Тема 6. Нравственные проблемы репродуктивной деятельности – 3 часа

Цели. Изучитькомплекс этических проблем современного общества и биомедицины, относящихся к началу человеческой жизни на уровне генома, зачатия, деторождения; важность решения этих проблем для реализации демографической программы в России.

Задачи. Обсудить следующие проблемы:

- аборты в России как социальная, моральная и медицинская проблема;

- охрана жизни эмбриона и плода как моральная, юридическая и медицинская проблема;

- этические и юридические проблемы индуцированного зачатия;

- дискуссия о допустимости терапевтического и репродуктивного клонирования;

- этические нормы медицинской генетики;

- этические проблемы манипулирования геномом человека, животных и растений.

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Проблема абортов. Культурные, религиозные, национальные традиции в отношении абортов. Либеральный и консервативный подходы. Статус эмбриона. Право плода на жизнь. Сознание плода с позиций современной психологии. Отношение к аборту в современных нравах, аборт и бесплодие. Планирование семьи – альтернатива аборту. Этические аспекты фетальной терапии. Роль медицинской сестры в профилактике абортов.

2. Нравственные аспекты применения методов индуцированного зачатия. Статус доноров генетического материала. Сохранность генетического материала. Суррогатное материнство. Права ребёнка, зачатого методами искусственного оплодотворения. Мужское бесплодие и индуцированное зачатие. Дискуссия об этической допустимости клонирования человека. Уровень научной разработанности проблемы и запрет на клонирование человека. Клонирование и трансплантация. Нравственные проблемы изменения пола. Запрет на планирование пола ребёнка.

3. Этические проблемы вмешательства в геном человека. Проблема конфиденциальности генетической информации. Права пациентов генетических консультаций. Этические аспекты выведения и применения генетически изменённых видов растений и животных. Моральная ответственность генетиков перед будущими поколениями.

Вопросы для обсуждения и тестовые задания

1. С какого периода в России возобладал либеральный подход к абортам?

2. Какого подхода к абортам придерживалось здравоохранение нашей страны и государство вплоть до 2007 года?

3. Почему Совет по биоэтике Русской православной церкви против использования методик экстракорпорального оплодотворения, терапевтического клонирования, а методики фетальной терапии называет разновидностью каннибализма?

4. Почему христианские конфессии считают морально предосудительной пренатальную диагностику?

5. Соблюдение какого принципа биоэтики особенно важно при проведении генетического тестирования?

1) Либеральная точка зрения по вопросу о допустимости абортов:

а) плод не является частью тела матери, и она не имеет права лишать его

жизни;

б) женщина вправе распоряжаться своим телом, функции которого нельзя ограничивать воспроизводством новых жизней;

в) аборт – это преднамеренное убийство, совершённое соучастниками, женщиной и врачом.

2) Точка зрения о праве человеческого эмбриона на жизнь, основанная на концепции

Станислава Грофа:

а) эмбрион обладает способностью испытывать боль, страх, удовольствие на

всех стадиях своего развития;

б) эмбрион – человеческое существо с момента зачатия и образования

индивидуального генотипа;

в) эмбрион, обладая биологическими качествами человека, имеет потенцию стать

личностью.

3) В этической доктрине православной церкви плод как индивидуальность,

отличающаяся от матери, рассматривается:

а) с момента появления электрофизиологической активности ствола мозга;

б) с момента первого сердцебиения;

в) с момента зачатия и образования индивидуального генотипа плода.

4) Точка зрения, что в критической ситуации выбор между жизнью матери и ребёнка во время родов должен быть сделан во имя спасения ребёнка, соответствует:

а) нормам акушерской деонтологии;

б) нормам православной этики.

5) Индуцированное зачатие неприемлемо, так как при его осуществлении уничтожается большое количество оплодотворённых яйцеклеток, начал новых человеческих жизней, считают:

а) врачи – гинекологи;

б) православная церковь;

в) все противники абортов.

6) Точки зрения, что фетальная терапия нравственно допустима, если для неё используются ткани спонтанного аборта, придерживается:

а) католическая церковь;

б) православная церковь;

в) врачи, развивающие данный метод.

7) Точки зрения, что фетальная терапия – это разновидность каннибализма, придерживается:

а) католическая церковь;

б) православная церковь;

в) врачи, развивающие данный метод.

8) Главная причина моратория на клонирование человека в России и других странах мира:

а) непредсказуемость последствий клонирования для семейных и социальных отношений;

б) непредсказуемость последствий клонирования для генетического

здоровья человечества;

в) несовершенство современных методик клонирования, применение которых унижает человеческое достоинство и не позволяет воссоздать здорового индивида.

9) Продажа продуктов питания, содержащих трансгенные компоненты без маркировки, противоречит принципу биоэтики:

а) справедливости;

б) конфиденциальности;

в) информированного согласия.

10) Необходимость долговременных испытаний трансгенных пищевых культур на добровольцах для выявления уровня токсичности и аллергенности соответствует принципу биоэтики:

а) не навреди; б) конфиденциальности;

в) справедливости.

11) Планирование пола будущего ребёнка:

а) разрешено всем желающим;

б) запрещено для всех;

в) разрешено при наличии генетических заболеваний, сцеплённых с полом.

12) Наибольшие сомнения общественности относительно этичности суррогатного материнства возникают из-за того, что:

а) ребёнок является предметом купли-продажи;

б) данный способ рождения противоречит естественному материнству;

в) юридически не определены права материнства и отцовства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: