Диагностические возможности методик. Во многом они такие же, как и при использовании других методов, оценивая уровень включенности учащихся в занятие

Во многом они такие же, как и при использовании других методов, оценивая уровень включенности учащихся в занятие, их остроумные высказывания и реплики и т.п.. Особенностью является то, что, собрав бланки учащихся можно проанализировать их действия, например, готовность рисковать для получения высоких прибылей, внимательность и т.п. Но, поскольку это займет достаточно много времени, делать это постоянно не рекомендуется. Все это может быть интересным лишь для чисто исследовательских целей.

«Бизнес-риск-мен»

В шутливой, ироничной форме игра позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности современных российских предпринимателей, связанные с риском, неизбежными нарушениями закона, возможностью оказаться за решеткой, а также с так называемой “благотворительностью” как ее понимают большинство бизнесменов... Все это важно для разговора с подростками о профессиональном и личностном самоопределении, ведь не секрет, что сейчас многие просто мечтают о том, чтобы стать бизнесменом и поскорее начать разъезжать в “мерседесе”, забывая, что за все приходится расплачиваться...

Игра проводится сразу со всем классом (группой) и с каждым человеком в отдельности. Ведущий-психолог активно использует доску, а остальные участники играют с ведущим на своих бланках. Вся игра занимает около 20-30 минут. Процедура предполагает следующие этапы:

1. Ведущий рисует на доске бланк (см. Таблицу 19) и одновременно очень кратко объясняет смысл игры, о чем он еще неоднократно будет напоминать игрокам в ходе самой процедуры, а участники рисуют такой же бланк на своих листочках в клеточку.

2. Смысл и основные правила игры.

- За 15 игровых ходов необходимо заработать как можно больше “миллионов”, как можно меньше побывать в тюрьме, да еще умудриться сделать побольше благотворительных взносов сиротам и нуждающимся...

- Коммерческие сделки можно заключать только на суммы в 100, 300 и 500 миллионов (каких-то или таких-то... денег) см. вторую колонку в бланке (Таблица 1). Например, игрок хочет в 1-й свой ход заключить сделку на 300 миллионов и тогда он должен во второй колонке, напротив 1-го хода проставить цифру 300.

- Поскольку в современной России сложно обойтись в бизнесе без нарушения законов, то у каждого игрока будет возможность для подстраховки не более 5-ти раз обратиться за помощью к юристу. Но за каждое такое обращение придется отдать юристу 50% от всей суммы сделки за данный ход. Например, если за 1-й ход игрок заключил сделку на 300 млн., то обратившись к юристу, он должен отдать ему 150 млн., а оставшиеся 150 млн. сразу записать в графу “Ю”, напротив 1-го хода. Если игрок к юристу не обращается, то соответственно записывается прочерк (“-").

- Ровно 5 раз в игре ведущий скажет “ревизия!”. Если игрок обратился за данный ход к юристу, то ему нечего бояться и он продолжает игру в обычном порядке. Но если он решил на юристе сэкономить, то наверняка у него имеются серьезные проблемы с законом (ох уж этот “дикий рынок” в России!) и тогда ему придется отправиться в “тюрьму”. Во-первых, у него конфискуется вся сумма за данный ход (игрок сам ее просто зачеркивает в своем бланке). Во-вторых, срок пребывания в тюрьме определяется суммой сделки: за 100 млн. беззакония - 1 год (пропускается 1 - данный - игровой ход), за 300 млн. - 3 года (пропускается 3 хода), за 500 млн. - 5 лет (пропускается 5 лет). В колонке “тюрьма”, напротив номеров соответствующих ходов проставляются буквы “Т”, означающие, что игрок в данных ходах не участвует. В-третьих, за данные ходы игрок не может делать больше ничего, кроме как ждать окончания срока[37]. Каждый раз ведущий должен записывать на доске, в колонке «ревизия» букву «Р» (всего за игру – ровно 5 букв «Р»).

Для тех, кто не сидит в “тюрьме” есть возможность не более пяти раз за всю игру сделать благородное дело для больных, сирот и всех нуждающихся. Если игрок делает благотворительный взнос, то в графе “благотворительность”, напротив соответствующего хода проставляется вся оставшаяся за данный ход сумма (в млн.). Например, если после обращения к юристу у игрока осталось 150 млн., то он обязан отдать сиротам их все[38]. Если он к юристу за данный ход не обращался, то он мог бы отдать все 300 млн. (например).

Ведущий за всю игру должен ровно 5 раз произнести слова “Спасибо за милость Вашу!” и, соответственно, выписывать на доске букву «С» (за игру – ровно 5 букв «С»). Если кто-то за данный ход (когда ведущий это произнес) сделал свой благотворительный взнос, то тогда считается, что он все точно рассчитал (“не ошибся”) и тогда сумма этого взноса, выписанная ранее в колонку “благотворительность” утраивается и в колонке “Итоги” игрок ее сразу же выписывает. Например, если взнос составил 150 млн., то в итоге пишется уже 450 млн.! Но если игрок за данный ход никаких взносов не делал, то в колонке “Итоги” он пишет просто оставшуюся у себя сумму (не утроенную!).

Конечно, произнося слова “Ревизия” и “Спасибо за милость Вашу!”, ведущий должен ориентироваться на настроение аудитории и все-таки не просто “говорить” эти слова, а именно играть с классом, иногда даже интригуя и как-то комментируя свои высказывания. Важно не ошибиться и назвать “Ревизия” и “Спасибо...” ровно по пять раз. Для более интересного обсуждения результатов мы рекомендуем так рассчитать свои высказывания, чтобы последняя “Ревизия” произошла на предпоследнем (14-ом) ходу, а последнее “Спасибо...” было сказано на 9-10 ходу (тогда многие школьники, поняв, что благотворительностью заниматься уже невыгодно, окажутся перед внутренней проблемой, что важнее, “прибыль” или “помощь ближнему”, о которой так любят поговорить по телевизору коммерсанты...).

Таблица 19.

Пример заполненного бланка для игры-шутки “Бизнес-риск-мен”.

  № ходов   S сделок: 100 млн. 300 млн. 500 млн.   Ю Í 5 Юрист -50%   Р = 5 Ревизия Т - за: 100 - 1 300 - 3 500 - 5 (лет срока) Б Í 5 Благотв. -100% за данный ход   С = 5 Спасибо - сумма взноса ´3   ИТОГ:
      - -   С  
2   - Р Т - - -
3   - Р Т - - -
  - - - Т - - -
  - - - Т - - -
      - - - С  
    - - -   С  
      Р -   - -
    - - -   - -
    - - - - С  
11   - Р Т - - -
    - - - - С  
      - - - -  
      Р - - -  
    - - - - -  
Итог всей игры:            

3. Подведение итогов игры начинается с того, что каждый подсчитывает, сколько он всего заработал “миллионов”. Если у кого-то окажется больше 4-4,5 миллиардов, то это неплохой результат. Можно поинтересоваться у участников, кто больше всех провел времени в “тюрьме”, а кто там почти не был и как это соотносится с заработанными миллиардами... Наконец, если Вы все же произнесли последнее “Спасибо за милость Вашу!” на 9-10 ходу, можно спросить, кто из игроков делал благотворительные взносы после 10-го хода, когда ведущий уже исчерпал свой запас слов “Спасибо...” и когда благотворительные взносы уже не утраивались... Если такие игроки все-таки найдутся, не следует сразу хвалить их за то, какие они “добрые”. Поинтересуйтесь, почему они делали эти взносы - быть может, некоторые просто не успели сообразить, что выгоды больше нет...

Опыт проведения данной игры свидетельствует о том, что дети прекрасно все понимают (в том числе, и весь цинизм современного российского бизнеса), поэтому при подведении итогов ведущий должен поменьше морализировать и просто вовремя остановиться.

«Я – компаньон»

Данная бланковая игра предназначена для рассмотрения в полушутливой форме некоторых особенностей коммерческой деятельности, связанных с взаимоотношениям между компаньонами. В игре моделируются справедливость в распределении различных благ, получаемых коммерсантами-бизнесменами. Вопросы, связанные с коммерцией и быстрым обогащением, на сегодняшний день являются одними из наиболее популярных (актуальных) среди подростков, поэтому педагог-психолог должен иметь возможность также по своему затрагивать их (в меру иронично, но и без “передергиваний”).

Методика проводится с группой (классом), где ведущий, используя доску, играет одновременно со всеми и с каждым в отдельности. Время на игру - примерно 30-40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

1. Ведущий-психолог показывает на доске, как оформляется игровой бланк (см. Таблицу 20), а учащиеся рисуют такой бланк на своих листочках в клеточку. При этом, сами таблички бланка (“прибыль”, “тюрьма” и “загранкомандировки”) пока не заполняются.

2. Общая инструкция: “Каждый из Вас будет в игре “бизнесменом”, который вместе со своим условным товарищем-компаньоном будет делать большущие деньги. Но если отношения между Вами и Вашим компаньоном сложатся несправедливо, т.е. все блага от совершаемых сделок (прибыль и т.п.) будут распределяться не по затраченному каждым из Вас труду, то это приедет к выяснению отношений, к “разборкам”, а может даже и к гибели кого-то из вас (большие деньги - большие неприятности...). По условию игры, все распределение будет в основном зависеть от Вас (насколько Вы обладаете чувством справедливости или хотя бы самосохранения...)”.

3. Далее ведущий предлагает начать игру и осваивать конкретные правила уже по ходу дела (на первых 2-3 ходах все обычно становится понятным).

Начинается игра с первой таблички - “прибыль”. Всего за 14 игровых ходов (сделок) игроки получат на двоих 14 миллиардов (таких-сяких денег). Напротив цифры 1 (первой сделки) в средней колонке таблицы каждый игрок проставляет либо букву “Я” (означающую по правилам игры, что всю прибыль за данный ход получит только он сам), либо букву “К”- компаньон (означающую, что всю прибыль за данный ход получает компаньон). Какая именно прибыль получается за первый ход (первую сделку) сообщает ведущий. В нашем примере (см. Таблицу 12) прибыль за первый ход составила 2 миллиарда. Эти 2 миллиарда игрок сразу же выписывает напротив цифры 1 (первого хода) либо в колонку “Я” (если он определил ранее, что вся прибыль за данный ход отдается самому себе), либо в колонку “К” (вся прибыль - компаньону). Аналогично совершаются все 14 ходов.

Таблица 20.

Бланк для игры-шутки “Я - компаньон”.

На примере показан порядок заполнения бланка во время игры.


  Прибыль (14 млрд. на двоих)   Тюрьма (14 лет на двоих)   Заграница (14 поездок на двоих)  
           
     

Я   К   Я   К   Я   К  
1   - - к к я к к я к я к я к я к я - - -     - к я я к к я к к к я к к я я - - - -     - - к я я я к к я я к к к я я к -  
блага возм. 6   8 8   7 6   7 8   8   6  
    -       -       -    
    -4         +2         +2    

= 0

Всего в итоге (алгебраическая сумма):

(-4) + (+2) + (+2) = 0,

т.е. пока все по справедливости.

Чтобы не путаться ведущему лучше иметь специально заготовленную шпаргалку, где выписываются суммы прибыли за каждый ход (см. Таблицу 20). Эта же шпаргалка потребуется и при разыгрывании “тюрьмы” и “загранкомандировок”.

4. Далее определяются итоги распределения между компаньонами прибыли. По каждому столбику (“Я” и “К”) игрок подсчитывает суммы баллов и выписывает их внизу. Но этого мало для оценки справедливости, поэтому необходимо еще учесть, у кого сколько было возможностей много заработать, поэтому игрок подсчитывает в средней колонке отдельно буквы “Я” и буквы “К”, выписывая результаты под суммами миллиардов соответственно[39]. После этого отдельно для “Я” и для “К” подсчитываются обобщенные показатели, включающие сумму прибыли и сами возможности получить эту прибыль. В нашем примере, по “прибыли” получается в итоге: для “Я” - 12 обобщенных баллов (6 + 6 = 12), а для “К” - 16 (8 + 8 = 16). Далее из своих обобщенных баллов игрок вычитает обобщенный показатель компаньона (в нашем примере это: 12 - 16 = -4) и результат -4 балла выписывает ниже (см. Таблицу 20). Такой разрыв в получении благ может привести компаньона к некоторым неприятностям...

5. При переходе к следующей таблице - “тюрьме” ведущий дает примерно такую инструкцию: “Поскольку бизнес в современной России часто сопряжен с нарушениями законов[40], то вам с компаньоном прийдется отсидеть в “тюрьме”. По условию игры, на вас двоих полагается 14 лет “сроков”. Посмотрим. насколько справедливыми окажетесь Вы в этом случае. Но вместо 15 ходов-сделок здесь Вам будут предложены 14 ходов-следствий”.

6. Ведущий также предлагает игрокам проставлять в средней колонке буквы “Я” или “К”, зачитывая потом по шпаргалке, каким сроком заканчивается каждое следствие. После этого также подсчитываются результаты и по разнице обобщенных показателей также определяется, справедливо ли распределились анти-блага, связанные с “тюрьмой” и “следствиями”. Но если в случае с прибылью для каждого из компаньонов более привлекательными были положительные результаты (хоть деньги и мерзость, но без них сложно, т.е. это благо), то для “тюрьмы” более привлекательными являются отрицательные показатели (тюрьма - это все-таки анти-благо, т.е. как бы со знаком минус). Поэтому после определения разности между своим обобщенным показателем и показателем компаньона, необходимо сразу же поменять знак на противоположный. В нашем примере (см. Таблицу 20) эта разница составила для игрока (для его “Я”): 13 - 15 = -2, но с учетом того, что это анти-благо, знак меняется на противоположный и в и тоге получается +2. Таким образом, при “разборке” между компаньонами вдруг выясняется, что если один из них, хоть и получил меньше денег, но зато в “тюрьме” меньше находился...

Таблица 21.

Бланк (вторая часть) для игры-шутки “Я - компаньон”.

На примере показан порядок заполнения блинка во время игры. Зачеркнутое пунктирной линией при подсчетах не учитывается. Баллы подсчитываются легче, если сначала сосчитать все положительные значения, затем - отрицательные, а потом вычесть из большего меньшее.

Я Качества необходимость качеств для “бизнеса” К
  физическая сила +  
  интеллект +  
-4 доброта - -5
  уверенность в себе +  
5 воспитанность ?  
-5 простота (во всем...) - -2
  внешняя привлекательность +  
  хитрость +  
  везение в жизни +  
-7 честность - -5
  ответственность +  
  жизненный опыт +  
  воля, решительность +  
7 чувство прекрасного ?  
Sя=+22     Sк=+39

7. При работе с табличкой “загранкомандировки” ведущий дает игрокам примерно такую же инструкцию, добавив при этом, что сейчас в России поездка за границу (особенно в “валютные” страны) до сих пор считается большим “счастьем” и из-за этих поездок-командировок часто возникают склоки, обиды, в общем - “разборки”... В нашем примере (см. Таблицу 20) итоговая разница между обобщенным показателем игрока (“Я”) и компаньона (“К”) составила: 15 - 13 = +2.

8. Можно подвести общий итог по первой части методики, подсчитав алгебраическую сумму по результатам “прибыли”, “тюрьмы” и “загранкомандировок”, т.е. сложив: (-4) + (+2) + (+2) = 0. Иными словами, в целом отношения между компаньонами, с учетом главных составляющих коммерческой “деятельности” относительно справедливые, что должно быть учтено при неизбежных разборках между ними...

9. Для работы со второй частью игры-шутки необходимо на обратной стороне этого же листочка нарисовать еще один бланк (см. Таблицу 21). Ведущий на доске сразу же выписывает во вторую колонку бланка различные качества и характеристики человека.

10. Учащимся дается задание: в третьей колонке таблицы пометить, какие качества требуются для успешного бизнеса в условиях современной России (помечаются знаком “+”), какие не требуются или даже мешают работе безнесмена (помечаются знаком “-”) и какие имеют неопределенное значение для бизнеса (помечаются вопросом - “?”). Желательно, чтобы вопросов было как можно меньше (не более 1-2-х) - их можно проставлять только совсем уж в крайнем случае, поскольку они в дальнейшем будут только мешать (см. пример в Таблице 21).

11. В первой (левой) колонке, под буквой “Я” каждый игрок должен по 10-балльной шкале оценить, насколько каждое из выписанных качеств у него развито (см. Таблицу 21).

12. В четвертой (правой крайней) колонке, под буквой “К” каждый игрок, используя 10-балльную шкалу, расписать идеального лично для себя “компаньона”, с которым он хотел бы работать вместе. Например, кто-то хотел бы, чтобы “физической силы” у такого компаньона было примерно на 6 баллов, “интеллекта” на 2 балла и т.д. (см. Таблицу 21).

13. Далее каждый игрок должен знаки, проставленные в третьей колонке таблицы (о важности качеств для бизнеса) как бы перенести (проставить) перед соответствующими баллами в колонке “Я” и в колонке “К” (как бы умножить эти баллы на данные знаки). Если против каких-то качеств стоит знак “?” (как бы “ни то, ни сё” - ноль), то все соответствующие баллы по данному качеству просто вычеркиваются и в дальнейшем не учитываются (поэтому вопросов должно быть как можно меньше!).

14. После этого ведущий предлагает каждому подсчитать алгебраические суммы баллов по каждой колонке (“Я” и “К”), с учетом измененных знаков и результаты выписать внизу соответствующих колонок. В нашем примере (см. Таблицу 21) под колонкой “Я” результат составил +22 балла, а под колонкой “К” оказалось +39 баллов. При сопоставлении этих результатов получается, что компаньон гораздо в большей степени готов по своим качествам к успешной коммерческой деятельности. Но тогда возникает вопрос, является ли справедливым распределение между компаньонами всех благ (“прибыли”, “тюрьмы” и “загранкомандировок” - см. выше), если один из коллег-бизнесменов (в нашем примере - “компаньон”) работает гораздо лучше?... Если справедливости в этом нет, то вполне возможны “разборки” с привлечением наемных “хулиганов”, “телоохранителей” или просто “убийц” (ведь деньги-то большие!)...

Конечно, результаты данной игры являются очень условными (потому и названа методика “игра-шутка”), но подростки часто с большим интересом начинают обсуждать эти результаты и даже готовы к более серьезным разговорам (к откровениям) с психологом о еще привлекательном для многих “бизнесе”.

Данную игровую методику можно использовать не только для моделирования особенностей коммерческой деятельности. При некоторой модификации (изменении инструкций и некоторых заданий) вполне можно рассмотреть и другие профессии, которые интересны в настоящее время для большинства подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: