Древнегреческий философ (427-347 гг. до н. э.)

Тому, чем надлежит всегда руководствоваться людям,

желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня,

никакие по чести, никакое богатство, да и вообще ничто на

свете не научит их лучше, чем любовь. Чему же она должна

их учить? Стыдиться постыдного и честолюбиво стремиться к

прекрасному, без чего ни государство, ни отдельный

человек не способны ни на какие великие дела.

Высоко ценя добродетель в любви, боги больше

восхищаются и дивятся, и благодетельствуют в том случае,

когда любимый предан влюбленному, чем когда влюбленный

предан предмету своей любви. Ведь, любящий божественней

любимого, потому что вдохновлен Богом.

Ни одно действие не бывает ни прекрасно, ни безобразно

само по себе: если оно совершается прекрасно — оно

прекрасно, если безобразно — оно безобразно. Безобразно,

стало быть, угождать низкому человеку, и притом угождать

низко, но прекрасно — и человеку достойному, и

достойнейшим образом. Низок же тот пошлый поклонник,

который любит тело больше, чем душу; он к тому же и

непостоянен, поскольку непостоянно то, что он любит.

Стоит лишь отцвести телу, а тело-то он и любил, как он

„упорхнет, улетая", посрамив все свои многословные

обещания. А кто любит за высокие нравственные

достоинства, тот остаётся верен всю жизнь, потому что он

привязывается к чему-то постоянному.

СОКРАТ (ок. 470-399 гг. до н.

э.) - греческий философ-

моралист, идеалист. По его

мнению, путь к счастью и

человеческому согласию в

обществе лежит через

познающий разум. Найти этот

путь – основная задача

философии. Главный принцип

Сократа: «Всего более нужно

ценить не жизнь как таковую, но

жизнь хорошую», т.е. праведную

жизнь.

Знание с т. зр. Сократа есть

понятие о предмете и

достигается оно посредством

определения понятия. Предметом

знания может быть то, что

доступно целесообразной

деятельности человека.

Этика Сократа может быть

сведена к трем основным

тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью. («Благо не что иное,

как удовольствие, и зло – не что иное, как страдание»); б) добродетель

тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Самая необходимая наука - забывать ненужное.

Не пренебрегай врагами: они отмечают твои погрешности.

Потерял свои записи? Надо содержать их в душе.

Привилегия царей: делать доброе и осуждатъ дурное

АНТИСФЕН из Афин (ок. 435-375 до н. э.) – древнегреческий

философ, ученик Сократа. Антисфен утверждал, что счастье и добродетель

заложены в человеке и всецело зависят от его воли и разума. Антисфен считал,

что счастье совпадает с добродетелью и заключается во внутренней свободе

человека, в полной независимости от всего внешнего, в первую очередь от

общества.

Он критиковал цивилизацию, породившую неравноправие и сословные

различия, отвергал общественную и политическую деятельность, указывал на

противоестественность различий между рабами и их господами. Этические

взгляды Антисфена отражали идеологию обедневших слоев афинского

общества. Его проповедь возврата к естественному состоянию была

подхвачена Диогеном, который всем своим образом жизни отвергал требования

культуры и цивилизации.

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

И теперь и прежде удивление побуждает людей

философствовать...

Все люди от природы стремятся к знанию.

Большая разница, случится ли нечто вследствие чего-либо

или после чего-либо.

Для счастья... нужны разум, добродетели, и полнота

жизни.

Счастливы камни, из которых сложены жертвенники, потому

что их чтят, между тем как их сотоварищи попираются

ногами.

. ..Память о прекрасных делах доставляет удовольствие, а

память о полученной радости совсем нет, либо меньше.

Достоинство речи — быть краткой и не быть низкой.

«Серьезное» разрушается серьезным и смешным.

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н. э.) - древнегреческий ученый философ-

энциклопедист. Он расчленил понятие счастье на две составляющие: а)

внутреннее (душевное) совершенство ___. – то, что зависит от самого человека, и

б) внешнее (материальное) благополучие – то, что не зависит от самого

человека.

Аристотель ввел в историю науки термин «этика» в своих трудах:

«Большая этика», «Никомахова этика» и «Эвдемова этика». По мнению

Аристотеля: «Высшее благо - это цель, к которой люди стремятся ради

нее самой». Аристотель образовал прилагательное «этический» для того,

чтобы обозначать особый класс человеческих качеств, названных им

этическими добродетелями. Добродетели – не врожденные способности, а

приобретенные свойства личности и общества. Этическими добродетелями

являются свойства интеллекта, характера, темперамента человека, их также

называют душевными качествами. Этические добродетели отличаются от

аффектов как свойств тела и от дианоэтических добродетелей как свойств

ума. Н-р, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность,

мужество, щедрость – свойство характера.

Взгляд на мораль как на качественную определённость человеческой души

обосновал Аристотель. Под душой Аристотель понимал некое соединения

разумного и неразумного начал позитивной человеческой деятельности.

«Верно направленный разум бывает согласен с движениями чувств».

Дела добродетели невозможно делать, не наслаждаясь

при этом.

У кого есть много «друзей», у того нет друга.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг.

Свойство добродетели состоит скорее в том, чтобы

совершать прекрасные поступки, чтобы не совершать

постыдных.

􀀣Родоначальником этического направления ГЕДОНИЗМА считается

греческий философ Аристиппа из Кирен (ум. Ок. 365 г. до н.э.). Он учил, что

конечным благом для человека и общества является счастье, наслаждение (по

индивидуальным вкусам и запросам). Но по мнению Аристиппы: «Человек

должен властвовать над страстями своих желаний счастья и наслаждений,

дабы не быть жертвой пороков». Т.е. чем неразумнее страстное желание

наслаждений и счастья, тем больше человек склонен совершить ради этих

желаний порочных поступков. Т.о. к счастью нужно стремиться весьма

осмотрительно, ибо на пути к нему много ловушек, разрушающих личность.

Философское учение о СЧАСТЬЕ называется ЭВДЕМОНИЗМ (от греч.

Eudaimonia - счастье). Эвдемонизм не отождествляется с гедонизмом

(наслаждение плоти), ибо эвдемонизм – это высшее духовно-моральное благо,

но не абсолютно плотское.

ЗЕНОН из Китиона (ок. 336 - ок. 264 гг. до н.э.) – древнегреческий

философ, основатель стоицизма. Цель индивидуалистической этики Зенона –

наметить путь достижения высоконравственного общества посредством

совершенствования каждой личности. Фундаментом нравственности Зенон

считал принцип «Жить согласно природе». Достигнуть добродетели можно,

лишь следуя разуму, пронизывающему природу человека.

Зенон различал четыре вида добродетели: разумность, умеренность, мужество

и справедливость. Этим добродетелям противостоят четыре порока:

неразумность, неумеренность, трусость, несправедливость. Человек-стоик (по

мнению Зенона) должен «безразлично» («адиафорично») относиться к таким

явлениям как: «жизнь», «смерть», «болезнь», «богатство», «бедность» и т.д.

Стоик свободен от эпикурейства, ибо его высшее благо -– бескорыстное

служение добродетелям. В служении добродетелям – утилитаризм (польза)

служения стоиков и обычных людей.

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДЕМОКРИТА (460-371 до н. э.),

древнегреческий философ-материалист, основатель атомизма, представитель

этики эвдемонизма. Этические воззрения Демокрита изложены в его соч.

«Малый диакосмос», из которого сохранились до н.д. малые фрагменты.

Этическому учению Демокрита присущи элементы утилитаризма

(практицизма). Н-р, он утверждает: «Добро – то, что полезно, а зло - то, что

вредно. Критерий для различения удовольствий – польза. Дальнейшее

развитие учение об эвдемонизме (польза, наслаждение, удовольствие)

получило в трудах Эпикура и Лукреция.

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПИКУРА (341 – 270 гг. до н. э.)- древнегреческий

философ-материалист, создатель философии счастливого индивидуализма –

эпикуризма (эпикурейства), на основании которого Демокрит развил

эвдемонизм. Эпикур создал в Афинах школу счастливой философии - «Сад

Эпикура» (ок. 307). На вратах этой школы была рекламная надпись:

«Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо - наслаждение».

Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Эпикур

усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем

человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать

страдания. Добродетель выступает для Эпикура лишь средством для

достижения блаженства – высшей цели нравственной жизни. Этика Эпикура

основана на гедонизме. Однако, подчёркивая чувственную природу

наслаждения, Эпикур отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным

плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое

состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшее

благо – счастье и оно достигается по Эпикуру мудростью, которая учит

жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием.

Эпикур прожил 72 года и написал около трехсот философских сочинений:

«О любви», «О цели жизни», «О справедливом поведении» и др.

Эпикур создал этическое учение об ЭВДЕМОНИЗМЕ (от греч.

Eudaimonia – счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы

заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются

добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой -–

таков логический стержень учения Эпикура. Если Аристотель считал, что

счастье не зависит от человека, то Эпикур напротив считал, что счастье

целиком находится во власти человека.

(См. Эпикур. Письмо к Менекею // Диаген Лаэртский. О жизни, учениях и

изречениях знаменитых философов. –М., 1979. – С.432-436.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. –М., 1977. –С.479-485, 5-3-

517.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: