критериев эф­фективности информационного обеспечения процессов управления.

 

6. Аналитическая работа в органах внутренних дел

6.1. Основные понятия и направления аналитической работы

Современная наука управления располагает обширным арсена­лом научных методов решения управленческих задач, позволяющих субъекту управления наиболее эффективно их решать. Обеспечение тесной интеграции науки с практикой, совершенствование методов управления - одна из важнейших задач совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Внедрение в практику органов внутренних дел этих методов явля­ется одной из неотложных задач научной организации управления.

Возрастание роли научного подхода к управлению теми социаль­ными процессами, которые являются сферой приложения управляю­щих воздействий со стороны органов внутренних дел, существенно подняло значение аналитической работы.

Увеличение объема информации, повышение требования к эф­фективности управления и усиление интенсивности работы органов внутренних дел вызывает повышенное внимание к вопросам анализа факторов, влияющих на состояние преступности к вопросам анализа факторов, влияющих на состояние преступности и результаты борь­бы с ней. Успешная деятельность органов внутренних дел по преду­преждению правонарушений возможна только при систематическом изучении причин, порождающих эти правонарушения, предпринимае­мых мер по борьбе с ними и выработки на основе данного изучения эффективных профилактических мероприятий.

В процессе познания сложных социальных объектов для решения проблем управления методы познания, как правило, применяются в единстве, что наглядно иллюстрируется примером выработки уп­равленческого решения. Что же такое анализ?

Анализ - это метод теории познания, когда путем мыслительной деятельности целое делится на части. Анализ как целостная функция управления может быть представ­ив состоящим из двух блоков.

  1. Познавательно-программирующая функция.
  2. Функция воздействия.

В первом блоке мы можем выделить следующие шаги, прогнозирование, планирование.

Нет такой социальной системы, которая функционировала бы только ради себя. Любая система существует для чего-то, воздейст­вует на что-то конкретное. Цель функционирования системы органов внутренних дел состоит в обеспечении установленного правопорядка и борьбы с преступностью, эта цель определяет и направление уп­равляющих воздействий. Следовательно, мы можем говори об уп­равляющих воздействиях системы органов внутренних дел на право­порядок и преступность. Преступность может быть рассмотрена как своего рода специфическая система, являющаяся для органов внут­ренних дел одновременно и компонентом внешней среды и объектом управления, а внутренняя сторона системы органов внутренних дел направлена на поддержание самой управляющей системы.

Анализ обеспечивает изучение отклонений в заданном состоянии функционирования системы, особенностей среды, а также условии способствующих или мешающих достижению стоящих перед систе­мой целей. Сущность аналитической работы обуславливает ее роль и место в процессе управленческой деятельности.

Дадим определение аналитической работы в органах внутренних дел «Аналитическая работа в органах внутренних дел - это постоян­ная исследовательская деятельность, охватывающая своим содер­жанием широкий комплекс организационных мероприятий и методи­ческих приемов для изучения и оценки информации о состоянии преступности и общественного порядка, результатах практической деятельности органов внутренних дел по выполнению стоящих перед ним задач, а также об условиях, в которых эти задачи решаются, и обеспечивающая целенаправленное управление и оценку эффек­тивности управляющих воздействий».

МВД РФ уделяет особое внимание совершенствованию аналити­ческой работы.

В 1987 году разработан и принят нормативный (ведомственный) акт о совершенствовании информационной и аналитической работы в органах внутренних дел. В нем упорядочен порядок составления аналитических справок и перечислены адреса отправки.

Существенные изменения в вопросах информационно-аналитше ской работы внесены приказом МВД РФ №433-1995 г.

Приказом категорически запрещается направление в нижестощие органы внутренних дел документов, не установленных норм; активными актами. Письменные отчеты и информация об организаци и результатах работы МВД, ГУВД, УВДТ, УЛИТУ, РУОП представлять в МВД РФ, если есть предписание в приказе Министра МВД РФ.

Ежемесячно по каждому подразделению органов внутренних дел определен объем, источники и периодичность получения и исполь­зования криминологической, социально-экономической, оперативно-розыскной, административно-правовой, производственно-хозяйст­венной и другой информации, необходимой для глубокого и всестороннего анализа оперативной обстановки и принятия эффек­тивных управленческих решений.

Проблема оптимизации информации на различных уровнях управ­ления органами внутренних дел в настоящее время одна из наиболее актуальных. С развитием электронно-вычислительной техники и на­уки управления на данном этапе эти задачи (оптимизации информа­ции) могут быть успешно решены.

По срокам информационно-аналитической работы в органах вну­тренних дел подразделяется:

  1. за сутки, декаду, месяц - постоянно,
  2. оперативная информация за каждые сутки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: