Этические учения Античности

Философские размышления античных мудрецов отражены не только в систематизации этических представлений и появлении развитых теорий морали, но и в качестве особой, самостоятельной сферы знания. Контуры этой сферы обозначены высказыванием – «человек есть мера всех вещей».

Античная этика раскрывает проблему общечеловеческих оснований нравственности и отражает ее этическую рефлексию. Принято считать, что у истоков этической рефлексии античности стоят Сократ и его ученики Аристипп и Антисфен. Поскольку письменного наследия этих философов почти не сохранилось, об их этических рассуждениях и идеях мы узнаем из сочинений других философов, достоверно передающих их идеи. В основном это сочинения Диогена Лаэртского, Ксенофонта, Иоанна Стобея и Платона.

Интересные этические соображения представлены в сочинениях Аристотеля «Никомахова этика», «Большая этика». Позднеантичная этическая мысль, ориентированная на поиск оснований нравственности в сфере субъективного, внутри человека, предложила два наиболее известных варианта «правильной жизни» в условиях социальной дестабилизации, кризиса. Когда невозможно опереться на что-то внешнее, надо искать опору в себе самом: для счастливой жизни (эпикуреизм) или для достойной жизни (стоицизм). Основной мотив ригористической этики стоиков, в чем-то схожей, но, по сути, принципиально отличающейся от этики эпикуреизма, прекрасно выражен афоризмом Сенеки: «Лучше достойно умереть, чем недостойно жить».

Этические мысли досократиков

Печатается по: Антология мировой философии.

В 4 т. Т. 1. – М.: Политиздат, 1969.

Ксенофан

Атеней [Х 413]…Наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей. Но это совершенно бессмысленный и несправедливый обычай – отдавать предпочтение телесной силе перед полезной мудростью [с. 171].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: