Программ работы со школьниками

Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий)

Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С.Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение трех лет (в основном за период 12-14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов, и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда (Фукуяма С., 1992). По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения (см. Укке Ю.В., 1990). В целом, данная система («система Фукуяма-тест») является развитием «трехфакторной модели Ф.Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) – рекомендации о профпригодности, используются «профессиональное пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству). К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе, т.е. не все это для РФ.

В России профориентационая работа после долгого перерыва (с середины 30-х годов) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 80-х годов, разработанный Е.А.Климовым и С.Н.Чистяковой (1987):

1. Классификация профессий: 1) Общий обзор классификации; 2) Типы профессий; 3) Классы профессий; 4) Отделы и группы профессий; 5) Формула выбора профессии.

2. Человек и профессия: 1) Интересы, склонности, способности, 2) Здоровье и профессия; 3) Профессиональная пригодность; 4) Сознательность и самостоятельность выбора; 5) Самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха: 1) Профессиональный план; 2) Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии; 3) Профессиональная консультация; 4) Характеристика профессии – профессиограмма; 5) Где получить профессию?

В целом, такая программа, в силу своей серьезности и даже некоторой «академичности», была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы. поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта.

Во второй половине 80-х годов активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в г. Зеленограде, на базе Центра профориентации молодежи под руководством А.Г.Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профориентационной работы была примерно следующей. С учащимися 8-10 классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге, по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.

Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С.Н.Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи (см. Дидактический материал по курсу «Твоя профессинальная карьера». – М., 1998).

Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского Центра профориентации молодежи. Благодаря усилим администрации центра группа психологов-энтузиастов, вдохновленных В.Б.Борейшей, разработали оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками. Вот как примерно выглядит план работы с учащимися 10-11 классов:

1 часть – «Мой выбор»: 1) Профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) Профессиональный старт: древо возможностей; 3) Работающее решение; 4) Расширяем пространство выбора; 5) Заказываем желательную работу; 6) Подбираем подходящие профессии; 7) Моя область превосходства; 8) Горячие проблемы; 9) Проясняем внутреннее небо; 10) Взгляд из будущего; 11) Моя роль и безопасность на рынке труда; 12) Рисуем портрет подходящей профессии; 13) Вычисляем самую подходящую профессию; 14) Что подскажет внутренний голос; 15) Насыщаем решение энергией; 16) Планируем профессиональный старт.

2 часть – «Альфаплан-2015»: 1) Победители и неудачники; 2) Мои взаимоотношения со временем; 3) Экстерналы и интерналы; 4) Что такое планирование карьеры; 5) Прояснение жизненных ценностей; 6) Идеальное будущее; 7) Постановка целей; 8) Мои ресурсы; 9) Проблемная карта; 10) План действий; 11) Оформление плана карьеры.

Данная программа, разработанная уже в первой половине 90-х годов включала в себя многие интересные наработки, неизвестные отечественным психологам в 80-е годы, а также проводилась с активным использованием различных игровых методов и дискуссий. Таким образом, в отечественной профориентации накапливается достаточно интересный опыт, который еще предстоит по-настоящему осмыслить и использовать в дальнейшем.

Интересный опыт профоринетационной работы накапливается в регионах России. Например, в работе А.В.Мордовской «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников» (2000) описывается опыт профориентационной работы с учетом этно-национальных особенностей народов, проживающих в Саха (Якутия). Предлагаемая автором программа профориентационной работы опирается на определенные национальные традиции и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого Восточно-Сибирского региона.

Чтобы показать трагичность школьной профориентации в современной РФ, мы приведем пример деятельности одного нашего знакомого, обаятельного и инициативного человека из г.Самары, искренне поверившего в то, что в условиях «рынка» все решается легко и просто. Им была разработана программа работы с подростками (куда были включены и наши игровые методики, благодаря чему мы и познакомились). Эту программу он проводил со старшеклассниками, учащимися лицеев и колледжей, со студентами вузов и с практическими психологами в самых разных городах страны (иногда даже встречаясь с губернаторами и их замами). В начале программы он обычно спрашивал у обучающихся: «Нужна ли вам стипендия?», и естественно, получал ответ: «Конечно, нужна! Денег не хватает!». В конце проведения программы он задавал тот же вопрос и обычно ему так же дружно отвечали: «Теперь мы знаем, как зарабатывать деньги! Теперь мы не пропадем в условиях рынка!». Закончилось все это тем, что ему самому задолжали многие фирмы и организации, с которыми он работал и, он вынужден был просто пойти работать обычным учителем физики в обычный колледж.

В современной РФ издается много пособий, где реализуется традиционна западная модель построения карьеры, берущая начало еще со времен Д.Карнеги и ориентированная на успех в конкурентной борьбе со своими соперниками (Малинин Е.Д., 1999; Поляков В.А., 1995 и др.). В одной из таких известных работ (см. Поляков В.А. «Технология карьеры». – М., 1995) автор откровенно пишет, ссылаясь на американского бизнесмена Х.Маккея: «Вы – товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга, произвести собственную переоценку так, чтобы увидеть себя в ином свете. Вам следует пересоздать себя и окружающий мир». Далее В.А.Поляков предлагает перейти к «конкретным рекомендациям по организации саморекламы»… При всей сомнительности такой «профориентации» следует признать, что для решения ряда задач, связанных с трудоустройством и построением профессионального успеха многие из советов подобных авторов оказываются эффективными и полезными для определенных групп клиентов (ориентированных на ценности «массового сознания» и «цивилизованного потребления»).

И все-таки, как ни вспомнить Э.Фромма, который, рассуждая об «отчужденном характере» и «рыночной личности», выделял главную жизненную позицию таких людей: «Я такой, какой я Вам нужен для решения Ваших проблем… Я такой, кокой изволите»… Именно такая позиция позволяет человеку с «отчужденным характером» стать «ходким товаром» на «рынке личностей» (Фромм Э., 1992, С.70-84)…

В целом же, приходится с сожалением констатировать, что ни зарубежный, ни отечественный опыт в необходимой мере пока еще не изучен. Прежде всего, из-за финансовых ограничений реально работающие профконсультанты крайне мало встречаются на различных конференциях и семинарах, а те выдающиеся руководители и великие ученые, которые часто бывают за границей и которые могли бы полноценно изучать имеющийся там опыт, обычно рассказывают о том, какие достопримечательности они посмотрели и в каких саунах побывали… Хотя можно предположить (и для этого есть основания), что этот зарубежный и отечественный опыт может оказаться весьма полезным не только в плане ценных находок, которые можно было бы использовать, но и в плане анализа разнообразных ошибок и просчетов, зная которые, можно было бы не повторять их в будущем. И еще неизвестно, какой опыт важнее.

Г.В.Резапкина предлагает следующую программу профессионального самоопределения подростков (см. Резапкина Г.В., 2000), где выделяются следующие темы: 1) что я знаю о своих возможностях; 2) свойства нервной системы; темперамент; 3) особенности мышления; 4) память и внимание; 5) эмоциональное состояние и приемы саморегуляции; 6) что такое характер; «Необитаемый остров» (тренинг для выработки навыков социально приемлемого поведения); 7) склонности и интересы в выборе профессии: 8) что я знаю о мире профессий; 9) ошибки в выборе профессии; 10) способности и профессиональная пригодность; 11) личный профессиональный план; 12) навыки самопрезентации.

О.А.Махаева и Е.Е.Григорьева предлагают практический курс «Я выбираю профессию» (Махаева О.А., Григорьева Е.Е., 2002), включающий следующие занятия: 1) давайте познакомимся (беседа, знакомство с программой, упражнения); 2) кто я, или что я думаю о себе; 3) мир профессий4 дороги, которые мы выбираем; 4) на пути к профессиональной цели; 5) гамма способностей; 6) влияние темперамента на профессиональное самоопределение; 7) мир профессий и твое место в нем; 8) типичные ошибки при выборе профессии; 9) стратегия выбора профессии; 10) мои личные и профессиональные планы; 11) перспективы твоего профессионального старта; 12) итоговое занятие.

А.П.Чернявская предлагает программу формирования профессиональной зрелости (Чернявская А.П., 2001), где выделяются следующие темы: 1) психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения; 2) межличностное взаимодействие; 3) развитие умений по принятию решения; 4) эмоциональное отношение к выбору профессии; 5) умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей; 6) роль жизненных ценностей при выборе профессии; 7) умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии; 8) планирование профессионального пути; 9) применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии; 10) профессиональная зрелость.

Интересную программу профориентационной работы предлагает Л.М.Митина с сотрудниками (Митина Л.М., 2002). В целом, делается верный акцент не столько на развитие «знаний-умений-навыков», сколько на «личностные характеристики будущего работника». Предлагается тренинг-семинар, включающий: 1.Краткий курс «В поисках своего призвания»; 2. Практический курс «В поисках своего призвания» и 3. Тренинг профессионального самоопределения. Ниже представлены названия тем по всем этим блокам.

Краткий курс «В поисках своего призвания»: 1) Профессиональное самоопределение – одна из главных возрастных задач подростков; 2) Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся; 3) Способности и темперамент как наиболее значимые индивидуальные характеристики в процессе профессионального самоопределения; 4) Стратегии успеха и препятствия. Мешающие реализовать профессиональные замыслы человека; 5) Учебно-профессиональное пространство города (Митина Л.М., 2002, с.321-325).

Практический курс «В поисках своего призвания»: 1) Давайте познакомимся! 2) Образ «Я», или «Что я думаю о себе»; 3) Дороги, которые мы выбираем; 4) В мир профессий – по компасу; 5) Палитра ваших способностей; 6) Тест Р.Амтхауера; 7) Беседа о способностях и обсуждение результатов теста; 8) В «круге Айзенка»; 9) «Формула» темперамента; 10) Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову; 11) Стратегия профессионального выбора (включая ошибки, сопутствующие выбору профессии); 12) Твои перспективы (самоанализ готовности к профессиональному старту) (Митина Л.М., 2002, с.325-357).

Тренинг профессионального самоопределения: 1) Помечтаем о будущей карьере; 2) Тайны собственного «Я»; 3) Мое видение будущей профессии; 4) Профессия на «языке тела», или Ни слова о профессиях; 5) Ваши мнения о профессиях; 6) У меня все получится; 7) нет проблем! 8) Поговорим о жизненных ценностях; 9) На пути к цели; 10) Пожелайте мне доброго пути! (Митина Л.М., 2002, с. 357-373).

В этих и других подобных программах в последние годы активно используются не только тесты и опросники, но и тренинговые, и игровые формы работы, что делает эти программы довольно привлекательными для подростков. Например, разные авторы часто включают в эти программы и активизирующие методы, представленные в настоящем пособии (см., например, Зеер, Павлова, Садовниками, 2005; Резапкиена, 2000; Чистякова, 2007). Как видно из приведенных выше примеров программ, большинство из них ориентированы на традиционные психологические курсы, с рассмотрением «роли темперамента в выборе профессии», с рассмотрением особенностей памяти, внимания и т.п. Объясняется это тем, что реально во многих российских школах отдельных психологических курсов почти не читается, поэтому профориентационные курсы частично компенсируют этот пробел, фактически, являясь не только профориентационными, но и общепсихологическими.

Мы также считаем, что «чистая» профориентация малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широких контекстах планирования своей жизни и нахождения своего места в обществе. Мы считаем также, что хорошая профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются не только проблемы «трудоустройства» в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию.

Естественно, такие дискуссии в подростковых классах должны быть управляемыми и контролируемыми со стороны психологов-профконсультантов. А для этого важно разрабатывать принципиально новые методы и формы работы, а не просто тестировать школьников, выдавая им рекомендации или ублажая их на «миленьких» и «веселеньких» тренингах и группочках. Такие группочки и тренинги, конечно же, по своему, важны и полезны для здоровья (например, для установления контакта с классом и снятия напряжения). Но есть и более интересные формы работы, когда самоопределяющийся подросток постепенно начинает чувствовать свою сопричастность культурно-историческому процессу, видеть себя будущим социальным субъектом, гражданином своей страны, а не просто предприимчивым малым, который сумел «неплохо устроиться», сумел «не упустить свое» и выгодно отличается от всяких там «лохов»…

В целом, основные преимущества систематических профориентационных занятий (проводимых, еженедельно в течении е одного-двух лет) позволяют более «спокойно» и «обстоятельно» знакомить школьников с основами профессионального самоопределения. На таких занятий возможно создавать условия для постепенной подготовки, «созревания» учащихся для ответственного и самостоятельного выбора. Кроме того, преподаватель имеет возможность наблюдать за самоопределяющимися подростками и вовремя корректировать их развитие (вместе с другими педагогами и родителями школьников).

