☯ Древнекитайский мыслитель и политический деятель КОНФУЦИЙ
(551- 479 гг. до н. э. прожил 73 г.). Свое учение он проповедовал устно. У
него было много учеников, которые систематизировали его воззрения на
этику в книге «Лунь юй». Его могила и место рождения до сего дня
почитаются в Китае. Книга Конфуция о ритуалах «Лунь юй» («Суждения и
беседы»). Ключевые категории этики Конфуция: «Ли» – ритуал. «Жень» -
гуманность, милосердие, человеколюбие. «Вэнь» – воспитанность. «Цзюнь-
цзы» –благородный муж. Конфуций создал «Золотое правило этики»:
«Плати добром за добро и справедливостью за зло; уважай и люби
старших по возрасту; строго соблюдай семейные обычаи предков;
проявляй заботу о младших. Титул человека должен соответствовать его
фактическому положению в обществе, а поведение должно соответствовать
занимаемому положению и званию. «Государь должен быть государем,
подданный – подданным, отец - отцом, сын – сыном».
Конфуций считал, что нормы нравственности исходят от высшей силы – неба
|
|
(Тянь), поэтому он не выдвигал к.л. новых моральных положений, а лишь
разъяснял обычаи старины.
Конфуций утверждал: Никакое принуждение не сможет
преодолеть невозможного.
Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны
отцы хоронят своих сыновей.
Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают
удачи; направив, они редко даются людям, которые только и
занимаются тем, что взвешивают, и медлят.
Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего
выбрать лучшее.
Истинно мужественный человек должен обнаруживать
робость в то время, когда на что-либо решается, должен
взвесить все случайности, но при исполнении необходимо
быть отважным.
Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости
является один, а творят эту несправедливость двое: тот,
кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.
Если в человеке естество затмит воспитанность,
получится дикарь, а если воспитанность затмит естество,
получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и
воспитанность пребывают в равновесии, может считаться
достойным мужем.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в
них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них
дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких
огорчений.