Программа, рассчитанная на работу с учащимися 10-х классов в течение 3-х дней по 1,5-2 часа

(Сразу заметим, что 10-й класс пока еще не является «выпускным», т.е. у школьников есть время подумать и даже поменять или уточнить свои первоначальные выборы).

1.День первый (1,5-2 часа);

1) Знакомство, объяснение смысла занятий;

2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии», а также сразу за ним – методика «Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы» (с решением 2-3 задач);

3) Профориентационная игра с классом «Пришельцы».

2.День второй (1,5-2 часа):

1) Опросник «Будь готов!» (учащиеся сами обрабатывают результаты, а психолог объясняет, как на их основе делать предварительные выводы);

3) Разговор на тему «Основные ошибки при выборе профессии» (см. Главу 1, раздел 1.7 настоящего пособия);

3) Активизирующий опросник «Как поживаешь» (учащиеся сами обрабатывают результаты).

3.День третий (1,5-2 часа):

1) Опросник «За и против – 1 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты);

2) Схема альтернативного выбора (психолог просто рассказывает о логике выбора конкретного варианта и показывает на одном-двух примерах, как такой выбор можно сделать);

3) Заключительное слово.

Данная программа также предполагает, что, собрав диагностический материал, психолог обрабатывает его (например, по каждому учащемуся заносит полученную информацию в таблицу) и потом, каждому школьнику дает письменную рекомендацию с выделением 2-3 основных вариантов.

Программа работы с учащимися 11-х («выпускных классов), рассчитанная на три дня по 1,5-2 часа:

1. День первый (1,5-2 часа):

1) Знакомство, объяснение смысла занятий;

2) Опросник «За и против – 1 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты, а психолог объясняет, как с их помощью можно делать предварительные выводы);

3) Бланковая игра с классом «Торг».

День второй (1,5-2 часа):

1) Опросник «За и против – 2 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты;

2) Игра «Угадай профессию»;

3) Бланковая игра «Бизнес-риск-мен».

День третий (1,5 -2 часа):

1) Опросник «За и против – 3 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты);

2) Подведение итогов по всем трем частям опросника «За и против».

3) Схема альтернативного выбора (психолог просто рассказывает о логике выбора конкретного варианта и показывает на одном-двух примерах, как такой выбор можно сделать);

4) Заключительное слово.

Данная программа в наибольшей степени предполагает, что, собрав диагностический материал, психолог обрабатывает его (например, по каждому учащемуся заносит полученную информацию в таблицу) и потом, каждому школьнику дает письменную рекомендацию с выделением 2-3 основных вариантов.

Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников

Во многом эти программы могут быть такими же, как при организации систематических профориентационных занятий со школьниками (см. Раздел 4.1 настоящей главы), или похожими на программы при проведении эпизодических занятий (см. Раздел 4.2. этой же главы). Важнейшими отличительными чертами проедпрофильной подготовки являются:

1.Само название этого этапа – «предпрофильная подготовка» говорит о том, что школьнику нужно помочь с выбором «профиля» дальнейшего обучения уже в 10—11 классах. Мы считаем, что на данном этапе необходимо максимально расширить «кругозор» учащихся по отношению к вариантам дальнейших профилей. Для этого возможно широкое использование активизирующих профориентационных методов, представленных и в данном пособии (см. Главу 5). Самым нежелательным на данном этапе была бы ориентация только имеющиеся в данной школе профили. В этой связи И.С.Сергеев вводит даже понятие «псевдопрофильности», когда дальнейшее профильное обучение связывается с «углубленным изучением ряда предметов, практикуемое в конкретной школе» и фактически отождествляется со «специализированным обучением» (Сергеев И.С., 2006, С.17-18).

2.Ориентация занятий на учащихся 8-9-х классов. Какая-то часть этих школьников, после окончания 9-го класса будет продолжать обучаться в данной школе, какая-то часть – может перейти в другую школу, а кто-то поступит в учреждения начального и ли среднего профессионального образования. Но у большинства учащихся при этом остается еще достаточно времени для уточнения своих профессиональных выборов.

3.Реальной отличительной возрастной особенностью учащихся 8-9 классов является менее выраженная прагматическая ориентация, чем, например, у учащихся выпускных 11-х классов по отношению к своему ближайшему будущему. В этой связи профориентационная работа с восьми- и девятиклассниками проводится в более спокойных условиях, когда усилия педагогов и самих школьников в большей степени могут быть направлены на содержательные вопросы самоопределения (в более старших классах – больше озабочены подготовкой к различным экзаменам, а иногда – и поиску наиболее «хитрых» путей решения вопроса о поступлении в вуз).

4.Другой отличительной особенностью учащихся 8-9-х классов является их меньший, по сравнению со старшеклассниками, жизненный опыт. С одной стороны, это делает их более уязвимыми по отношению ко всяким нежелательным воздействиям (курение, употребление алкоголя, наркотики, а также – влиянию различных общественных предрассудков по достижению успеха). Но с другой стороны, в этом возрасте подростки больше восприимчивы и к позитивным воспитательным воздействиям. В частности, если грамотно с ними работать, то можно сформировать более полноценное представление о критериях жизненного и профессионального успеха, о достойных путях построения карьеры. Мы исходим здесь из того, что хотя бы какая-то часть школьников в этом возрасте «еще не испорчена» массовой культурой, а, следовательно, в этом возрасте необходимо не только расширять кругозор в мире профессий (или профилей дальнейшего обучения), и не только помогать им реально оценить свой потенциал и перспективы его развития, но и начинать формировать духовную основу самоопределения.

Для формирования ценностно-смысловой основы профессиональных выборов также можно использовать многие активизирующие методики, представленные в данном пособии (см. Главу 5) или даже целые программы, в основу которых положены наши методики (см. Разделы 4.1 и 4.2 настоящего пособия).

5.Уже на этапе предпрофильной подготовки возможно проводить индивидуальные профконсультации, но, про сравнению с более старшими классами (уже на этапе профильного обучения), их удельный вес пока еще не должен превышать групповых занятий. Уже на этом этапе возможно использование «портфолио» понимаемого как «форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени». При этом под личностным достижением понимается «результат деятельности учащегося, имеющий положительную динамику и социально одобряемый характер» (Даутова О.Б., 2006, С.234-235). Важнейшая роль «портфолио» - в «закреплении навыков самоанализа» (там же. С.234). Также для начала и дальнейшего развития индивидуальной работы со школьниками уже на этом этапе можно использовать «индивидуальные учебные планы как основы самоопределения школьников», который является основой для составления «индивидуальной образовательной программы» и «индивидуального образовательного маршрута». Важную роль в поддержке и реализации индивидуального учебного плана играют «педагоги-тьютеры», которые призваны работать с «субъективным опытом учащегося» с целью «помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы» (Даутова О.Б., 2006, С.120-160).

Анализ различных пособий показывает, что многие авторы, формально разделяя «предпрофильную подготовку» и последующее «профильное обучение» часто не выделяют их существенных различий, что нередко отражается и в предлагаемых программах и моделях работы со школьниками, когда, фактически, одни и те же занятия (иногда по –разному называющиеся) можно проводить как на этапе предпрофильной продготовки, так и на этапе профильного бучения (см. например, Гутник И.Ю., 2005; Даутова О.Б., 2006;; Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, 2005; Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении, 2007 и др.).

Оправдать многих этих авторов можно хотя бы потому, что предпрофильная подготовка и профильное обучение существуют относительно недавно, потому еще не накоплено достаточно опыта для теоретико-методологического осмысления различий между ними. На наш взгляд, в основе этих различий должно быть хорошее знание возрастной психологии старшего и среднего подросткового возрастов, с учетом того, что в современном мире эти возрастные особенности постоянно трансформируются.

С.Н.Чистякова с сотрудниками предлагает вариант конкретной программы в рамках предпрофильной подготовки (Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О., 2005). Эта программа включает следующие основные темы: 1) твои возможности без границ (эвристические задания); 2) изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (эвристические задания); 3) рынок труда и образовательных услуг (эвристические задания, самостоятельная работа с источниками информации); 4) пути продолжения образования и приобретения профессии (самостоятельная работа с источниками информации); 5) притязания человека и его профессиональная карьера (практическая работа); 6) принятие решения о выборе профиля обучения (практическая работа); 7) проектирование версий индивидуальной образовательной деятельности (практическая работа); 8) индивидуальные и групповые консультации (Итого – 24 часа, из которых 8 – теоретические занятия и 16 – практические).

Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения

При организации профориентационной работы с учащимися 10-11-х классов также можно использовать многие программы представленные в данной главе выше (см. Разделы 4.1, 4.2). И все-таки можно выделить важные особенности работы с учащимися старших («выпускных») классов в рамках профильного обучения:

1. Более прагматическая (по сравнению с учащимися 8-9-х классов) направленность старшеклассников, когда главной заботой все больше становится подготовка к поступлению в вуз. Иногда при выборе вуза молодой человек и его родители начинают руководствоваться соображениями большей доступности, т.е. выбирают вуз не по принципу его привлекательности, а по принципу, «куда легче поступить». На фоне таких «ориентаций» обучение по привлекательному для школьника профилю вызывает некоторые сомнения.

2.Большее внимание уделяется изучению школьных предметов по выбранному профилю.

3. Расширяется выбор «элективных курсов», которые «играют определяющую смыслообразующую роль в системе пргофильного обучения старшеклассников» (Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, 2005, С.106-107).

4.Более важную роль начинает играть индивидуальная работа (включая профкоснультации), направленная на планирование дальнейшего развития, подготовки к выбору более конкретной профессии и учебного заведения уже после окончания школы.

5.Возрастные особенности старшеклассников позволяют опираться на их более сформированное чувство ответственности за свою судьбу (по сравнению с учащимися 8-9-х классов на этапе предпрофильной подготовки). К этому можно добавить их больший жизненный опыт и часто более трезвый (реалистичный) взгляд на вопросы профессиональной самоопределения после школы и последующей карьеры.

6.Важной особенностью, подмеченной многими педагогами, является не очень выраженное желание многих старшеклассников серьезно обсуждать моральные и нравственные проблемы профессионального самоопределения (здесь прагматика, действительно, берет верх над романтикой). С одной стороны, это осложняет проведение профориентационой работы на более качественном (мировоззренческом, личностно-ориентированном) уровне. Но, с другой стороны, конкретные прагматичные вопросы старшеклассники обсуждают с большей охотой, если видят в этом «пользу» и «выгоду» для своих карьерных действий. Объяснить это можно интуитивным предчувствием опасности для будущей карьеры размышлений и переживаний по поводу возможных моральных уступок и компромиссов на пути к успеху. Ни в коем случае не следует навязывать такие размышления, но совсем оставлять эти волпросы без внимания также непозволительно. К сожалению, здесь у многих педагогов и школьных психологов пока присутствует растерянность. Мы считаем, что частично эту проблему можно решать с помощью представленных в нашем пособии активизирующих методик (см. Главу 5), которые если и не формируют мировоззрение учащихся в строгом смысле, но хотя бы создают для этого основу (провоцируют соответствующие разсмышления и переживания). Поэтому, мы рекомендуем включать в профориентационные программы (уже в рамках профильного обучения) некоторые из этих методик.

С.Н.Чистяковой с сотрудниками предлагают варианты разнообразных элективных курсов в рамках профильной подготовки старшеклассников, построенные по признаку «предмет труда» (см. Самоопредедление школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, 2005 и др.), в частности, это такие курсы как: «Юридическая грамотность в профессиональном самоопределении», «Основы социальной компетентности», «Философия цветочной композиции. Икебана» и др. Интересный опыт работы со старшеклассниками по различным образовательным программам можно найти в материалах все более часто проводимых научно-практических конференций, посвященным вопросам профориентации в рамках профильного обучения (см., например, Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении, 2007).

4.5. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях.

Профессиональная консультация является важнейшим направлением профориентационной работы. Ее суть - в оказании индивидуальной помощи самоопределеяющимся клиентам. Иногда говорят и о «групповой профконсультации». В этом случае речь идет о такой работе, где реализуется принцип «дойти до каждого» (по Е.А.Климову). Например, психолог сообщает в классе важную информацию о подготовительных курсах, встрече с представителя престижного учебного заведения и т.п., т.е. дает школьникам информацию, интересную для большинства. Соответственно, учащиеся, прослушав все это, могут сделать для себя важные выводы или даже скорректировать свои профессиональные выборы. Это могут быть также групповые консультации в работе с двумя-тремя приятелями, когда по очереди обсуждается проблема каждого (частично это смоделировано в игре «Профкогнсульация» - см. Главу 5, Раздел 5.1). Это могут быть профконсультации учащихся совместно с их родителями (при условии, что родители не оказывают давления на своего ребенка и самого консультанта). Но в традиционном понимании профконсультация носит чаще индивидуальный характер.

Существуют множество видов профконсультирования: 1) ранняя (детская), проводимая со дошкольниками и младшими школьниками (например, при спортивных, музыкальных и др.спецшкол); 2) консультирование в средней школе (знакомство с профессиями, помощь в самопознании); 3) консультирование учащихся 8-9-х классов (помощь в выборе профиля дальнейшего обучения); 4) консультирование учащихся 10-11 классов (помощь в планировании дальнейшего образования после школы и подготовка к поступлению в профессиональные учебные заведения соответствующие, в идеале, избранному профилю); 5) помощь выпускникам школ (уточнение профессий и конкретных учебных заведений); 6) помощь абитуриентам (помощь поступающим в уточнении специализации, кафедры, факультета); 7) помощь в различных профессиональных выборах в период обучения в вузе (выбор тем курсовых и дипломных работ, выбор места практики, выбор места работы и др.); 8) консультационная помощь в период профессиональной адаптации; 9) помощь в различных каръерных шагах уже работающим специалистам; 10) помощь людям предпенсионного возраста (в выборе хобби, увлечения уже после окончания работы); 11) ретроспективная консультация (помощь в осмыслении прожитой трудовой жизни или каких-то важных ее этапов). Отдельно можно выделить профконсультацию родителей учащихся, их учителей, консультацию безработных (различных категорий) и инвалидов (см. Пряжникова, Пряжников, 2005, С.185-188).

Интересный опыт накапливается Шмидт, в профориентационной и профконсультационной работе с подростками, находящимися в местах лишения свободы (см. Шмидт В.Р., Шиловская А.Л., 2005; Шмидт В.Р., 2006). В частности, авторы предлагают в качестве основной формы «работу со случаем» как основу для подготовки к освобождению и постепенитенициарного сопровождения подростков из воспитательной колонии. Сами «случаи» выделяются по критерию сложности, определяемой недостаточностью организационной и правовой поддержкой освобождаемых из колонии. При этом индивидуальная работа предполагает постепенный переход от «первичного» к «углубленному» интервью.

Ниже приведены примерные варианты программ для некоторых видов консультирования с использованием авторских методик, представленных в данном пособии (см. Главу 5).

Вариант профконсультации учащегося 9-го класса (при лимите времени в 2 часа).

1. Общее знакомство.

2. «Восьмиугольник основных факторов профессии» (с решением 2-3-х задач-ситуаций, а затем - самооценка подростком собственной ситуации самоопределения и ее небольшое совместное обсуждение).

3. Карточная методика «Формула» (методика позволяет выделить несколько наиболее приемлемых варианта выбора).

4. Методика «Схема альтернативного выбора» (выбирается наиболее приемлемый вариант из ранее обозначенных альтернатив).

5. Подведение общих итогов, обмен впечатлениями и рекомендации по самостоятельному уточнению и реализации сделанных выборов.

Вариант работы с учащимся 9-го класса (совместно с родителем при лимите времени – 2 консультации по 1,5-2 часа каждая).

Первая консультация (1,5-2 часа):

1.Общее знакомство.

2.Опросник пол схеме построения личной профессиональной перспективы – ЛПП (подросток и родитель заполняют опросник письменно, каждый на своем листе, но родитель пытается ответить на вопросы так, как, по его мнению, ответил бы его ребенок; затем эти ответы сравниваются и обсуждаются).

Карточная методика «Формула».

Вторая консультация (1,5-2 часа).

1.Карточная игра «Человек-Судьба-Черт» (к обсуждениям различных карьерных действий может подключаться и родитель подростка, но только при условии, что будет высказывать свое мнение только как одно из возможных и ни в коем случае не навязывать его в качестве «единственно правильного»).

3.Общее подведение итогов (оценка действий подростка в игре и рекомендации по более успешному поведению уже в реальной жизни).

Вариант работы с учащимся 11-го класса (при лимите времени – 3 консультации по 1,5-2 часа каждая).

Первая консультация (1,5-2 часа):

1. Знакомство.

2. Беседа–интервью по вопросам «Схемы построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)»

3. Карточная методика «Кто? Что? Где?» (совместное определение нескольких вариантов наиболее приемлемых профессий).

4. Подведение предварительных итогов

Вторая консультация (1,5-2 часа):

1. «Восьмиугольник основных факторов профессии» и сразу другая методика – «Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы» (с решением 2-3-х задач-ситуаций, а затем - самооценка подростком собственной ситуации самоопределения по этим двум схемам и ее небольшое совместное обсуждение).

2. Игра «Угадай профессию» (в режиме индивидуальной работы).

3. Уточнение вариантов выбора.

Третья консультация (1,5-2 часа):

1.Методика «Схема альтернативного выбора» (обстоятельное обсуждение выбранных ранее и уточненных вариантов не менее, чем по 15-20 факторам выбора).

2.Общее подведение итогов и рекомендации по самостоятельным действия подростка для достижения выделенных целей..

Контрольные вопросы к Главе 4:

1. В чем специфика профориентационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание, занимающих по времени не менее 28-32 часов)?

2. В чем особенность профориентационных занятий, проводимых со школьниками эпизодически (на уровне двух-трех занятий за учебный год)?

3. В чем особенность профориентационных занятий, проводимых в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся? Можно ли использовать на таких занятиях методы, представленные в данном пособии?

4. В чем особенность индивидуальных профконсультаций, проводимых совместно с родителями самоопределяющихся школьников?

5. В чем особенность индивидуальных профконсультаций, проводимых со школьниками, с которыми не ведется никакой профориентационной работы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: