выбора нравств. позиции, совершаемого сознательно или бессознательно каждым человеком, и утверждает приоритет нравственного перед логико-техническим. Неокантианцы поставили вопрос не только о нравственных, но, более широко, о ценностных основаниях жизнедеятельности человека и показали, что выбор в сфере ценностей не обязательно подчинен законам логически однозначного выведения; он определяется общей структурой личности. Наконец, Гуссерль попытался проследить иерархию Ц. в условиях развитого разделения труда, когда мир человеч. деятельности превращается в мир средств, заслоняющих первичные Ц. (основу жизни человеч. сознания), приобретающих независимый характер и все настойчивее диктующих свои особые Ц. Гуссерль видит выход из этой ситуации в постоянной «реактивации» первичной Ц. бытия человека (см. Средство).
В целом совр. бурж. философия ограничивает свой анализ Ц. лишь сферой теории. В противоположность этому марксизм теоретпч. исследование Ц. дополнил выработкой новых, коммунистнч. идеалов, опирающихся на силу человеч. разума, на революц. энергию трудящихся, и самим фактом построения нового общества начал претворение этих идеалов в жизнь. Что же касается теоретич. позиции марксизма, то ее преимущество состоит в том, что здесь историч. необходимость утратила свой якобы независимый от деятельности отд. человека характер и предстала как функция и продукт собств. деятельности человека. Только такое понимание позволяет уяснить подлинную роль человека и его место в мире, отказаться от веры в независимые от деятельности человека законы, от страха перед вне его лежащей необходимостью. Оно позволяет человеку взять на себя ответственность за этот мир и за себя. При таком подходе проблема Ц. оказывается узловым пунктом всякого развитого мировоззрения, точкой пересечения теоретич. концепции и практич. позиции, вытекающей из этой концепции.
|
|
Лит.: М а р к с К., Экономическо-филос. рукописи, 1844 г.,
в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв.,
М., 1956; его же, Нищета философии, Маркс К, и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же, Капитал, там же,
т. 23; Шеллинг Ф. В. И., Филос. исследования о сущно
сти человеч. свободы, [пер. с нем.], СПБ, 1908; его же, Си
стема трансцендентального идеализма, [пер. с нем.], [Л.], 1936;
Форлендер К., Кант и Маркс. Очерки этич. социализма,
[пер. с нем.], СПБ, 1909; Фихте И. Г., Наукословие,
изложенное в общих чертах, [пер. с нем.], СПБ, 1914; Лейб
ниц Г. В., Новые опыты о человеч. разуме, пер. [с нем.],
М.— Л., 1936; Кант И., Основы метафизики нравствен
ности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; его же, Критика практич.
разума, там же; его ж е, О применении телеологии, прин
ципов в философии, там же, т. 5. М., 1966; Макаров М. Г.,
К истории категории «Ц.» в домарксистской философии, «ВФ»,
1959, Ni 10; его же, Цель, в кн.: Нек-рые вопросы диалектич.
материализма, [Л.], 1962; Ильенков Э. В., Проблема
идеала в философии, «ВФ», 1962, № 10 и 1963, № 2; Т р у б-
ников Н. Н., О категориях «Ц.», «средство», «результат»,
М., 1968; Винер Н., Творец и робот, пер. с англ., М., 1966;
A die r M., Kausalitat una Teleologie im Streite um die
Wissenschaft, W., 1904; Maritain J., Distinguer pour
unir, ou les degres du savoir, P., 1946; Dessauer F., Die
Teleologie in der Natur, Basel, 1949; Hartmann N.,
Teleologisches Denken, В., 1951; Bounoure L., Deter-
minisme et linalite. Double loi de la vie, P., [1957]; Sartre
J. P., Critique de la raison dialectique, P., [I960]; G u r-
v i t с h G., Determinismes sociaux et Hberte humaine, 2 6d.,
P., 1963. H. Трубников. Москва.
|
|
ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ — см. Аксиология, Ценность.
ЦЕННОСТЬ — философское и социологич. понятие, обозначающее, во-первых, положит, или отрицат. значимость к.-л. объекта, в отличие от его экзистенциальных и качеств, характеристик (предметные Ц.), во-вторых, нормативную, предписателъно-оценочную сторону явлений обществ, сознания (субъектные Ц., или Ц. сознания). Филос. определение понятия Ц. (как значения объекта, в отличие от его существования) впервые было дано в 60-х гг. 19 в. Лотце и Когеном.
В социологии термин «Ц.» получил права теоретпч. категории благодаря Томасу и Знанецкому (см. W. 1. Tomas, F. Znaniecki, The polish peasant in Europe and America, v. 1 — 5, Boston, 1918—20), к-рые подытожили предысторию данного понятия в бурж. социологии (нормативный аспект «коллективного сознания» у Дюркгейма, «интерес» и «принадлежность» у Смолла и др.) и дали ему определение через понятия общественной значимости предмета и социальной установки (attitude).
К предметным Ц. относят: естеств. благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще): социальные благо и зло, содержащиеся в обществ, явлениях; прогрессивное или реакц. значение историч. событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретич. значение науч. истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетич. характеристики природных и обществ, объектов и произведений иск-ва; предметы религ. поклонения. К Ц. сознания относят обществ, установки и оценки, императивы н запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Для всех этих представлений характерны модальность долженствования (см. Нравственное сознание), отображение многообразных явлений действительности и их связей в одноплоскостном плане предпочтительного или нежелательного, имеющего положит, или отрицат. смысл.
Предметные и субъектные Ц. являются лишь двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в их субъективно-психологическом, аффективно-волютивном выражении, в виде устремлений, почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые — как выражение того же отношения со стороны субъекта, в к-рых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого. Поэтому предметные Ц. являются объектами оценки и предписания, а субъектные — способом и критерием этих оценок и предписания.
Явления Ц. в этой феноменологически-оиисат. плоскости становятся предметом особой теоретпч. дисциплины — аксиологии, к-рая классифицирует их согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах обществ, жизни: материальные и духовные Ц., ценности производств.-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Попытки в рамках аксиологии выяснить природу Ц., взятых самих по себе, безотносительно к социальным механизмам, их порождающим, приводят к объективно-, субъективно-идеалистич. или натуралистич. толкованию Ц. С этих т. зр., Ц.— это внепространственно-временные «сущности», потусторонние миру предметного существования, либо лишь проявления эмоций и расположений людей, либо же естеств. характеристики одних предметов в их функциональном отношении к др. предметам. Марксизм подчеркивает специфически обществ, природу всяких Ц. и потому считает их предметом изучения социологии и философии, поскольку те исследуют социально-предметную деятельность человека. Предметные Ц. лишь внешне выражают деятельную потребность человека, поскольку она направлена на противостоящий ему объект; они являются «знаками» опредмеченных во внешних объектах человеч. способностей и возможностей и символизируют последние в виде «значения» пред-
|
|
ЦЕРЕТЕЛИ—ЦЕТКИН
метов (их «полезности», «достоинства», «Ц.»), получившего социальную санкцию. Субъектные же Ц. служат нормативной формой ориентации человека в социальной (а также природной) реальности, такой формой, к-рая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых рег5глятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в сложной социальной действительности, следуя сложившимся стереотипным формулам и установкам. В более широком историч. плане ценностная ориентация выступает в виде суждений о «смысле» историч. процесса, его «должном» направлении, она лежит в основе множества утопич. предсказаний будущего и программ обществ, переустройства. Переход к науч. анализу историч. законов, осуществленный марксизмом, способствует изживанию в теории чисто ценностного взгляда на историю. Становление обществ, сознательности и поднятие ее до науч. уровня предполагает «снятие» ценностных форм сознания и в индивидуальном мышлении. Однако это «снятие» означает вовсе не устранение явлений Ц. как таковых, а лишь выход за пределы одной только ценностной ориентации и раскрытие социально-историч. содержания, выраженного в ценностных представлениях. Изучение ценностных ориентации занимает важное место в совр. социологии и социальной психологии. Предметные и субъектные Ц. сохраняются на уровне повседневных практич. отношений и обыденного сознания как система обществ, знаков и готовых формул, запечатлевших в сокращенно-обиходной форме социально-историч. опыт поколений.
|
|
В этом плане и решается традиц. филос. проблема «Ц.» и «истины»: это —лишь две различные формы обобщения социального опыта и осознания законов обществ, бытия.
Лит.: Тугаринов В. П., О Ц. жизни и культуры, Л., 1960; его же, Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; Василенко В. А., Ц. и оценка, К., 1964; 3 д р а в'о-м ы с л о в А. Г., Я д о в В. А., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в сб.: Социология в СССР, т. 2, М., 1965; Л е в а д а Ю. А., Сознание и управление в обществ, процессах, «ВФ», 1966, JM5-5; Проблема Ц. в философии. [Сб. ст.], М.-г- Л.', 1966; Дроби ицкий О. Г., Мир оживших предметов. Проблема Ц. и марксистская философия, М., 1967. См. также лит. при ст. Аксиология. О. Дробницкий. Москва.
ЦЕРЕТЕЛИ, Георгий Ефимович (14 мая 1842— 12 янв. 1900) — груз, писатель и публицист, обществ, деятель. Учился в Петерб. ун-те, где участвовал в радикально-настроенном груз, студенч. кружке. Вместе с Н. Николадзе и др. членами кружка увлекался идеями Чернышевского, принимал участие в идейно-политич. деятельности И. Чавчаеадзе. За участие в студенч. выступлениях подвергся аресту и заключению в Петропавловскую крепость. После окончания ун-та уехал в Швейцарию для пополнения своего образования. Вернувшись в Грузию, развернул большую обществ.-политич. и лит.-публицистич. деятельность. С 1893 издавал еженедельный журн. «Квали» («Борозда») и ряд др. журналов, газет. По своему мировоззрению был сторонником естеств.-науч. материализма. Объективный мир, по Ц., может быть познан человеком; источником познания являются ощущения, однако ими не исчерпывается многообразие познават. деятельности. Науч. познание осуществляется посредством рацион, обобщения чувств, данных. Задача науч. исследования — раскрыть объективные законы материальной действительности. Материализму Ц. свойственны элементы диалектики, но в целом его.мировоззрение может быть охарактеризовано как механистическое и метафизическое. Применительно к истории и социологии взгляды Ц. носили просветит, характер. В этой связи ведущую роль в жизни общества он отводил интеллигенции. В своей лит. деятельности Ц. выступает как писатель-реалист,
поборник реалистич. эстетики. В конце своей деятельности Ц. провозгласил себя сторонником учения Маркса, однако в действительности он был далек от марксизма и больше склонялся к бурж. демократизму.
Соч.: Поли. собр. соч., Тб., 1931 (на груз, яз.), в рус. пер.— Соч., т. 1—2, Тб., 1950 — 51.
Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 713—17.
ЦЕРЕТЕЛИ, Савле Венедиктович [19 янв. (1 февр.) 1907—9 авг. 1966] — сов. философ,1 д-р филос. наук (с 1958), профессор (с 1958). Член КПСС с 1940. Окончил Тбилисский гос. ун-т (1930) и аспирантуру (1934). В 1946—48 — зав. отделом логики и диалек-тич. материализма в ин-те философии АН Груз. ССР. Директор ин-та философии АН Груз. ССР (1948—53 и 1957—66). В 1948—58 — зав. кафедрой истории философии в Тбилисском гос. ун-те. Область научной деятельности — диалектич. логика, история философии.
Соч. на груз яз.: О диалектич. природе логич. связи, Тб., 1956; Рациональное зерно в теории умозаключения Гегеля, Тб.. 1959; Начало доказательства, Тб., 1963; Диалектич. логика, Тб., 1965.
ЦЕТКИН (Zetkin), Клара (5 июля 1857—20 июня 1933) — деятель герм, и междунар. рабочего движения. Род. в дер. Видерау, Саксония, в семье сельского учителя Эйспера. С конца 70-х гг.— участник нем. рабочего движения. С 1881 — член с.-д. партии Германии. В 1889 участвовала в работе Учредит, конгресса 2-го Интернационала, выступала с речью о роли женщин в пролет, движении. С 1892 в течение 25 лет бессменно возглавляла газ. для работниц «Gleichheit» («Равенство») и превратила ее в боевой орган женского пролет, движения всего мира. В герм, с.-д-тии наряду с Р. Люксембург, К. Либкнехтом, Ф. Мерингом явилась одним из руководителей левых, вела последоват. борьбу против реформизма и правого ревизионизма во 2-м Интернационале. Ц. участвовала в организации «Союза Спартака» — прообраза будущей компартии Германии. Один из основателей компартии, Ц. с 1919 до конца жизни являлась членом ее ЦК. С 1921 Ц.— член ИККИ и Президиума ИККИ, возглавляет междунар. женский секретариат Коминтерна. С 1925 руководит ЦК МОПР. С 1920 Ц.— депутат рейхстага. В авг. 1932 тяжело больная Ц., жившая в то время в Москве, поехала в Берлин, чтобы в качестве старейшего депутата открыть заседание вновь избранного рейхстага. В рейхстаге Ц. выступила с пламенной речью против фашизма, в к-рой призвала нем. народ к единому фронту борьбы с фашизмом. Речь в рейхстаге — это политич. завещание Ц.
Ц. умерла под Москвой, в Архангельском. Урна с ее прахом.захоронена в Кремлевской стене.
Ц.— автор мн. статей, книг и брошюр, блестящий пропагандист учения Маркса и Ленина, историк и теоретик женского революц. движения, лит. критик. Работы Ц., посвященные этой проблематике, не потеряли своей актуальности. Ц. оставила воспоминания о В. И. Ленине, в к-рых приводятся высказывания Ленина по вопросам лит-ры и иск-ва, что делает эту небольшую брошюру ценным документом ленинской, эстетич. мысли (см. Воспоминания о Ленине, М., 1959).
Соч.: Geistiges Proletariat, Frauenfrape und Sozialismus, В., 1902; Die Frauen und die Kommunistische Partei, Lpz., 1921; Gegen Faschismus und imperialistischen Krieg, В., 1955; в рус. пер.: Женский вопрос и рабочий класс, М., i917; Очерк
ЦЕШКОВСКИИ—ЦИ
истории возникновения пролет, женского движения в Германии, пер. с рукописи, М., 1929; О лит-ре и иск-ве, М., 1958. Лит.: Клара Цеткин (5 июля 1857—20 июня 1933). Сб. ст. и мат-лов, М., 1933; Крупская II. К., К. Цеткин, [М.], 1933; Боярская 3. С, К. Цеткин, М., 1959.
ЦЕШКОВСКИИ (Cieszkowski), Аугуст (14 септ. 1814—14 марта 1894) — философ-гегельянец, экономист, политич. деятель, представитель т. н. национальной (мессионистской) философии. В своих «Пролегоменах к историософии» («Prolegomena zur Historio-sophie», В., 1838) подвергает критике систему Гегеля, обвиняя его в созерцательности. В качестве основы бытия и истории Ц. вводит «действие», «поступок», сближаясь тем самым с фихтеанством; критикует гегелевскую историософию за абсолютизацию и апологетику современности. Будущее философии Ц. представлял себе как синтез нем. идеализма и франц. уто-пич. социализма. Критика гегельянства Ц. послужила одним из источников развития младогегельянства и нашла отклик также в России (у Станкевича и Герцена — ср. письмо Герцена к Витбер-гу от [28] июля 1839 — см. Собрание сочинений, т. 22, 1961, с. 38). Однако в последующих работах Ц. «философия действия», очерченная в «Пролегоменах» только в самом общем виде, обнаруживала сближение с тенденциями правого крыла гегельянства и романтизмом позднего Шеллинга. Носителем действия, осуществляющего моральные идеалы христианства, является, по мысли Ц., славянство, в особенности польский народ. С концепцией Ц. полемизирует Дем-бовский в своей «философии творчества».
С оч.: Gott und Palingenesie, Tl 1, В., 1842; Ojcze-nasz, t. 1, P., 1848.
Лит.: Нарский И. С, Мировоззрение Э. Дембов-
ского. Из истории подьск. филос. 19в., LM.], 1954; К op ню О.,
К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., М., 1968; КйЬве "VV.,
Graf A. Cieszkowski, Lpz., 1938; Kroiiski Т., Rozwazania
wokoi Hegla, Warsz., 1960. Б. Б. ПНР.
ЦЗОУ ЯНЬ (конец 4 — нач. 3 вв. до н. э.) — др.-кит. философ, занимавшийся гл. обр. вопросами натурфилософии. Работы Ц. Я. не сохранились, и сведения, содержащиеся в др.-кит. источниках о нем и о его учении, носят фрагментарный характер. Большей частью его взгляды реконструируются на основании трактата «Хун фань» («Великий план»), входящего в «Шуцзин», классич. «Книгу истории», но поскольку в этом трактате имя Ц. Я. не упоминается, подобная реконструкция может быть лишь гипотетической. Ц. Я., по-видимому, дополнил учение инь и ян теорией пяти элементов (усин), согласно к-рой все явления природы и общества развиваются путем борьбы и взаимной смены элементов земли, дерева, металла, огня и воды. Каждый из них переживает подъем, расцвет и упадок, а затем в определ. порядке сменяется следующим (вода побеждает огонь, огонь преодолевает металл и т. д.). Ц. Я. перенес натурали-стич. циклизм в сферу истории, связав теорию пяти элементов с историч. движением и провозгласив, что каждому элементу соответствует определ. династия, к-рая с неизбежностью действия естеств. закономерности сменяется следующей. Император Цинь Ши-хуан (221 — 209 до н. э.) сделал учение Ц.. Я. частью офиц. идеологии и апеллировал к нему как к доказательству в пользу установления своей династии.
Лит.: Быков Ф. С, Зарождение общественпо-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с.162—69; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 645—56; Fung Yu-Lan, A history ol Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 159—69.
В. Рубин. Москва.
ЦЗЮНЬЦЗЫ (кит.—благородный человек) — термин ^конфуцианской философии, означающий высоконравственную и гармонически развитую личность. Первоначально этот термин означал сына государя или знатного человека, но Конфуций придал ему новое содержание. Появление концепции Ц. было ответом на
обостряющийся интерес к проблемам нравств. ориентации и внутр. мира человека. Осн. качество Ц., по Конфуцию, гуманность (жэнъ). Подчеркивая первенствующую роль моральных ценностей, Конфуций говорил о том, что Ц. сам должен решать, как ему поступать в конкретной ситуации: он не орудие и не винтик гос. машины. Гармонически сочетая с высокими нравств. качествами широкую культуру (что указывает на близость понятия Ц. с понятием калокагатии), Ц. выражает идею «среднего пути», свободного от максимализма, фанатизма и нетерпимости. Найти этот путь помогает знание древних традиций и соблюдение принятых в цивилизованном обществе обычаев и правил.
Концепция Ц. подверглась критике со стороны Мо-цзы и последователей школы фацзя, стремившихся к созданию всеобъемлющей и эффективной гос. машины и не допускавших мысли об автономии личности. Даосы, призывавшие вернуться к простоте в безыскусственности природы, также отвергали эту кон-, цепцию, ибо она немыслима без отрицавшихся ими ценностей морали и культуры.
Лит.: Forke A., Geschichte der alten chinesischen
Philosophie, Hamb., 1927; Granet M., La pensee chinoise,
P., 1934. В. Рубин. Москва.
ЦИ (букв.— воздух, пар, дыхание) — одно из осн. понятий кит. натурфилософии, означающее материальный субстрат в виде мельчайших, находящихся в постоянном движении частиц, к-рые то концентрируются, то рассеиваются, определяя тем самым появление и исчезновение всех явлений и вещей многообразной действительности. Сюнъ-цзы говорил, что Ц. свойственно не только всему живому, но и огню и воде; в «Гуань-цзы» Ц. выступает как причина жизни; близок к этому и взгляд Чжуан-цзы, утверждавшего, что человеч. жизнь происходит от сгущения Ц. Дун Чжун-шу, связывая Ц. с категориями инь и ян, писал, что человек постоянно погружен в Ц. этих двух начал подобно тому, как рыба погружена в воду. Здесь, т. о., Ц. снова сближается с воздухом. Даосский трактат «Ле-цзы» рассматривает небо как концентрацию Ц. Первостепенное значение приобретает понятие «Ц.» в философии неоконфуцианства. Чжан Цзай рассматривал Ц. как объединяющее всю Вселенную материальное начало, к-рое в ходе циклич. вибраций то возвращается к великой пустоте, то сгущается, образуя весь видимый мир. Чэн И и Чан Хао дополнили понятие «Ц.» понятием «ли» (принцип), причем, «ли» в их системе заняло главенствующее место, а Ц. отодвинуто на второй план и выступает как материал для воплощения «ли». Этой т. зр. придерживался и Чжу Си.
Взаимоотношения понятий «Ц.» и «ли» интерпретируется специалистами по истории кит. философии по-разному. Распространен взгляд, сближающий «ли» с формой, в отличие от Ц.— материи (см. Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 508); к этому же взгляду по существу примыкает А. А. Петров, толкующий «ли» как разумную форму, а Ц. как материальное содержание (см. «Очерк философии Китая», см. сб. «Китай», М.—Л., 1940, с. 266). А. Форке возражает против этого, считая необосиованным отождествление понятий неоконфуцианства с понятиями философии Аристотеля (см. A. Forke, Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 171). Дж. Нидем, поддерживая Форке, доказывает, что между аристотелевскими понятиями материи и формы и неоконфуцианскими категориями Ц. и «ли» имеются принципиальные отличия, ибо, во-первых, Ц. не является потенциальным «ли» и, во-вторых, у неоконфуцианцсв нет понятия бога как чистой формы. Указывая на то, что неоконфуцианские философы рассматривают Вселенную как некое органич. целое, Нидем толкует Ц. как единство мате-
ЦИВИЛИЗАЦИЯ—ЦИГЕН
рии и энергии, а «ли» как принцип организации. Этого же взгляда придерживаются Э. Р. Хьюз п О. Граф.
Лит.: Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материа
лист и просветитель, М., 1954, с. 59; Конрад Н. И.,
Философия кит. Возрождения (о Сунской школе), в его кн.:
Запад и Восток, М., 1966, с. 201—39; Быков Ф. С, За
рождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае,
М., 1966, с. 159—60; X о у В а й - л у [и др.], Чжунго сысян
тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 531—36;
N е е d h a m J., Science and civilisation in China, v. 2,
Camb., 1956. В. Рубин. Москва.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, государственный), синоним культуры; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историч. развитии. Маркс и Энгельс употребляли понятие Ц. для обозначения ступени обществ, развития, следующей за варварством. Энгельс писал, что Ц. «...является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе» («Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва», 1963, с. 195). В своих трудах основоположники марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому, высшему ее этапу — коммунистнч. обществу. В марксистской лит-ре понятие Ц. обозначает также материальную культуру.
Понятие Ц. появилось в 18 в. в тесной связи с понятием культура. Франц. философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. Ц. обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры зап.-европ. народов и была частью концепции европоцентризма. Одновременно понятие Ц. употреблялось как характеристика капитализма в целом.
В широком плане различные совр. интерпретации Ц. в немарксистской лит-ре можно разделить на аналитические и синтетические. Аналитич. интерпретация Ц., в к-рой по существу описывают элементы Ц., характерна для трудов историков и этнографов, выдвинувших десятки определений Ц. и культуры, в к-рых эти понятия рассматриваются как идентичные [см., напр., В. Malinowski, A scientific theory of culture and other essays, N. Y., 1944; A. L. Kroeber, С Cluckhohn, Culture: a critical review of concepts and definitions, Camb., (Mass.), 1963].
В числе синтетич., т. н. интегральных, определений можно выделить различные интерпретации Ц. (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Уайт, У. Огборн и др.). Так, Н. Я. Данилевский выдвинул теорию общей типологии культур, или Ц., согласно к-рой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц., имеющих индивидуальный замкнутый характер; при этом внутр. механизм всех Ц. одинаков. В этом же русле находится концепция О. Шпенглера, согласно к-рой Ц.— это «предел, заключит, стадия развития любой культуры. Ее характерные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и лит-ры, возникновение огромного скопления людей в городах-громадах, превращение народов в безликие «массы». Европ. Ц. есть поэтому показатель гибели зап. культуры. Такие же стадии проходят все другие народы. Концепциям Данилевского и Шпенглера близок ряд романтпч. теорий, в к-рых Ц. как эпоха деградации и упадка общества противопоставляется целостности, органичности культуры.
Концепция А. Тойнби отличается от теорий Данилевского и Шпенглера. Выделяя отд. Ц., Тойнбп стремился к «метафизическому», «метаисторическому» их исследованию. Всемирная история, по Тойнби, есть
некое целое, части к-рого мы искусственно «изолируем» в виде отд. Ц. для конкретного изучения.
В основе нек-рых синтетич. определений Ц. лежит материалистич. интерпретация развития науки и техники. Так, напр., амер. социолог Л. Уайт считает, что Ц., или культура, детерминирована тремя компонентами: развитие техники определяет социальную организацию и философию (см. L. A. White, The science of culture. A study of man and civilization, N. Y., 1949). Близкая концепция Ц., в основе к-рой идея техноло-гпч. детерминизма, принадлежит У. Огборну. Т. о., немарксистские п бурж. концепции Ц. не раскрывают природы Ц., движущих сил ее развития.
Лит.: Маркс К., Конспект кн. Моргана «Древнее общество», Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Арзаканьян Ц. Г., Культура и Ц. Проблемы теории и истории, «ВИМК», 1961,.4 3; его ж е, Трактовка гуманизма в совр. бурж. концепциях культуры и Ц., в сб.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; М а р-карян Э. С., О концепции локальных Ц., Ер., 1962; Строительство коммунизма и проблемы культуры. Сб. ст., М., 1963; Строительство коммунизма и духовный мир человека. Сб., М., 1966; Коммунизм и культура, М., 1966; А р т а н о в-ский С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологич. анализ совр. за-рубеж. концепций, Л., 1967 (рец. журн. «ВФ», 1969, № 1); The cultural approach to history, Wash., 1940; В a u r I., Die Geschichte des Wortes «Kultur» und seiner Zusammensetzung, Munch., 1951 (Diss.); Kroeber A. L., The nature of culture, Chi., 1952; Benveniste E., Civilisation. Contribution a l'histoire du mot, в кн.: Eventail de 1'histoire vivante, v. 1, P., 1953, p. 47—54; Callot E., Civilisation et civilisations. Recherche d'une philosophie de la culture, P., 1954; В i с k e 1 L., Kultur, Z. — Konstanz, 1956; Marcuse H., Eros and civilization. A philosophical inquiry into Freud, L., 1956; N e f J. U., Cultural foundations of industrial civilization, Camb. (Mass.), 1958; В i d n e у D., Theoretical anthropology, 3 ed., N. Y., 1960; Landmann M., Der Mensch als Schopfer und Geschopf der Kultur, Geschichts-und Sozialanthropologie, Munch. — Basel, 1961; E m g e K. A., Die Frage nach einem neuen Kulturbegriff, Meinz, 1963; Jaeger M. A., Die Zukunft des Abendlandes. Kulturpsychologi-sche Betrachtungen, Bern — Munch., 1963; Sauvy A., Mythologie de notre temps, P., 1965; Mead M., Continuities in cultural evolution, 2 ed., New Haven — L., 1965; Die Frage nach dem Menschen, Freiburg — Munch., 1966.
ЦЙГЕН (Ziehen), Теодор (12 нояб. 1862—29 дек. 1950) — нем. психолог и философ. Проф. психиатрии в Иене, Галле, Берлине, проф. философии и психологии в Галле (1917—30). Филос. воззрения Ц. на область психологии во многом сходны с позицией Маха в области физики. Исходным положением для Ц. служит «принцип имманентности», невозможность выйти за пределы данного в опыте. Это «первично данное» психофизически нейтрально, но в своем становлении может выступать как физическое, подчиненное законам каузального типа, и как психическое, подчиненное законам параллельного компонента (Parallelgesetze), посредством к-рых «первично данное» трансформируется в индивидуальный опыт, служащий «субъективным компонентом» физиологпч. процессов.
С этих позиций Ц. выступал против «мифологизирующих» психология, школ — учения Вундта об апперцепции, позднее — против учения Фрейда. Им он противопоставлял основанную на физиологии экспериментальную систему ассоциативной психологии. Ц. известен работами по физиологич. психологии и психологии юношеского возраста. Как психиатр, был одним из пионеров изучения «пограничных состояний», в частности психопатич. конституций у детей. Им разработана одна из первых практич. схем исследования умств. развития.
Соч.: Psychotherapie, W., 1898; Die Ideenassoziation des Kindes, Abhandl. 1—2, В., 18Р8—1900; Psychophysiolo-gische Erkenntnistheorie, 2 Aufl., Jena, 1907; Die Grundlagen der Psychologie, Buch 1, Lpz,—В., 1915; Die Geisteskrankheiten des Kindesalters, В., 1915—17; Lehrbuch der Logik auf posi-tivistischer Grundlage, Bonn, 1920; Grundlagen der Naturphi-losophie, Lpz., 1922; Die Prinzipien und Methoden der Bega-bungs-insbesondere der IntelHgenzprufung, 5 Aufl., В., 1923;
466 ЦИГЕНФУС—ЦИОЛКОВСКИЙ
Vorlesungen iiber Asthetik, Tl 1—2, Halle, 1923—25; Die Grundlagen der Charakterologie, Langensalza, 1930; Erkennt-nistheorie, 2 Aufl., Tl 1—2, Jena, 1934—39; Das Seelenleben der Jugendlichen, 5 Aufl., Langensalza, 1943, в рус. пер.— Физиологическая психология, М., [1909].
Лит.: F 1 u g е 1 О., Ziehen und die Metaphysik, Langen
salza, 1912; U 1 r i с h M., Der Ziehensche Binomismus und
sein Verhaltnis zur Philosophie der Gegenwart, «Kant-Studi-
en», 1920, Bd 25, S. 366—95. А. Медведев. Москва.
ЦИГЕНФУС (Ziegenfufi), Вернер (р. 16 окт. 1904) — нем. философ и социолог. Издатель двухтомных «Социологи1!, словаря» («Handbuch der Soziologie», Bd 1—2, Stuttg., 1955—56) и «Словаря философов» («Philo-sophen-Lexikon», Bd 1—2, В., 1949—50). Ц. стремится синтезировать различные традиции нем. социологии в идее т. н. живой социологии, предмет к-рой —раскрытие многомерной целостности обществ, жизни в единстве ее полярных моментов. В центре внимания Ц.— процесс формирования обществ, жизни «изнутри», поскольку оно осуществляется только «через личности». По Ц., из изначального стремления людей к совместной жизни путем воспитания и творч. инициативы отдельных выдающихся личностей возникают общност-ные («товарищеские») группы и права этих групп, регулирующие совместную жизнь, что лежит в основе др. социальных образований. Как эстетик — последователь Дессуара и Г. Майера, развивал феноменологпч. теорию эстетич. переживаний (1928).
Соч.: Der Mensch und die Gestaltung der Wirtsehaft,
Stuttg,—В., 1943; Augustinus, В., 1948; Lenin, В., 1948;
G. Hauptmann, В., 1948; Die Genossensclialten, В., 1948;
Die burgerliche "Welt, В., 1949; Die Oberwindung des Gesch-
maeks, Potsdam, 1949; J.-J. Rousseau, Erlangen, 1952;
Gesellscbaftsphilosophie, Stuttg., 1954; Wesen und Formen der
Soziologie, в кн.: Handbuch der Soziologie, Bd 2, Stuttg.,
1956, S. 121—246. II. Добронравов. Москва.
ЦЙГЛЕР (Ziegler), Леопольд (30 апр. 1881 — 1958) — нем. философ, близкий, к т. н. философии жизни. Рано испытал влияние Древса и через него Э. Гартмана. Учился в Гейдельбергском ун-те; д-р философии (с 1905). Был близок к Зиммелю и к кружку Кейзерлинга (т. н. школа мудрости). С 1923 и до конца жизни вел уединенную жизнь свободного литератора. К 70-летию получил звание почетного проф. Фрейбургского и Мар-бургского ун-тов.
Ц. сформировался как мыслитель в той характерной для начала века специфич. среде эзотерич. интеллигентских кружков, для к-рой Р. Вагнер и С. Георге создали идеал тайного художественно-духовного братства «рыцарей Грааля», Ницше — идею обновления культуры и жизни на основе нового мифа («Mythos Atheos»), Э. Гартман — метафизику бессознательного, Древе — проекты модернизированной, «атеистической» религиозности. Как для Кейзерлинга, Клагеса и др. эпигонов романтизма, так и для Ц. целью творч. деятельности представляется преодоление непомерно разросшейся науч. рассудочности во имя целостно-интуитивного жизнеотношения. Такое отношение, по Ц., может быть только религиозным; однако пути назад к церковному христианству и вообще к теизму нет, да этот путь и не нужен, ибо «истинная», адекватная совр. уровню сознания религиозность должна быть «атеистической» (точнее, пантеистической). «Где бог есть это или то, где бог вообще есть еще нечто, он всегда имеет также внеположное себе и потому не есть еще бог» («Gestaltwandel der Cotter», Darmstadt, 1920, S. 48). Продолжая пантеистические и деперсонализирующие традиции нем. мистики и нем. романтики, а также идею Гегеля о самосознании бога в человеке, Ц. стремится построить всецело имманентное и неличное представление о боге, осуществляющемся в культурно-нсторич. творчестве человека; это представление о «безбожном боге» («Theos-Atheos») интерпретируется как исконно германское, что окрашивает философию Ц. в тона национализма («Das heilige Reich der Deutschen», Bd 1—2, Darmstadt, 1925). Начиная с 30-х гг. Ц. под влиянием мистич. археологии Бахофена, сравнит, рели-
гиеведения Фрейзера п «глубинной психологии»- Юнга работает над материалом мифа и обряда, стремясь выделить из этого материала «вечное духовное наследие человечества». Более позитивным становится его отношение к хрнст. традиции («Menschwerdung», Bd 1—2, Olten, 1948), хотя он стремится дополнить, ее элементами греч. язычества и буддизма. В целом Ц.— характерный представитель позднеромантич. умонастроения, внутренне исчерпавшего себя в период, между двумя войнами.
Соч.: Zur Metaphysik des Tragischen, Lpz., 1902; Der abendlandische Rationalismus und der Eros, Jena, 1905; Der deutsche Mensch, В., 1917; Zwischen Mensch und Wirtschaft, Darmstadt, 1927; Der europaische Geist, Darmstadt, 1929; Vom Tod, Lpz., 1937; Von Platons Staatheit zum christlichen Staat, Olten, 1948; Oberlieferung, 2 Aufl., Munch., 1949; Die neue Wissenschaft. Universitas Aeterna, Munch., 1951; Aus dem Kreis geschnitten, Konstanz, 1956; Lehrgesprach vom all-gemeinen Menschen in sieben Abenden, Hamb., 1956; Briefe 1901 — 1958, Munch., 1963.
Лит.: X ю б ш е р А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 90—93; Dienst an der Welt. Zur Einfuhrung in die Philosophie L. Zieglers, Darmstadt, 1925.
С. Аверинцев. Москва.
ЦИММЕРМАН (Zimmermann), Роберт (2 нояб. 1824—31 авг. 1898) — нем. философ и эстетик, последователь Гербарта. Проф. философии в Праге (1852— 1861) и Вене (1861 — 95); член Венской Академии наук. Один из первых историков эстетики. Полемизировал с Ф. Т. Фишером п гегелевской традицией «содержательной» эстетики и развил (в духе Гербарта) идеи «формальной эстетики»: прекрасное коренится не в идее, а в формальных соотношениях представлений (гармония, симметрия, ритм). Гербартовское учение о «реалах» (монадах) Ц. соединял с атомистикой; в отличие от Гербарта, он считал, что не отдельные, единичные ощущения сами по себе, а их определ. сочетание вызывают эстетич. чувство.
Соч.: Leibnitz und Herbart, W., 1849; Philosophische Pro-padeutik fur Obergymnasien, W., 1853; Ober das Tragische und die Tragodie, W., 1856; Geschichte der Asthetik als philosophische Wissenschaft, W., 1858; Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, W., 1865; Studien und Kritiken zur Philosophie und Asthetik, Bd 1—2, W., 1870; Anthroposophie im TJmriss, W., 1882.
Лит.: J о d I F., R. Zimmermann, в его кн.: Vom Lebens-
wege, Bd, 1, Stuttg.. 1916. Ал. В. Михайлов. Москва.
ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. хтдченгбе — учение киников) — нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда — к общепризнанным и офпц. догмам господств, идеологии, выраженное в форме издевательского глумления. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это «Ц. силы», характерный для практики господств, групп, осуществляющих свою власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами и средствами. Элементы идеологии такого рода в разное время формулировались теоретиками иезуитизма (см. Иезуиты), макиавеллизма (см. Макиавелли), ницшеанства (см. Ницше), а в наиболее антигуманной и реакц. форме проводились в жизнь и проповедовались фашизмом и расизмом. Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе наибольший гнет несправедливости и бесправия, идеологическое и моральное лицемерие господств, класса, но не видящих выхода из своего положения, потерпевших банкротство своих идеалов и повергнутых в состояние духовной опустошенности. Такая чисто негативная оппозиция офпц. идеологии отразилась, в частности, в раннем эмотивизме.
_ О. Дробпицкий. Москва.
ЦИОЛКОВСКИЙ, Константин Эдуардович (17 сент.. 1857—19 сент. 1935) — рус. мыслитель и ученый, основатель отечеств, космонавтики и ракетоплавания. В 1880 экстерном получает диплом учителя математики, и по 1920 работает в школах гг. Боровска и Калуги. Ц. научно обосновал применение реактивного принципа
ЦИОЛКОВСКИЙ
для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космич. скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет (см. его классич. труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубл. в 1903 и многократно дополняемый впоследствии), дал математич. разработку идеи многоступенчатых ракет («Космические ракетные поезда», Калуга, 1929). В конце 20-х гг. Ц. приобретает мировую известность и становится признанным главой нового науч. направления — ракетодинамики и астронавтики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наряду с науч.-технич. аспектами освоения космоса Ц. в философско-худож. эссе, часть к-рых была издана в Калуге самим автором, а большинство хранится в архиве ученого (Моск. отдел. Архива АН СССР, ф. 555, он. 1, ед. хр. 369—557), разрабатывал «космическую философию» — собств. вариант натурфилософии. Центр, ее доктрину Ц. назвал «монизмом», противопоставляя ее как религ. дуализму с его разделением бытия на «посюстороннее» и «потустороннее», так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни. Хотя Ц. представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-науч. эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувств, материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и ор-ганич. материн,— Ц. выдвигает идею «атома» как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями моек, физико-математич. школы, 1880—1917), чем с представлением о фнзич. атомах, подверженных естеств. распаду. «Атомы» Ц. бессмертны и претерпевают различ. судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В т. ч. и человеч. организм Ц. считал гос-вом атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеч. эмоциональности. Как раз в этом пункте Ц. видел превосходство своей научно фундированной оптимистич. доктрины над «обычным» материализмом п над неосновательными религ. утешениями. Из этого имперсоналистич. «монизма» вытекает этич. построение Ц. (детально разработанное им под названием «космической этики» на случай контакта с инопланетянами, см., напр., «Научная этика», Калуга, 1930). Ц.— эвдемо-нист и апеллирует к разумному эгоизму: «истинное себялюбие» состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит,— обо всем мировом целом, в к-ром они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравств. круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных «переселений». Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Ц., благом, а процессы нивелировки и упрощения — злом. Т. о., представления о добре и зле получают у Ц. онтологич. обоснование. Представляя эволюцию космоса циклически, Ц. выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Ц. «Второе начало термодинамики», Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физич. явлений, родственное мифо-филос. концепции «вечного возвращения», известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхища-
ющее совр. научно-космологич. теорию «пульсирующей вселенной». Смысл каждого эволгоц. цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химич. элементов до разнообразных разумных существ на многочисл. планетных системах. Творч. потенции Ц. чаще всего приписывает самой материи (жизни и «игре» атомов), но иногда в духе теизма постулирует «Причину космоса» (Калуга. 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, но мнению Ц., о торжестве творческих «антиэнтропийных» сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой коемнч. материи к абс. организации, что означало бы «конец мира». Здесь Ц. выступает как предшественник нек-рых идей кибернетики (созвучных и др. рус. мыслителю Флоренскому). Разумные существа, к-рыми населен космос, по гипотезе Ц., давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космич. этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе поло-жнтельно преобладает счастье. Земля с ее муками би-ологпч. и социального развития является одним из немногочисл. исключений, своего рода генетич. заповедником для естеств. обновления жизн. форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна.
Ц. был первым идеологом и теоретиком космич. экспансии человечества. Когда человечество, к-рое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюц. лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным числ. возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в пром. сырье для космич. колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Т. о., выйдя из своей колыбели — Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам. В виде отдаленной цели перед Ц. маячила полная перестройка биохимич. природы порожденных Землей мыслящих существ — образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т. е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизн. источник радик. устремлений Ц.: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинц. Калуге, длившиеся вплоть до нач. 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Ц. о «деятельной нирване» («Нирвана», Калуга, 1914).
Свои социальные проекты Ц. ставит в зависимость от намеченных им планетарных преобразований. Он создает проекты консолидации и новой администра-тивно-хоз. организации человечества — централизов. управления, трудовых армий, строжайшей нравств. дисциплины н регламентации, евгенич. мероприятий, общечеловеч. азбуки. После него остались планы общежитий типа фаланстера социалистов-утопистов, но вместе с тем он считал обладание земельным наделом непременным условием личной независимости. В целом, в его социальных утопиях причудливо смешались черты платоновского «Государства», идеальной крест, общины народников, «философии общего дела» Федорова. Руководителем людей в этих преобразова-