Главные сомнения в систематических курсах следующие: 1) если преподаватель плохо знаком с основами профориентации (неопытен, больше интересуется другими разделами психологии…), то ему сложно бывает поддерживать интерес у учащихся к проблематике профессионального самоопределения на каждом занятии, и тогда, он обычно либо просто «тянет» время, либо занимается другими вопросами (по другим направлениям практической психологии); 2) часто во многих школах «не находится» достаточно времени для систематических профориентационных курсов (хотя, частично, эту проблему в последние годы решает профильное обучение); 3) пока еще наблюдается слабая увязка профориентационных занятий с преподаванием других предметов, в рамках которых также можно было знакомить школьников с соответствующими этим дисциплинам профессиями, и вообще иногда говорить со школьниками об их будущем трудоустройстве (хотя, и здесь в последние годы предпринимаются определенные позитивные изменения).

Иногда возникает вопрос: с какого времени следовало бы вести профориентационную работу с детьми? – Наш ответ следующий. Идеально, было бы начинать такую работу еще с дошкольниками, учитывая высокую степень сенситивности (особой восприимчивости) этого возраста. Опыт показывает, что даже в этом возрасте дети способны многое понять. Конечно, и с дошкольниками, и с учащимися младшей и средней школы проводить систематические профориентационные занятия (еженедельно) нецелесообразно, поэтому занятия здесь должны быть больше эпизодическими (об этом будет сказано в последующих разделах данной главы). Но наиболее актуальны профориетационные вопросы именно для подростков.

Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий

«Этипозидические» занятия имеют право на существование в тех случаях, когда в школе отсутствует систематическая профориентационная работа. Такие занятия можно проводить не только в школах, но и любых других заведениях, где работают со школьниками (на базе библиотек, разнообразных психологических центров, даже в детских лагерях и больницах).

Особыми преимуществамаи этизодических занятий являются: 1) относительно малое время для их проведения; 2) как правило, большой «охват» учащихся (недостаток времени часто вынуждает работать сразу с двумя или тремя классами одной параллели); 3) большая степень конкретности результатов работы (здесь психологи часто «вынуждены» использовать те методики, которые позволяют за короткое время и на больших аудиториях получать такие результаты).

Основными недостатками эпизодической профориентационной работы являются: 1) слабые возможности для индивидуального подхода к каждому школьнику (здесь приходится работать с целой аудиторией); 2) невозможность отслеживать развитие учащихся; 3) невозможность получения конфиденциальной информации об учащихся, помогающей психологу лучше понять ситуацию их самоопределения (для этого нужен постоянный контакт и индивидуальные беседы); невозможность реализовывать обучающий и формирующий подход, когда школьник смог бы научиться самостоятельно решать какие-то свои проблемы (для этого как раз и нужно немалое время); 5) невозможность глубоко рассматривать многие важные вопросы самоопределения.

Чтобы частично компенсировать многие из этих недостатков психологи могут чаще проводить с подростками индивидуальные профконсультации, а также больше подключать к этой работе родителей ребят и других специалистов (классных руководителей. некоторых учителей-предметников). Но раз уже в данной школе не хватает времени на систематическую работу, то обычно времени нет и на индивидуальные профконсультации, и тогда родители подростков вынуждены обращаться за помощью в другие учреждения. Хотя все зависит от конкретных специалистов, работающих в данной школе, которые иногда могут проявлять инициативу, и даже безвозмездно заниматься с наиболее нуждающимися в этом школьниками профориентационной работой за рамками официальных программ и выделенного времени.

Как уже отмечалось, важной особенностью эпизодических занятий является невозможность глубоко рассматривать многие важные вопросы самоопределения. Все это заставляет проводить занятия, используя методики с более конкретными результатами, которые можно было использовать сразу для принятия профориентационного решения. Ниже мы предлагаем несколько вариантов таких «эпизодических» программ, которые можно составить с методиками, представленными в настоящем пособии.

Программа для учащихся 8-9 классов, рассчитанная на один день (1,5-2 часа) [2]:

1) Знакомство.

2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (с решением 2-3 задач);

3) Опросник «За и против – 1 часть» (школьники сами обрабатывают результаты, а психолог кратко объясняет, какие предварительные выводы можно сделать на их основе);

3) Заключительное слово.

Даже эта короткая программа предполагает, что психолог, обработав результаты опросника (а в идеале, и впечатления от разговоров с учителями данных школьников), каждому даст письменную рекомендацию с двумя-тремя предложениями. Хотя, конечно, для более обоснованных и качественных рекомендаций требуется гораздо большее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: