Гораций

Римский поэт (65 г. до н. э. — 8 г. н. э.)

Владей своими страстями.

Гнев — этo кратковременное бешенство.

Если не будешь бегать, пока здоров, придется бегать,

когда заболеешь.

Имей смелость знать.

Какая польза в напрасных законах.

ЭПИКТЕТ (Эпиктет в переводе с греч. Раб, приобретённый кем-либо) (

ок. 50 – ок. 140) – греко- римский философ- стоик, проповедник

нравственности. Эпиктет вёл стоический, аскетический образ жизни.

Был рабом, позднее получил свободу. Последователь римского стоика

Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Эпиктета закончилась в Риме

в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всем

филослофским школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Он

не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Беседы» Эпиктета,

записанные его учеником Аррианом. По Эпиктету смысл философии

заключается в её практической значимости.

􀀢 МАРК АВРЕЛИЙ (121-180) римский император, философ

стоической школы.

Он принимал и развивал учение о стоицизме. Основа нравственного

поведения человека, по мнению Аврелия, заключается в его разуме. Хотя как

император Аврелий был индивидуалистом, но других он призывал служить

общественному благу: «Не приносящее пользы улью, не принесёт пользы и

пчеле». Его соч.: «Наедине с собой» написано в афористической форме. Марк

Аврелий не отделяет нравственность от религии.

􀀢 МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН

(106 – 43 гг. до н. э.) – древнеримский оратор, писатель, философ-эклектик.

Человек разумный, по мнению Цицерона, должен стремится к постоянному

самовоспитанию и развитию черт характера в соответствии с четырьмя

основными добродетелями: мудростью, справедливостью, мужеством,

умеренностью. Цицерон выступал против фатализма и защищал идею

свободной воли, считая, что только в этом случае этика имеет право на

существование. Основные этические сочинения Цицерона: «О границах

добра и зла», «Тускаланские беседы», «Катон, или О страсти», «Лелий, или О

дружбе», «Об обязанностях».

Добродетель желает почета, ибо у нее нет другой награды.

Если не будешь знать событий, случившихся до твоего

рождения, то останешься вечно во тьме заблуждений.

Кто однажды перешел границу скромности, тот делается

постоянно бесстыдным.

Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду.

Невелика заслуга, если человек честен, когда никто и

не пытается его подкупить.

Невежество — ночь ума, ночь безлунная.

Нельзя любить ни того, кого ты боишься ни того,

Кто те6я боится.

Тем, кто хочет учиться, тому часто мешает... диктаторский aвтopuтет

yчителя.Мудрый учитель дарит знания ненавязчиво.

Только то хорошо, что честно.

ТАЦИТ

(ок. 55 - ок. 120) Римский историк

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Можно восхищаться древностью, но следовать нужно

современности.

Хорошие законы порождены дурными нравами.

Оскорбления, встреченные презрительным молчанием,

умолкнут; раздражаться же по их поводу - значит отчасти

признать их значительность.

Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они

основаны на правде.

Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу.

Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто не

легче, чем управлять провинцией.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (344 – 407) – византийский церковный деятель.

Епископ Константинополя (с 392 г.). Автор христианских проповедей,

поучений и «Слов» спасения души. Прозван Златоустом за своё

христианское красноречие.

m 􀁁 МУХАММЕД (он же Магомет, Мухаммад, Мухаммед - род. 570,

Мекка - ум. 632, Медина) - основатель мусульманской религии и исламской

цивилизации. Ислам или мусульманство в переводе с арабского языка

означает – покорность. Основой этико-нормативной программы Ислама

является идея единого Бога. По мнению Мухаммеда, - предпосылкой и

гарантией индивидуального счастья и общественного согласия является

безусловная вера в Бога (Аллаха).

Исламу (мусульманству) предшествовали языческие этические учения:

Зороастризм («Авеста»), манихейство и др.

Нравственные проповеди Мухаммеда изложены в «Коране» в 610 г. (с

арабского «читать», «декламировать»). По мнению Мухаммеда: «Единство

Аллаха – гарантия гармонии мира». «Коран – руководство для

богобоязненных правоверных мусульман».

􀁁 􀂁 Специфика мусульманско-исламских принципов морали.

􀁁 􀂁 МУСУЛЬМАНСТВО (в переводе с арабского – покорность) - -

исламское вероучение, канонизированное в Коране, в книге пророка

Мухаммеда (ок.570-632). Этические нормы ислама регламентируют уважать

и крепить узы родства, почитать святость гостеприимства, помогать

путникам, нищим, соблюдать посты, (руза, ураза), совершать как минимум

трижды в день молитвы (номазы), по пятницам (джума) посещать мечеть, для

наиболее праведных рекомендуется совершать паломничество (хадж) по

святым местам: в Мекку и Медину.

СУФИЗМ в исламе.

СУФИЗМ (араб. «суф» - грубая шерстяная ткань, грубая одежда, символ

аскетической жизни) – философско-мистическое учение в исламе, возникшее

в 8 веке. Суфизм призывает с аскетизму и нравственному

самосовершенствованию личности. Суфизм выделяет три пути человека к

истине и подлинным формам бытия: 1. Шариат – познание закона и

следование ему. 2. Тарикат – преодоление себялюбия как основной

заточения в «темницу собственной шкуры», опираясь не только на разум,

но и на сердце, с помощью таких психологических состояний и качеств,

как покаяние, осмотрительность, воздержанность, отказ от земных благ,

упование на бога, покорность. 3. Хакикат - правда, высшая истина от Аллаха,

которой достигают только избранные.

Нравственно-этические и эстетические принципы суфизма изложены в

поэзии поэтов-суфиев, таких как: Санаи, Аттар, Руми, Хафиз, Джами и др.

Истиный суфий ведёт скромный, постный, праведный образ жизни. Суфий

содержит тело и душу в чистоте: он молится (совершает номазы) не менее пяти

раз в день, он даже в мыслях не нарушает нравственных норм Корана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: