Теории фрейдизма, неофрейдизма, психоаналитической психосоматики

Теория 3. Фрейда получила широкое распространение не толь­ко в психиатрии, психологии, медицине, но в социологии, искус­ствоведении и других сферах идеологии. Она стала своего рода философией жизни. 3. Фрейд попытался объяснить мотивы и пси­хологические механизмы поведения людей, а не только причины и патогенез многих заболеваний, вторгся в неизведанную ранее об­ласть под(бес)сознательного, увидев в ней источник жизненной энергии и психоэмоциональной деятельности.

Начав врачебную практику как невролог, 3. Фрейд потратил мно­го сил на выяснение природы истерии и других неврозов. Клини­ческие наблюдения и психологический анализ использовал в кон­струировании абстрактно-логической концепции структуры и роли так называемого психического, не психической деятельности как функции головного мозга, изучаемой физиологами и психолога­ми, а абстрактного «психического». З.Фрейд представил его как со­стоящее из трех слоев, или сфер: 1) основы, главной сферы — под-(бес)сознательного, так сказать, дна, фундуса жизни, которое он обозначил с использованием греческой терминологии (как и все другие структуры) — «ОНО»; 2) сферы сознания, интеллектуальной деятельности — «ЭГО» — «Я» и 3) сферы контроля, цензуры психо­логических, эмотивных, подсознательных актов — «СУПЕРЭГО». Взаимодействие этих сфер и составляет психическое, психическую деятельность, которая направляет и определяет поведение челове­ка, его судьбу, его здоровье и болезни. З.Фрейд исходил из того, что психическое непосредственно причинно не связано с окружа­ющей природой и социальной средой, представляет собой как бы автономную область, которая сформировалась еще на заре челове­ческой истории, во время первобытной общины. Уже тогда основа психического - ОНО восприняло биологические инстинкты, ко­торые свободно, без давления общества, цивилизации (ее еще не было) проявлялись в жизни людей. Среди этих инстинктов глав

ными были те, что обеспечивали и выражали, по существу, живот­ную жизнь людей - половой, агрессивный, пищевой и пр. С воз­никновением цивилизации, культуры, религии, морально-нрав-стпенных, правовых и других правил, норм поведения эти формы и условия коллективной жизни общества стали противодействовать свободному, дикому, животному проявлению эмоций и инстинк­тов подсознательного. Этому противодействию служит цензура, СУПЕРЭГО психического. Таким образом, образовался конфликт между окружающей средой и психическим, прежде всего, его ос-! новой - ОНО. ЭГО, по З.Фрейду, играет подчиненную ОНО роль, отражает его содержание, пропущенное через цензуру. ОНО - со­средоточие эмоций, инстинктов, их комплексов. Среди многих комплексов 3. Фрейд придавал исключительное значение так на­зываемому эдипову комплексу: под(бес)сознательному сексуально­му чувству ревности младенца мужского пола к отцу из-за мате­ри, а женского пола — к матери по отношению к отцу (по аналогии с известным античным мифом). Эмоции, инстинкты стремятся проникнуть в сферу сознания - ЭГО, т.е. быть осознанными, но СУПЕРЭГО, цензура, препятствует этому, так как она — воплоще­ние созданных цивилизованным человеком морально-этических норм, правил, всяческих запретов — табу. Подсознательные эмо­ции и комплексы носят откровенно натуралистический, биологи­ческий характер - сексуальный. Это человеческая мораль не мо­жет признать мотивом и механизмом поведения. Усугубляется конфликт, конформизм между ОНО и ЭГО. В нем - суть патологии и не только психической, но, как потом будут доказывать сторонни­ки 3. Фрейда, всей патологии, особенно «болезней цивилизации».

Такова в кратких чертах теоретическая концепция фрейдизма, которую сам ее создатель называл психолого-биологической, оп­ределив ее как нечто стоящее рядом с психологией - метапсихоло-гию. В отличие от своих современников, известных физиологов, психологов, неврологов, например, И. П. Павлова, 3. Фрейд не при­знавал достижений экспериментальной неврологии, физиологии, считая, что еще не создана наука о психическом.

Другой частью фрейдизма, которым обычно обозначают все уче­ние, является психоанализ, т.е. метод расшифровки содержания психического, прежде всего ОНО. Метод заключается в проникно­вении в сферу под(бес)сознательного, определения и идентифика­ции наполняющих его эмоций, инстинктов и их комплексов и доведения содержания ОНО до сознания человека, пациента (т.е. осоз­нание). Такая процедура, как это установил 3. Фрейд, дает лечеб­ный эффект. Психоанализ стал господствующим методом психо­терапии. В числе методических приемов психоанализа 3. Фрейд и его последователи применяли толкование сновидений, оговорок, языковых ошибок, свободные ассоциации (беседы с пациентами по специальной программе) и др. Основой лечебного эффекта З.Фрейд считал разрядку психической эмотивной энергии ОНО — так называемый катарсис, о котором говорил еще Аристотель.

Учение 3. Фрейда возникло не в вакууме. Родоначальник фрей­дизма опирался на философские взгляды А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э.Гартмана о ведущем значении бессознательного — «изначально­го и естественного состояния всех вещей», первоосновы душевной деятельности, вторичности по отношению к бессознательному со­знания, на исследования и клинические наблюдения Ж. Шарко и других неврологов. Концепция фрейдизма оформилась в ос­новных положениях уже в начале XX в., продолжая формирова­ться вплоть до смерти ее создателя (1939). Литературное наследие 3. Фрейда состоит из десятка известных, переведенных на многие языки книг (которые в настоящее время собраны в шеститомном издании, вышедшем и на русском языке).

Уже при жизни 3. Фрейда начали формироваться концепции его учеников и последователей теории неофрейдизма. Ученики 3. Фрей­да встали на путь критики ряда положений классического учения, прежде всего, отрицания связей с окружающей средой, «культурой», влияющей на сознание. Неофрейдизм иногда называют «культур­ным фрейдизмом». Неофрейдисты выступали и против преувели­ченного, по их мнению, значения сексуальных комплексов, про­тив пансексуализма, представлений о некоторых механизмах вытеснения, сублимации бессознательных влечений в сферу созна­ния, его формирования в младенческом возрасте («оральной», «анальной», «генитальной» фаз) и некоторых других положений. Вместе с тем они оставили без принципиальных изменений и даже развивали основной постулат фрейдизма о ведущей роли под(бес)-сознательного и его инстинктивного содержания. Более того, к комплексам, описанным З.Фрейдом, они добавили свои конструк­ции, определяющие поведение и здоровье людей.

Среди неофрейдистов особенно известны А. Адлер, К. Юнг. А. Адлер — основатель так называемой индивидуальной психологии. Он указывал на значение «социального интереса», «социаль­ного чувства», противостоящего ОНО. Из конфликта социального окружения и подсознательного у человека возникает «комплекс не­полноценности», влияющий на индивидуальную судьбу, здоровье и возникновение болезней.

К. Юнг — основатель «аналитической психологии», автор кон­цепции о «коллективном подсознательном» — «психологическом наследстве человечества с доисторических предков, организован­ном в виде эмоциональных комплексов — архетипов». Из него воз­никают различные комплексы, составляющие глубинное ядро лич­ности, от которого зависят поведение и здоровье человека.

Из других неофрейдистов широкую известность получили К. Хорни, автор «культурно-философской психопатологии», выд­винувшая представления о «неврозе характера», «основной тревоге», «стремлении к безопасности и удовлетворению»; Г. Селливан — создатель концепции «межличностной психиатрии», строения лич­ности из двух сфер: «самосистемы», ее поверхностного слоя и «са­мо» — изначального зерна личности, вступающих в конфликт с обществом; Э. Фромм, взгляды которого обозначают как «гумани­стический психоанализ», утверждавший, что психические подсоз­нательные механизмы обусловливаются конкретными социально-экономическими, политическими, историческими условиями и соответствующими им психологическими механизмами («мораль­ного мазохизма», присущего эксплуататорским обществам; «под­чиненного автоматизма», характерного для современного капита­листического общества, и др.).

Применение идей классического учения и неофрейдизма в ме­дицине сформировало так называемую психоаналитическую психо­соматику. Ее наиболее яркий представитель Ф. Александер прямо ссылается на З.Фрейда, признавая, что психоанализ «изменит взгляды современного человека и все науки, касающиеся его, не только медицину и биологию, но и социальные науки». Он при­знает первостепенное, судьбоносное значение подсознательного. В своем основном труде «Западное мышление в переходный пери­од» Ф.Александер писал: «На поверхность всплыло подсознатель­ное со всеми своими элементами — мистицизмом и иррациональ­ностью. Оно стало основным объектом психологии и социальных наук, искусства и литературы, оно доминировало во внутренней по­литической жизни, так же как и в мировой политике».

Девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение, заболевания, прежде всего, нейропсихические и так называемые психосомати­ческие формируются вследствие конфликтов, конформизма окру­жающей человека цивилизованной среды и психической сферы человека, его под(бес)сознательного. Возникает и развивается деперсонализация, потеря личности, «утрата собственного Я». Че­ловек «завоевал мир и утратил свое собственное Я». Происходят дезадаптация и дезорганизация как основы, предпосылки заболе­ваний. Следовательно, болезнь - реакция личности на социальную, или «культурную» дезинтеграцию, которая возникает уже с первых лет жизни индивидуума.

Психосоматики обосновали ряд механизмов заболеваний, ис­ходя из представлений о примате под(бес)сознательного. Один из них — соматизация эмоций, т.е. трансформация эмоций в сомати­ческие нарушения. В этом механизме большое значение придается так называемому символическому языку органов: не в состоянии выразить эмоции бессознательного обычным, речевым образом, они трансформируются, сублимируются в патологические симп­томы — «язык органов». Представители этого направления исходят из положений о целостности, психосоматическом единстве орга­низма, используют концепции стресса, нервизма, достижения фи­зиологии, клинической медицины. Следует особенно выделить применение так называемого биографического метода — подроб­ного обследования личности, мотивации, определения типов соматизации эмоций, профилей личности в клиническом иссле­довании, индивидуального подхода к пациентам и другие заслужи­вающие внимания и изучения стороны неофрейдизма и психоана­литической психосоматики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: