Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
Планирование ассортимента начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или еще не осознанной потребности.
Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.
Постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.
Основные виды стратегий по разработке новой продукции фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:
разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;
разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;
разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;
сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом. [1
Анализ выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по ассортименту.
% (выполнения плана) = (фактический объем/ объем по плану)*100 (1)
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу среднего процента по формуле
К(а)= ВП(з)/ВП(0)*100, (2)
где К(а)- выполнение плана по ассортименту, %; ВП(з)- сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП(0)- плановый выпуск продукции.
Для определения ритмичности работы предприятия определяем коэффициент ритмичности.
К ритм= ВП1/ВП0, (3)
где ВП1, ВП0 – фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции. [9]
При проведении ассортиментного анализа используют рентабельность:
R=((Vвыручки- себестоимость общая)/Vвыручки)*100% (4)
Таким образом, методика оценки и планирования ассортимента и номенклатуры основывается на маркетинговом (стимулирование сбыта, реклама, маркетинговое исследование и т.д.) и экономическом анализах(коэффициенты, рентабельность и т.д.).