Цели. Изучитькомплекс этических проблем современного общества и биомедицины, относящихся к началу человеческой жизни на уровне генома, зачатия, деторождения; важность решения этих проблем для реализации демографической программы в России.
Задачи. Обсудить следующие проблемы:
- аборты в России как социальная, моральная и медицинская проблема;
- охрана жизни эмбриона и плода как моральная, юридическая и медицинская проблема;
- этические и юридические проблемы индуцированного зачатия;
- дискуссия о допустимости терапевтического и репродуктивного клонирования;
- этические нормы медицинской генетики;
- этические проблемы манипулирования геномом человека, животных и растений.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Проблема абортов. Культурные, религиозные, национальные традиции в отношении абортов. Либеральный и консервативный подходы. Статус эмбриона. Право плода на жизнь. Сознание плода с позиций современной психологии. Отношение к аборту в современных нравах, аборт и бесплодие. Планирование семьи – альтернатива аборту. Этические аспекты фетальной терапии. Роль медицинской сестры в профилактике абортов.
|
|
2. Нравственные аспекты применения методов индуцированного зачатия. Статус доноров генетического материала. Сохранность генетического материала. Суррогатное материнство. Права ребёнка, зачатого методами искусственного оплодотворения. Мужское бесплодие и индуцированное зачатие. Дискуссия об этической допустимости клонирования человека. Уровень научной разработанности проблемы и запрет на клонирование человека. Клонирование и трансплантация. Нравственные проблемы изменения пола. Запрет на планирование пола ребёнка.
3. Этические проблемы вмешательства в геном человека. Проблема конфиденциальности генетической информации. Права пациентов генетических консультаций. Этические аспекты выведения и применения генетически изменённых видов растений и животных. Моральная ответственность генетиков перед будущими поколениями.
Вопросы для обсуждения и тестовые задания
1. С какого периода в России возобладал либеральный подход к абортам?
2. Какого подхода к абортам придерживалось здравоохранение нашей страны и государство вплоть до 2007 года?
3. Почему Совет по биоэтике Русской православной церкви против использования методик экстракорпорального оплодотворения, терапевтического клонирования, а методики фетальной терапии называет разновидностью каннибализма?
4. Почему христианские конфессии считают морально предосудительной пренатальную диагностику?
5. Соблюдение какого принципа биоэтики особенно важно при проведении генетического тестирования?
|
|
1) Либеральная точка зрения по вопросу о допустимости абортов:
а) плод не является частью тела матери, и она не имеет права лишать его
жизни;
б) женщина вправе распоряжаться своим телом, функции которого нельзя ограничивать воспроизводством новых жизней;
в) аборт – это преднамеренное убийство, совершённое соучастниками, женщиной и врачом.
2) Точка зрения о праве человеческого эмбриона на жизнь, основанная на концепции
Станислава Грофа:
а) эмбрион обладает способностью испытывать боль, страх, удовольствие на
всех стадиях своего развития;
б) эмбрион – человеческое существо с момента зачатия и образования
индивидуального генотипа;
в) эмбрион, обладая биологическими качествами человека, имеет потенцию стать
личностью.
3) В этической доктрине православной церкви плод как индивидуальность,
отличающаяся от матери, рассматривается:
а) с момента появления электрофизиологической активности ствола мозга;
б) с момента первого сердцебиения;
в) с момента зачатия и образования индивидуального генотипа плода.
4) Точка зрения, что в критической ситуации выбор между жизнью матери и ребёнка во время родов должен быть сделан во имя спасения ребёнка, соответствует:
а) нормам акушерской деонтологии;
б) нормам православной этики.
5) Индуцированное зачатие неприемлемо, так как при его осуществлении уничтожается большое количество оплодотворённых яйцеклеток, начал новых человеческих жизней, считают:
а) врачи – гинекологи;
б) православная церковь;
в) все противники абортов.
6) Точки зрения, что фетальная терапия нравственно допустима, если для неё используются ткани спонтанного аборта, придерживается:
а) католическая церковь;
б) православная церковь;
в) врачи, развивающие данный метод.
7) Точки зрения, что фетальная терапия – это разновидность каннибализма, придерживается:
а) католическая церковь;
б) православная церковь;
в) врачи, развивающие данный метод.
8) Главная причина моратория на клонирование человека в России и других странах мира:
а) непредсказуемость последствий клонирования для семейных и социальных отношений;
б) непредсказуемость последствий клонирования для генетического
здоровья человечества;
в) несовершенство современных методик клонирования, применение которых унижает человеческое достоинство и не позволяет воссоздать здорового индивида.
9) Продажа продуктов питания, содержащих трансгенные компоненты без маркировки, противоречит принципу биоэтики:
а) справедливости;
б) конфиденциальности;
в) информированного согласия.
10) Необходимость долговременных испытаний трансгенных пищевых культур на добровольцах для выявления уровня токсичности и аллергенности соответствует принципу биоэтики:
а) не навреди; б) конфиденциальности;
в) справедливости.
11) Планирование пола будущего ребёнка:
а) разрешено всем желающим;
б) запрещено для всех;
в) разрешено при наличии генетических заболеваний, сцеплённых с полом.
12) Наибольшие сомнения общественности относительно этичности суррогатного материнства возникают из-за того, что:
а) ребёнок является предметом купли-продажи;
б) данный способ рождения противоречит естественному материнству;
в) юридически не определены права материнства и отцовства.