Экзаменационный билет № 26

1. Изменения сенсорной чувствительности (зрение, слух, обоняние, вкус и т.д.). Изменения функционирования психических функций: внимание, память, мышление, аффект. Половые различия старения.

Сенсорная адаптация – это изменение чувствительности анализатора, приспосабливающееся к интенсивности раздражителя.

В темноте наше зрение обостряется. Зато при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. И в том, и в другом случае человек временно как бы слепнет.

Похожее изменение чувствительности наблюдается и для других органов чувств. И во всех случаях такие изменения зависят от условий среды и связаны с явлением сенсорной адаптации.

Адаптация слуховых органов происходит значительно быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Изменение чувствительности у осязания происходит тоже быстро: слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд. На протяжении минут происходит тепловая адаптация (без болевых ощущений). Адаптация к запахам тоже происходит, хотя менее изучена

В период зрелости продолжается развитие свойств внимания. Объем переключения и избирательность внимания совершенствуется до 33 лет. После 34 лет функции внимания начинают снижаться.

Однако такие свойства внимания, как: устойчивость и концентрация, сохраняются без значимых изменений на протяжении всей зрелости, что объясняется постоянным использованием этих функций в профессиональной деятельности большинства людей.

В период зрелости – вербальная, кратковременная, слуховая и зрительная память достигает максимума к 30-ти годам, а затем снижается. Однако, если в труде человеку приходится что-то запоминать, сохранять и воспроизводить. То такой труд стимулирует сохранение и развитие мнемических функций.

Одним из наиболее выраженных различий между мужчинами и женщинами является большая продолжительность жизни женщин. В основе этого лежит множество причин, в том числе биологические и социокультурные аспекты, такие как различия в моделях поведения. Например, традиционно мужчины больше курят и выпивают, чаще рискуют и проявляют агрессивность, они в большей степени подвергаются воздействию вредных производственных факторов, чем женщины. Однако некоторые авторы заявляют о том, что в последние годы наблюдается заметное уменьшение этого гендерного разрыва. Одной возможных причин возникновения этой тенденции является увеличение количества курящих женщин, сопровождающееся ростом женской смертности от рака легких. В то же время в ряде исследований приводятся цифры, демонстрирующие достаточно стабильную среднюю продолжительность жизни женщин, подвергающихся на работе воздействию таких же неблагоприятных факторов, как их коллеги-мужчины.

Кроме одновременного увеличения продолжительности жизни обоих полов наблюдается еще одна интересная тенденция, которую можно интерпретировать в свете «активного старения». В последние десятилетия увеличение количества лет, на протяжении которых люди сохраняют хорошее (по результатам субъективной оценки) здоровье, опережает увеличение средней продолжительности жизни. Однако есть данные, что на поздних этапах жизни женщины более пессимистично относятся к своему физическому состоянию, тогда как мужчины, чаще страдающие опасными для жизни заболеваниями, склонны переоценивать состояние своего здоровья.

2. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Квазиэксперимент. Анализ и представление результатов психологического исследования.

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

˗ лабораторный и естественный эксперимент;

˗ наблюдение;

˗ исследование продуктов деятельности;

˗ анкетирование и тестирование;

˗ биографический метод;

˗ психологическое моделирование;

˗ сравнительно-генетический метод

Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX столетия. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной.

Квазиэксперимент представляет собой разновидность эксперемента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам(квазиэксперимент). Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия. виды квазиэксперимента: 1.отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. 2.Отсутствие контролирующей группы. Эксперементатор в качестве воздействия выступает реальное событие произошедшее с испытуемым.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В.А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы).

3. Опишите методы профориентационной с лицами подросткового и юношеского возрастов.

Профессиональная ориентация либо профориентационные методики (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.

В социологии получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии.

Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: