Бюджетная система Республики Беларусь, ее характеристика. Содержание и основные принципы бюджетного регулирования

Бюджет­но-финансовая политика государства, представляет со­бой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государ­ством своих функций. Бюджетно-финансовая политика прояв­ляется в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их распределения. Ее основная цель сегодня заключается и принятии оптимальных решений по улучшению эк ситуации в стране. Содержание и основные направления бюджетно-фин политики во многом зависят от уровня развития науки о роли государства в становлении общества, те­оретических концепций, определяющих степень участия госу­дарства в управлении экономикой, использования отдельных инструментов бюджетно-финансовой политики.

В современном государстве в роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают гос бюджет и гос внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация фин ресурсов в бюджете и внебюджетных фон­дах, а также фин мероприятий по обеспечению ос­новных направлений бюджетно-фин политики как в це­лом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хоз субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление суб­венций, фин-ние, трансфертные механизмы в межбюд­жетном регулировании и др.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отрас­лей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их эк активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансо­вой политики.

Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Будучи финансовой катего­рией, он представляет собой совокупность специфических де­нежных отношений, опосредующих формирование, распреде­ление и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства. Орг основой бюджетных отношений является бюджетная система.

Бюджетная система РБ — это регулируемая зак-вом совокупность респуб и местных бюджетов, основанная на эк отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве, она имеет два уровня: республиканский и местные бюдлсеты (к последним относятся областные, районные, го­родские, сельские и поселковые).

В унитарных и федеративных государствах все уровни бюд­жетов существуют самостоятельно и не входят своими дохода­ми и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем бюдже­ты отдельных регионов включаются в статистический (свод­ный) бюджет региона и государства в целом. Сводный бюд­жет носит название консолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территори­ального образования. Его показатели используются для анали­за бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидирован­ный бюджет РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Функционирование бюджетных отношений и бюджетной системы регламентируется бюджетным законодательством, ко­торое включает в себя следующие законодательные акты: • Конституция РБ (ст. 132); • Бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним за­коны; • декреты, указы и распоряжения Президента РБ; • постановления Правительства РБ, сов­местные постановления Правительства и Национального банка РБ; • нормативные правовые акты, принимаемые Министер­ством финансов (или Министерством финансов и Националь­ным банком, или другими республиканскими органами государ­ственного управления совместно с Министерством финансов);• нормативные правовые акты органов местного управле­ния и самоуправления.

Бюджетное законодательство основывается на Конституции РБ, поэтому его положения применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Кон­ституции. В особом ее разделе «Финансово-кредитная система РБ» зафиксированы основные положения организации бюджетной системы. Нормы, регулирующие бюд­жетные отношения, содержатся также и в ежегодно принимае­мых Парламентом законах о республиканском бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства на местном уровне, содержатся в Законе РБ от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.

Доходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РБ, дохо­ды бюджета группируются следующим образом: • налоговые доходы; • неналоговые доходы; • отчисления на государственное социальное страхование; • безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя: республиканские нало­ги, сборы (пошлины); местные налоги, сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату на­логов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, а так лее за пользование налоговым кредитом.

К неналоговым относятся доходы от использования имуще­ства, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления представлены необязательными текущими и капитальными платежами, включающими по­ступления от иностранных государств, международных органи­заций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Формы мобилизации гос доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами соц-эк развития, стратегическими целями и методами их дости­жения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных нало­гов, степень налогообложения доходов граждан, размер нена­логовых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой наг­рузки являются основными направлениями бюджетно-налого­вой политики республики на современном этапе.

IIланирование доходов бюджета. Формирование стабиль­ной доходной базы бюджета становится решающим условием осуществления преобразований в экономике. Осуществление этой задачи начинается на этапе планирования доходов бюдже­та по следующим направлениям:

• планирование контингентом всех видов доходов, распре­деление доходов по уровням бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом;

• распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и в пропорциях, предусмотрен­ных законодательством;

• определение размеров финансовой помощи (дотаций, суб­венций), предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколь­ко этапов. На первом этапе анализируются показатели предваритель­ного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка эф­фективности налоговой системы в целом. Анализ позволяет определить возможности и пути увеличения поступлений в бюд­жет при существующей системе взимания налогов и неналого­вых платежей, а также обосновать направления и меры но ее реформированию. При этом важно оценить влияние предлагае­мых мер на макроэкономические показатели и возможности роста доходов бюджета.

На втором этапе осуществляется планирование поступле­ний по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов РБ, исходя из прогнозных макро­экономических показателей. При планировании чаще всего ис­пользуется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе. Воснову плановых расчетов принимаются прогнозы соц-эк развития страны на соответствующий год, изменение налогового и таможенного законодательств, а также ожидаемое поступление доходов в текущем году.

Следует отметить, что в течение года отдельные макроэко­номические показатели могут уточняться с учетом реального со­стояния экономики, повышение уровня их обоснованности яв­ляется важнейшим условием формирования реального бюджета.

Расходы бюджета. Реализация основных направлений бюджетной политики государства осуществляется не только при формировании доходной части бюджета, но и посредством расходов бюджета, которые, согласно Бюджетному кодексу, представляют собой денежные средства, направляемые на фи­нансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.

Осуществляя расходы, государство выступает производите­лем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического разви­тия страны. При этом государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние не только на производство, но и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивая тем самым экономический рост.

Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях соц-эк развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.

Объем расходов республиканского бюджета определяется с учетом программ соц-эк развития страны и устанавливается законом о республиканском бюджете на оче­редной финансовый год; местных бюджетов с учетом прог­рамм соц-эк развития соответствующей ад­министративно-территориальной единицы и устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, расходы государственного бюджета выпол­няют важнейшую роль в системе макроэкономического регу­лирования. Бюджетный механизм финансирования отраслей способствует инновационному развитию и структурной пере­стройке экономики, созданию новых наукоемких, высокотех­нологичных производств, поддержке предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную продукцию. Из бюд­жета обеспечивается гос поддержка предприни­мательства, которое рассматривается как наиболее гибкая, инновационно-активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая экономики. Бюджет являет­ся также основным источником финансирования науки. Высо­кий уровень бюджетных расходов на социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, социальная политика) способствует развитию человеческого капитала и улучшению качества жизни в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: