Раздел 2 «Эстетика»

Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.

О содержании понятия "эстетика". Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Предмет, метод, функции, задачи эстетики. Проблемное поле эстетики. Системность эстетических знаний. Связь эстетики с другими науками. Многогранность, многомерность эстетического знания, его практическая значимость.

Семинарское занятие:

Не предусмотрено.

Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли.

Красота - один из предметов познания. Становление и развитие эстетической мысли. Образно-мифологический ха­рактер общественного сознания первобытного общества. Античные эстетические теории. Эстетика средневековья. Проблемы прекрасного и возвышено героического в эстетике Возрождения. Рациональный характер эстетики Классицизма. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепций Просвещения. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических прин­ципов анализа эстетических явлений. Русская эстетическая мысль.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества.

2. Античные эстетические теории, эстетика средневековья.

3. Проблемы прекрасного и возвышено героического в эстетике Возрождения.

4. Рациональный характер эстетики Классицизма.

5. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепции Просвещения.

Литература:

1. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебное пособие. М., 2005.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.,2006.

3. Гегель Г. Эстетика. В 4 т. М., 1968-1973.

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

5. Гуревич П.С. Эстетика: Учебник для студентов вузов. М., 2006.

6. История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1985-1992.

7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб.,1997.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 6 т. М., 1963-1980.

9. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962-1968.

10. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. М.,1995.

11. Тэн И. Философия искусства. М., 2002.

Тема 12. Эстетическое отношение к действительности.

Происхождение эстетического чувства: от синкретизма древнейшей формы ценностного сознания через его внутреннюю дифференциацию к системе эстетических ценностей.

Многообразие форм эстетической деятельности. Соотношение эстетической и художественной деятельности. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное – коренная категория эстетики. Прекрасное в природе, обществе, искусстве. Другие эстетические категории: возвышенное, трагическое и их антиподы. Хаос и гармония. Историческая динамика системы категорий.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Многообразие форм эстетической деятельности.

2. Историческая динамика системы категорий.

3. Происхождение эстетического чувства.

4. Анализ основных эстетических категорий: прекрасного, возвышенного, трагического и их антиподов.

Литература:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. М., 2002.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.,2006.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

4. Гуревич П.С. Эстетика: Учебник для студентов вузов. М., 2006.

5. История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1985-1992.

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб.,1997.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 6 т. М., 1963-1980.

8. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962-1968.

9. Тэн И. Философия искусства. М.,1933.

10. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М., 2000.

Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме.

Художественная деятельность как особый способ осмысления мира. Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез. Исторический процесс автономизации художественной деятельности.

Художественно-образное воссоздание реальности. Реалии мира и личность художника – строительный материал образа. Художественный образ как форма художественного мышления, как единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность художественного образа. Художественно-творческий процесс – произведение искусства – художественное восприятие.

Семинарское занятие:

Не предусмотрено.

Тема 15. Искусство как полифункциональная система.

Природа искусства. Концепции искусства в истории эстетики. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. Множественность целей искусства. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям. Объективные законы социального функционирования искусства. Искусство как средство общения - коммуникативная функция; искусство как способ ценностной ориентации - воспитательная функция искусства; искусство как инструмент познания - просветительская функция искусства; искусство как орудие практически-духовного преобразования мира - гедонистическая функция. Динамика взаимоотношений функций искусства. Единство предмета и цели искусства.

Виды искусства: прикладное искусство, архитектура, декоративное искусство, живопись и графика, скульптура, литература, театр, музыка, фотография, кино, телевидение. Источник многообразия видов искусства.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Искусство как средство общения.

2. Объективные законы социального функционирования искусства.

3. Функции искусства.

4. Семиотика о знаковой природе художественного образа.

Литература:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. М., 2002.

2. История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1985-1992.

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука, СПб., 1998.

4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.,1998.

5. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.,1996.

6. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ века. М.,1994.

7. Сарабьянов Д. Русское и советское искусство. 1900-1930 // Париж-Москва, 1900-1930. М.,1981.

8. Философия искусства в прошлом и настоящем. М.,1991.

9. Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины ХХ века. СПб.,1995.

10. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.,1996.

Тема 16. Социология искусства.

Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Роль искусства как духовнооппозиционного начала в социологичекой теории А.Швейцера. А.Тойнби о «продуктивной напряженности» между цивилизацией и искусством.

Социальные функции искусства. Элитарное и массовое искусство. Изучение аудитории искусства. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных форм и сюжетов в современной культуре. Их каталогизация в современных социологических исследованиях. Искусство и игра.

Семинарское занятие

Не предусмотрено.

Тема 17. Искусство и эстетика ХХ века и перспективы нового столетия.

Формирование нового мировоззренческого представления о мире как о хаотическом непредсказуемом движении. Отсутствие в искусстве и эстетике единого художественного направления, представляющего ХХ век. Возникновение художественно-концептуального системного плюрализма.

Центральная проблема художественной культуры ХХ века – человек и разные формы социума. Основные направления современного искусства. Роль интуиции и интеллекта в творчестве современного художника. Проблема ответственности художника в искусстве. Дегуманизация современного искусства.

Смена монологических культур универсальным диалогом как более сложным и более совершенным способом организации совместной жизни людей на планете.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления современного искусства.

2. Проблема ответственности художника в искусстве.

3. Дегуманизация современного искусства.

Литература:

1. Гегель Г. Эстетика. ТТ. 1-4. М.: Наука, 1968-1973.

2. Западное искусство ХХ века. М.,1992.

3. История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1985-1992.

4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

5. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ века. М.,1994.

6. На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М.,1997.

7. Ортега –и- Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура. М.,1991.

8. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1991.

9. Тэн И. Философия искусства. М., 2002.

10. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993.

11. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М., 2000.

Организация самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студентов является ответственной частью изучению дисциплины, существенно дополняющей аудиторные занятия и включает в себя:

1. самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

2. подготовку к семинарским занятиям;

3. подготовку к экзамену;

4. 4.самостоятельную работу над темами курса в виде написания реферата, доклада, выступления.

Темы рефератов:

1. Учение Аристотеля о нравственных добродетелях.

2. Развитие моральной рефлексии в античной философии.

3. Этические воззрения раннего Христианства.

4. Христианская мораль - как важнейший элемент идеологии и обыден­ного сознания европейского средневековья.

5. Древние восточные учения о нравственности.

6. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.

7. Гуманизм эпохи Возрождения.

8. Особенности и своеобразие западноевропейской этики ХУ1-ХУШ вв.

9. «По ту сторону добра и зла» - моральный императив сверхчеловека Ф.Ницше.

10. Идеал счастья в западно-европейской этике.

11. Этика И. Канта. Сущность морали. Категорический императив.

12. Этика экзистенциализма.

13. Проблема человека в этике ХХ века.

14. Сфера делового общения. Основные принципы делового общения.

15. Морально-значимые качества делового человека.

16. Соотношение теоретической и прикладной этики. Профессиональная этика.

17. Искусство и мораль.

18. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме.

19. Художественная деятельность как особый способ осмысления мира.

20. Искусство и моровые религии (по выбору).

21. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям.

22. Объективные законы социального функционирования искусства.

23. Художник: личность и творчество.

24. Система категорий в эстетике.

25. Художественная теория и практика эллинизма.

26. Эстетические представления Средневековья.

27. Художественные идеалы Возрождения.

28. Эстетика Просвещения.

29. Концепция искусства Романтизма.

30. Немецкая классическая эстетика.

31. Элитарное и массовое в искусстве.

32. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.

33. Социология искусства.

Тематика контрольных работ

Не предусмотрено.

Тематика курсовых работ

Не предусмотрено.

формы и виды контроля знаний

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Этика как философская наука. Предмет этики.

2. Содержание золотого правила нравственности.

3. Мораль, её сущность и структура.

4. Основные функции морали

5. Добро и зло как исходные понятия морали.

6. Особенности и общие черты античной этики

7. Этические учения Древнего Востока.

8. Этика Средневековья.

9. Гуманизм эпохи Возрождения.

10. Этика Нового времени.

11. Основные направления этики ХХ века.

12. Основные концепции происхождения морали.

13. Высшие моральные ценности: общая характеристика.

14. Культура поведения в конфликтной ситуации.

15. Нравственные образцы делового общения.

16. Роль этикета в деловом общении.

17. Зарождение и становление эстетической мысли.

18. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.

19. Основные эстетические ценности.

20. Предмет искусства. Классификация искусства.

21. Виды искусства.

22. Историческое изменение системы эстетических ценностей.

23. Художественная теория и практика эллинизма.

24. Эстетические представления Средневековья.

25. Признаки неклассической эстетики.

26. Социология искусства.

27. Красота как предмет познания.

28. Проблемы прекрасного, возвышенного, героического в эстетике Возрождения.

29. Рациональный характер эстетики Классицизма.

30. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманитарный лейтмотив эстетических концепций Просвещения.

31. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических прин­ципов анализа эстетических явлений.

32. Русская эстетическая мысль.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список рекомендуемой литературы

Нормативная литература:

Основная:

1. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления:Учебно-практическое пособие. М., 2004.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д., 2004.

3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М., 2001.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник для студентов вузов. М., 2003.

5. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н.Кузнецов. М., 2004.

6. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. Мн., 2003.

7. Иванов В.Г. Этика. Учебное пособие в 2-х ч. СПб., 2004.

8. Каган М.С. Эстетика как философская наука, СПб., 1998.

9. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. Учебник для студентов вузов. М., 2002.

10. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.,1998.

11. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие. М., 2003.

12. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. Учебное пособие. М.,2004.

13. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2003.

14. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. М., 2000.

15. Этика: энциклопедический словарь. / Под ред. Р.Г Апресяна и А.А.Гусейнова. М., 2001.

16. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М., 2003.

Дополнительная:

Раздел 1 «Этика»:

1. Аристотель. Этика, соч. в 4-х томах. М., 2002.

2. Алехина И. Имидж и этикет в бизнесе. М., 2005.

3. Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001.

4. Корпоративная культура: Учебное пособие / Автор-сост. И.Н.Кузнецов. М.,2006.

5. Кузнецов И.Н. Современный этикет. М., 2005.

6. Мишаткина Т.В. Этика: практикум. Пособие для студентов. Мн., 2003.

7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб., 2000.

8. Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004.

9. Политическая и экономическая этика. /Пер. с нем. М., 2001.

10. Прикладная этика. Учебное пособие /Под общ. ред. Зеленковой И.Л. Мн., 2002.

11. Свешников В. Очерки христианской этики. М.,2001.

12. Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве. Чтение первое / Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., 2000.

13. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. М., 2000.

14. Энциклопедия этикета. М., 2003.

Раздел 2 «Эстетика»:

1. Гегель Г. Эстетика. ТТ. 1-4. М., 1968-1973.

2. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. М.,1996.

3. Западное искусство ХХ века. М.,1992.

4. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М.,1996.

5. История эстетической мысли. В 6-ти томах. М., 1985-1988.

6. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. СПб.,1994.

7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

8. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ века. М.,1994.

9. На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М.,1997.

10. Ортега –и- Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура. М.,1991.

11. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1991.

12. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб.,1991.

13. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического. М.,1995.

14. Тэн И. Философия искусства. М., 2002.

15. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.,1992.

16. Философия искусства в прошлом и настоящем. М.,1991.

17. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993.

18. Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины ХХ века. СПб.,1995.

19. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.,1996.

Периодические издания:

1.Этика и мораль в современном мире: Материалы конференции // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 2001. №1.

Составитель: к.ф.н.,доц. кафедры «Философии и культурологии» Т.М.Бердышева

Рецензент: д.ф.н.,проф. кафедры «Философии и культурологии» А.Э.Назиров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: