Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, он
существует.
Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро.
Таким образом, и воспитывается добродетель. Искренним я
верен и неискренним также верен. Таким образом,
воспитывается искренность.
Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не
является больным.
В древности способные к учености знали мельчайшие и
тончайшие вещи. Они были нерешительными, как будто
боялись своих соседей; они были важными, как гости; они
были осторожными, как будто переходили по тающему льду.
Человек при своем рождении нежен и слаб. Твердое _____'EE и
крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это
что начинает жить.
Когда в стране много запретительных законов, то народ
становится бедным.
Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое это
человеколюбие, второе - бережливость, а третье стоит в
том, что я не смею быть впереди всех.
☯ ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр, IV – III в.. –до н. э.) - китайский философ,
создатель этического учения даосизма. Даосизм – учение о выборе верного
«дао» пути по уму и совести. «Дао мудрого человека – это деяние без борьбы.
Мудрый человек ничего не накапливает. Он все отдает другим...». По
мнению Лао-цзы, чтобы привести людей к счастью, не следует их
просвещать. Счастье и познание - исключающие друг друга цели.
Лао-цзы связывает с распространением знаний упадок нравов,
возникновение неравенства, алчности, честолюбия - все это исходит от
власть имущих. Лао-цзы проповедовал возврат к идеализированной им
патриархальности родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а
народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и
употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание,
прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой
его жизнь». С точки зрения Лао-цзы: Суть счастья как блага народа
заключается в возврате к равенству, к простоте и невежеству «золотого века», а
счастье заключается в умеренности, спокойствии и близости к природе.
Таковы основополагающие принципы Даосизма.
(Лунь юй// Древнекитайская философия. Собр. текстов. в 2-х т. –Т. 1. - М.,
С.139-174.
Этика и ритуал в традиционном Китае. – М., 1988. – С. 3-16, 173-201.)
Этика в Древней ИНДИИ.
n Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (мудрец из рода шакья) БУДДА
(просветлённый) (ум. в 477 г. до н. э. прожил 80 лет).
Поэма «Буддхачарита» («Жизнеописание Будды»).
Четыре благородные истины Будды:
- Жизнь есть страдание. Страдания осознанные, неосознанные, заслуженные,
незаслуженные, причино-следственные, случайные и др.
- жизнь __________есть причина страдания;
- жизнь есть прекращение страдания – нирвана,
- жизнь есть путь, ведущий к прекращению страдания. Правильная -
срединная дорога.
Человек должен стремиться к самосовершенствованию через
самоотрешение.
Последними словами Будды были: «Жизнь человека подвержена
старению, поэтому прилежно трудись для спасения и продления жизни».
Для спасения души от скверны жизни Будда создал учение о нирване.
Нирвана – это психофизиологическое погружение в себя, уход от проблем
действительности. Человек, уходящий в нирвану снимает с себя обязанности
о близких. Т.е. нирвана – это отказ от страстей грешного мира. Человек,
принимающий блаженства внутренней нирваны отказывается от
гражданских обязанностей, но при этом охотно пользуется подаяниями тех,
кто работает и кормит его.
(См. кн.: Дхаммапада/ Пер. с языка пали В.Н.Топорова. –М., 1960.
Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. – М., 1966).
ЙОГА (инд. – соединение, сочетание, средство) – индийское религиозно-
философское учение о путях личного совершенствования и духовного
освобождения человека от внутренних и внешних неприятностей путем
медитаций. Учения Йоги изложены в древнеиндийских источниках
Упанишад и Гиты, Йога-сутры Патанджали. К разумной жизни ведут разные
формы и методы учения:
Хатха-йога – путь овладения телом благодаря воздержанию, выдержки,
выносливости.
Карма-йога – руководство к осуществлению религиозно-этического идеала.
Бхакти-йога - духовное освобождение при помощи высокой любви.
Раджа-йога (царствейнная йога) – достижение предельной силы ума и
управлять бессознательным в себе и вне себя.
Джанана-йога - путь познания всего как целого и единого.
Йога – учение о гипнозе и самогипнозе с элементами
различных уровней зомбирования. В йоге есть свои
сильные, позитивные и слабые, негативные стороны. Йога
(как эзотерическое учение) противопоставляется науке,
изучающей внешний и внутренний мир фактов.
Этика Библии
Принципиальные отличия десяти заповедей (декалог) МОИСЕЯ (Пятикнижие)
и Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея).
Этические принципы «Ветхого Завета». В «Ветхом Завет» работает закон
Талиона – равного воздаяния «Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь». В
«Новом Завете» Иисус Христос призывает прощать врагов своих. «А егда вас
вдарят по левую щёку, то подставьте правую щеку, чтобы, ударивший вас,
устыдился своего поступка».
_
_ _
А _ _
МОИСЕЙ (Найденный в воде) – законодатель
и учитель, спаситель еврейского народа. Моисей - основатель вероучения
иудеев - иудаизма. Он исходил из убеждения, что путь к человеческому
благополучию лежит через справедливое общественное устройство и
верховенство законов. Когда Моисею исполнилось 80 лет, то он дозрел до
великих свершений и вывел из Египетского плена на свободу народ
израилевский (иудейский).
Семисвечник – символ иудаизма. Седьмой святой день для иудеев – суббота
(шаббат). «Не человек для субботы, а суббота для человека». Суббота –
нерабочий день, но день молитв и праведных помыслов.
Десять заповедей Моисея изложены в Декалоге (Дестисловие).
Десять заповедей сформулированы в Библии дважды в книгах: «Исход» (20:1-
17) и «Второзаконие» (5:6-21). Кроме того заповеди: «Не убей, не укради, не
лжесвидетельствуй, не завидуй, шесть дней работай, а седьмой отдыхай, не
сотвори себе кумира» и др. Изложены в иной редакции в книге «Левит» (19:3-
19).
Нравственно-этические постулаты иудаизма изложены в Торе, в Талмуде и
др. священных книгах.
ЭТИКА ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ.
Нравственные заповеди ИИСУСА ХРИСТА (по-еврейски ИЕШУА
ГАНОЦРИ): Когда Иисусу исполнилось 30 лет, то приступил вслед за
Иоанном Крестителем к христианской проповеднической деятельности.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и
всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая
заповедь». И не сотвори себе кумира. Да не будет иного бога перед ликом
твоим кроме истинного Бога-Творца Вседержителя. Вторая заповедь
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Иисус Христос учил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш
Небесный».
(См.: А. Мень. Сын человеческий. – М., 1989).
Иисус Христос учит предельному милосердию – прощению врагов своих:
«Егда тебя вдарят по левую щеку, то подставь и правую, чтобы ударивший
тебя, устыдился»… Не каждому дано подняться до высокого уровня смирения
гордыни своей.
Но Иисус Христос учит нормам наказания грешников. Иисус Христос
грешникам заявляет: «Не мир я вам принёс, но меч». То есть не все люди
достойны мира, любви и прощения Господа Бога.
Итальянский художник эпохи Возрождения Беноццо Гоццоли. Его
фреска «Шествие волхвов с дарами на поклон к родившемуся Иисусу
Христу» в палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции. 1459-1460 гг.
Христианская этика осуждает пороки людские - грехи.
_ ГРЕХ – понятие, в котором выражается религиозное понимание вины
человека перед Богом и людьми. С понятием греха связано и религиозное
истолкование искупления вины. Личные прегрешения могут быть искуплены
смирением, постом (постничеством), покаянием, раскаянием, молитвой,
праведными поступками, праведными трудами.