Раздел 1 «Этика»

Тема 1. Введение в «Этику и эстетику».

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, литература, форма отчетности студентов по дисциплине. Содержание разделов и методические основы их изучения (принцип историзма, диахронии, синтез исторического и теоретического и др.). Связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Анализ проблем курса на основе междисциплинарного синтеза.

Семинарское занятие:

Не предусмотрено.

Тема 2. Этика как наука. Предмет этики

Этика как философская теория нравственности. Становление предмета этики. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика и конкретные социальные дисципли­ны: социология, социальная психология, педагогика, право и т.д.Специфика этики. Этика и мораль. Задачи этики: описательная, объяснительно-теоретическая и нормативная. Этика как элемент моральной культуры общества.

Семинарское занятие:

Не предусмотрено.

Тема 3. Мораль, её сущность и роль в обществе

Мораль как форма регулирования общественной жизни. Моральное сознание и моральные отношения. Добро и зло как исходные представления морального сознания. Мировоззренческие представления морального сознания: смысл жизни, идеал, счастье. Моральные ценности личности, группы, общества. Личностные образцы. Моральные отношения как система механизмов социальной регуляции. Осуждение и одобрение как способы санкционирования должного поведения. Роль обычая, традиции, авторитета, примера в моральных отношениях. Мораль и нравы. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и другие формы духовной жизни общества: наука, искусство, религия. Функции морали.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные концепции происхождения морали.

2. Мораль и другие сферы общественной жизни.

3. Функции морали в обществе.

4. Свойства морали.

Литература:

1. Аристотель Этика, соч. в 4-х томах. М.:, 2002.

2. Гуревич П.С. Этика. Серия «Учебники профессора П.С.Гуревича». М., 2005.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учеб. для студ. вуз. М., 2003.

4. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. Мн.,2001.

5. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. Мн.,1997.

6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. Ростов н/Д., 2000.

7. Иванов В.Г. Этика. Учебное пособие в 2-х ч. СПб., 2004.

8. Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А.Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.,1999.

9. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.,2001

Тема 4. Важнейшие моральные и этические учения.

Критерии классификаций этических учений. Вопрос об источнике морали и нравственном идеале как основной предмет идейно-теоретических разногласий в истории этики. Религиозная, натуралистическая, социологическая, культурологическая концепции в этике по вопросу происхождения морали. Их основные идеи и представители.

Учителя человечества – Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед- основатели религий, культур, цивилизаций.

Философы-моралисты – Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

Этика ХХ века. Марксистская этическая теория. Мораль социалистического общества. Этика «благоговения перед жизнью» А.Швейцера.

Русская этическая мысль Х1Х-ХХ веков. Позиция «разумного эгоизма» в трудах революционных демократов. Этические взгляды Ф.М.Достоевского. Моральная интерпретация христианства в творчестве Л.Н.Толстого. Основной вопрос этики по мысли В.С.Соловьева. Утверждение высшего идеала в экзистенциальной философии Н.А.Бердяева. Этико-философские идеи в русском советском искусстве (А.Платонов., А Тарковский.).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии классификации этических учений.

2. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

3. Философы - моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

4. Этическая мысль ХХ века.

5. Этические искания в русской философии Х/Х-ХХ веков.

6. Этико-философские идеи в русском советском искусстве: А.Платонов, А.Тарковский.

Литература:

1. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика: энциклопедический словарь. М., 2001.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учеб. для студ. вуз. М., 2003.

3. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

4. Зеленкова И.Л. Основы этики:Учебное пособие. Мн., 2001.

5. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. – Ростов н/Д., 2000.

6. Иванов В.Г. Этика. Учебное пособие в 2-х ч. СПб., 2004.

7. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005.

Тема 5. Основные моральные понятия.

Понятие "смысла жизни" в этике. Обыденное представление о смысле жизни. Философское решение вопроса о смысле жизни. Жизнь и смерть как универсальные ценности. Смысл жизни и идеал. Место идеала в системе морали. Человек в поисках смысла. Счастье как этическая категория. Гуманистическая этика о счастье (Э.Фромм). Счастье как осуществление внутренней свободы. Некоторые особенности и «законы» счастья. В чем состоит парадокс счастья?

Природа и содержание «добра» и «зла». Теоретические и практические аспекты взаимосвязи добра и зла. Моральный выбор между добром и злом. Проблема «меньшего зла».

Семинарское занятие:

Не предусмотрено.

Тема 6. Проблемы прикладной этики.

Соотношение теоретической и прикладной этики. Конкретизация универсальных норм и принципов морали в определенных сферах жизнедеятельности человека. Особенности прикладной этики. Структура прикладной этики: экологическая этика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональная этика.

Отдельные проблемы прикладной этики. Благотворительность: этика или социальная инженерия? Аргументы «за» и «против» эвтаназии, смертной казни. Историческая социология смертной казни. Проблема морального обоснования или осуждения насилия. Буддизм и христианство о ненасилии. Ненасилие и перспективы современной цивилизации.

Семинарское занятие:

Не предусмотрено.

Тема 7. Этика делового общения.

Ключевые понятия. Роль этики в деловом общении. Этика делового общения традиционного общества. Этика делового общения в учении Конфуция. Особенности этики делового общения в западно-европейской культурной традиции. М.Вебер о влиянии этики протестантизма на развитие капиталистического предпринимательства и деловое общение в сфере бизнеса. Современные взгляды на место этики в деловом общении (К.Хорни., Э.Фромм).

Общие этические принципы и характер делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между коллегами.

Роль обратной связи в деловом общении. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения.

Особенности переговоров как формы делового общения. Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров – начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров – соглашение.

Конференция и презентация как формы делового общения. Комплименты в деловом общении. Правила А.Ю.Панасюка «Как сделать комплимент комплиментом».

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общие этические принципы и характер делового общения.

2. Этика делового общения традиционного общества.

3. Этика делового общения в западно-европейской культурной традиции.

4. Этика делового общения «по вертикали».

5. Этика делового общения «по горизонтали».

6. Формы делового общения: презентация, конференция, переговоры.

7. Комплименты в деловом общении.

Литература:

1. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов вузов / Автор – составитель И.Н. Кузнецов. М., 2004.

2. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений:Учебник. М.,2002.

3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб., 2000.

4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. Учебное пособие. М., 2004.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. М., 2001.

6. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2001.

7. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. М., 2000.

Тема 8. Конфликты в деловом общении.

Определение, виды, структура, стадии протекания конфликта.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения: социально-психологические, индивидуальные особенности личности. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (по К.У.Томасу и Р.Х.Килменну): конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Их характеристика. Главные правила поведения в условиях конфликта. Продуктивное и творческое разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной сфере.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

4. Правила поведения в условиях конфликта.

Литература:

1. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов вузов / Автор – составитель И.Н. Кузнецов. М., 2004.

2. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений:Учебник. М.,2002.

3. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб., 2000.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. М., 2001.

5. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. М., 2000.

Тема 9. Этикет и культура поведения делового человека.

Понятие этикета. Нравственные основы этикета. Этикет как форма социального общения. Функции этикета: регулятивная, оценочная, аксиологическая, эстетическая, защитная. Этикет и ритуал. Виды этикета. Специфика делового этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет и протокол. Официальные формы общения: правила деловой переписки, визитные карточки, нормы телефонного разговора.

Национально-культурная специфика делового этикета. Роль делового этикета в формировании имиджа. Элементы привлекательного имиджа делового человека.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Этикет как социокультурное явление.

2. Определение этикета, его структурные элементы.

3. Виды этикета.

4. Деловой этикет: светские нормы.

5. Деловой этикет: служебные отношения.

6. Национально-культурная специфика делового этикета.

7. Роль делового этикета в формировании имиджа.

Литература:

1. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. М.,2004.

2. Кузнецов И.Н. Современный этикет. М., 2005.

3. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие. М., 2003.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. М., 2001.

5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2003.

6. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. М., 2000.

7. Энциклопедия этикета. М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: