Управленческое решение - развернутое во времени, логико-мыслительное, эмоционально-психологическое воздействие субъекта управления на объект.
Управленческие решения принимаются при наличии кризисной, конфликтной ситуации, а также в вопросах управления денежными потоками.
В случае, если управленческое решение принято в ситуации выбора между несколькими альтернативными, равноценными с точки зрения субъекта управления решениями, то оно должно восприниматься теми, на кого влияет в качестве обязательного к исполнению. Если не выполняется 1 условие - управленческое решение называется ритуальным, если не выполняются 2 условия - утопическим.
Типы управленческих решений:
- единоначалие (принято в бюрократических организациях),
- консенсус (принято на правах равно ответственности и действует «эффект большинства»),
- коллективное (групповое принятие решений),
- превентивное (предвидение того, что может дать сбой в процессе реализации решения).
Управленческие решения, которые приходится принимать в кадровом менеджменте, можно разделить на 2 группы:
|
|
1 группа: оценка руководителей и специалистов, формирование резервов кадров, переподготовка кадров, работа с молодыми специалистами, определение развития управленческих функций, выявление недостатков стиля руководства, выявление дублирующих друг друга уровней управления, поиск резервов в работе подразделений, оценка психологического микроклимата, уменьшение трудозатрат в банковских технологиях, планирование работы с управленческими кадрами.
Эта группа задач решается на основании данных проведенных аттестации кадров, инструктажа и других видов кадровой работы.
2 группа: Построение матрицы ответственности, оценка качества управления, выбор организационной формы, составление штатного расписания, распределение обязанностей между работниками в подразделениях, расчет экономического эффекта работы, установление целевых ориентиров роста кадров, определение количественных и качественных показателей деятельности. Эти задачи решаются аналитическими, другими отделами совместно с кадрами на основании информации по бюджету банка и его подразделений, по прямым и косвенным затратам.
Существуют следующие методы принятия управленческих решений:
1. Стратегиальные:
- анализ индивидуальных решений и выбор способов интеграции и согласования вариантов в группе (создание «фокус - группы»);
- ориентация на решение индивидуальных, а затем групповых задач.
2. Функционально-ролевые:
- использование группы в качестве «решателей»,
- -организация поиска, при которой участникам назначают различные социальные роли: критики, генераторы идей, координаторы,
- разбиение принятия решений на фазы,
- техника выдвижение вариантов решений,
- синектика (направление спонтанной активности на исследование проблемы),
- мозговой штурм,
- майевтика (признает неадекватные решения из переноса с других задач, отвергает решения с которыми не согласна группа).
3.Программно-ролевые (роли устанавливаются в ходе решения).
4.Структурные - анализ и синтез проблемы, взаимная адаптация.