Лао-цзы (VI- V ВВ. До Н. Э. ) - легендарный китайский философ

Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, он

существует.

Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро.

Таким образом, и воспитывается добродетель. Искренним я

верен и неискренним также верен. Таким образом,

воспитывается искренность.

Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не

является больным.

В древности способные к учености знали мельчайшие и

тончайшие вещи. Они были нерешительными, как будто

боялись своих соседей; они были важными, как гости; они

были осторожными, как будто переходили по тающему льду.

Человек при своем рождении нежен и слаб. Твердое _____'EE и

крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это

что начинает жить.

Когда в стране много запретительных законов, то народ

становится бедным.

Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое это

человеколюбие, второе - бережливость, а третье стоит в

том, что я не смею быть впереди всех.

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр, IV – III в.. –до н. э.) - китайский философ,

создатель этического учения даосизма. Даосизм – учение о выборе верного

«дао» пути по уму и совести. «Дао мудрого человека – это деяние без борьбы.

Мудрый человек ничего не накапливает. Он все отдает другим...». По

мнению Лао-цзы, чтобы привести людей к счастью, не следует их

просвещать. Счастье и познание - исключающие друг друга цели.

Лао-цзы связывает с распространением знаний упадок нравов,

возникновение неравенства, алчности, честолюбия - все это исходит от

власть имущих. Лао-цзы проповедовал возврат к идеализированной им

патриархальности родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а

народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и

употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание,

прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой

его жизнь». С точки зрения Лао-цзы: Суть счастья как блага народа

заключается в возврате к равенству, к простоте и невежеству «золотого века», а

счастье заключается в умеренности, спокойствии и близости к природе.

Таковы основополагающие принципы Даосизма.

(Лунь юй// Древнекитайская философия. Собр. текстов. в 2-х т. –Т. 1. - М.,

С.139-174.

Этика и ритуал в традиционном Китае. – М., 1988. – С. 3-16, 173-201.)

􀁘 Этика в Древней ИНДИИ. 􀁘

n Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (мудрец из рода шакья) БУДДА

(просветлённый) (ум. в 477 г. до н. э. прожил 80 лет).

Поэма «Буддхачарита» («Жизнеописание Будды»).

􀁕 Четыре благородные истины Будды:

􀁖 - Жизнь есть страдание. Страдания осознанные, неосознанные, заслуженные,

незаслуженные, причино-следственные, случайные и др.

􀁡 - жизнь __________есть причина страдания;

􀁢 - жизнь есть прекращение страдания – нирвана,

􀂛 - жизнь есть путь, ведущий к прекращению страдания. Правильная -

срединная дорога.

􀃡 Человек должен стремиться к самосовершенствованию через

самоотрешение.

􀁄 Последними словами Будды были: «Жизнь человека подвержена

старению, поэтому прилежно трудись для спасения и продления жизни».

􀁄 Для спасения души от скверны жизни Будда создал учение о нирване.

Нирвана – это психофизиологическое погружение в себя, уход от проблем

действительности. Человек, уходящий в нирвану снимает с себя обязанности

о близких. Т.е. нирвана – это отказ от страстей грешного мира. Человек,

принимающий блаженства внутренней нирваны отказывается от

гражданских обязанностей, но при этом охотно пользуется подаяниями тех,

кто работает и кормит его.

(См. кн.: Дхаммапада/ Пер. с языка пали В.Н.Топорова. –М., 1960.

Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. – М., 1966).

ЙОГА (инд. – соединение, сочетание, средство) – индийское религиозно-

философское учение о путях личного совершенствования и духовного

освобождения человека от внутренних и внешних неприятностей путем

медитаций. Учения Йоги изложены в древнеиндийских источниках

Упанишад и Гиты, Йога-сутры Патанджали. К разумной жизни ведут разные

формы и методы учения:

Хатха-йога – путь овладения телом благодаря воздержанию, выдержки,

выносливости.

Карма-йога – руководство к осуществлению религиозно-этического идеала.

Бхакти-йога - духовное освобождение при помощи высокой любви.

Раджа-йога (царствейнная йога) – достижение предельной силы ума и

управлять бессознательным в себе и вне себя.

Джанана-йога - путь познания всего как целого и единого.

Йога – учение о гипнозе и самогипнозе с элементами

различных уровней зомбирования. В йоге есть свои

сильные, позитивные и слабые, негативные стороны. Йога

(как эзотерическое учение) противопоставляется науке,

изучающей внешний и внутренний мир фактов.

􀃡 Этика Библии 􀀉

Принципиальные отличия десяти заповедей (декалог) МОИСЕЯ (Пятикнижие)

и Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея).

Этические принципы «Ветхого Завета». В «Ветхом Завет» работает закон

Талиона – равного воздаяния «Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь». В

«Новом Завете» Иисус Христос призывает прощать врагов своих. «А егда вас

вдарят по левую щёку, то подставьте правую щеку, чтобы, ударивший вас,

устыдился своего поступка».

_

_ _

􀁀 А _ _

􀁏 МОИСЕЙ (Найденный в воде) – законодатель

и учитель, спаситель еврейского народа. Моисей - основатель вероучения

иудеев - иудаизма. Он исходил из убеждения, что путь к человеческому

благополучию лежит через справедливое общественное устройство и

верховенство законов. Когда Моисею исполнилось 80 лет, то он дозрел до

великих свершений и вывел из Египетского плена на свободу народ

израилевский (иудейский).

Семисвечник – символ иудаизма. Седьмой святой день для иудеев – суббота

(шаббат). «Не человек для субботы, а суббота для человека». Суббота –

нерабочий день, но день молитв и праведных помыслов.

􀀾􀀾 􀂲 Десять заповедей Моисея изложены в Декалоге (Дестисловие).

Десять заповедей сформулированы в Библии дважды в книгах: «Исход» (20:1-

17) и «Второзаконие» (5:6-21). Кроме того заповеди: «Не убей, не укради, не

лжесвидетельствуй, не завидуй, шесть дней работай, а седьмой отдыхай, не

сотвори себе кумира» и др. Изложены в иной редакции в книге «Левит» (19:3-

19).

􀁀 Нравственно-этические постулаты иудаизма изложены в Торе, в Талмуде и

др. священных книгах.

􀀈 􀀽 ЭТИКА ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ.

Нравственные заповеди ИИСУСА ХРИСТА (по-еврейски ИЕШУА

ГАНОЦРИ): Когда Иисусу исполнилось 30 лет, то приступил вслед за

Иоанном Крестителем к христианской проповеднической деятельности.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и

всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая

заповедь». И не сотвори себе кумира. Да не будет иного бога перед ликом

твоим кроме истинного Бога-Творца Вседержителя. Вторая заповедь

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Иисус Христос учил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш

Небесный».

(См.: А. Мень. Сын человеческий. – М., 1989).

Иисус Христос учит предельному милосердию – прощению врагов своих:

«Егда тебя вдарят по левую щеку, то подставь и правую, чтобы ударивший

тебя, устыдился»… Не каждому дано подняться до высокого уровня смирения

гордыни своей.

Но Иисус Христос учит нормам наказания грешников. Иисус Христос

грешникам заявляет: «Не мир я вам принёс, но меч». То есть не все люди

достойны мира, любви и прощения Господа Бога.

Итальянский художник эпохи Возрождения Беноццо Гоццоли. Его

фреска «Шествие волхвов с дарами на поклон к родившемуся Иисусу

Христу» в палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции. 1459-1460 гг.

Христианская этика осуждает пороки людские - грехи.

 _ ГРЕХ – понятие, в котором выражается религиозное понимание вины

человека перед Богом и людьми. С понятием греха связано и религиозное

истолкование искупления вины. Личные прегрешения могут быть искуплены

смирением, постом (постничеством), покаянием, раскаянием, молитвой,

праведными поступками, праведными трудами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: