Бюджетно-финансовая политика государства, представляет собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Бюджетно-финансовая политика проявляется в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их распределения. Ее основная цель сегодня заключается и принятии оптимальных решений по улучшению эк ситуации в стране. Содержание и основные направления бюджетно-фин политики во многом зависят от уровня развития науки о роли государства в становлении общества, теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой, использования отдельных инструментов бюджетно-финансовой политики.
В современном государстве в роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают гос бюджет и гос внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация фин ресурсов в бюджете и внебюджетных фондах, а также фин мероприятий по обеспечению основных направлений бюджетно-фин политики как в целом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хоз субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление субвенций, фин-ние, трансфертные механизмы в межбюджетном регулировании и др.
В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их эк активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики.
Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Будучи финансовой категорией, он представляет собой совокупность специфических денежных отношений, опосредующих формирование, распределение и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства. Орг основой бюджетных отношений является бюджетная система.
Бюджетная система РБ — это регулируемая зак-вом совокупность респуб и местных бюджетов, основанная на эк отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве, она имеет два уровня: республиканский и местные бюдлсеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые).
В унитарных и федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона и государства в целом. Сводный бюджет носит название консолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территориального образования. Его показатели используются для анализа бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидированный бюджет РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Функционирование бюджетных отношений и бюджетной системы регламентируется бюджетным законодательством, которое включает в себя следующие законодательные акты: • Конституция РБ (ст. 132); • Бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним законы; • декреты, указы и распоряжения Президента РБ; • постановления Правительства РБ, совместные постановления Правительства и Национального банка РБ; • нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов (или Министерством финансов и Национальным банком, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов);• нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.
Бюджетное законодательство основывается на Конституции РБ, поэтому его положения применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции. В особом ее разделе «Финансово-кредитная система РБ» зафиксированы основные положения организации бюджетной системы. Нормы, регулирующие бюджетные отношения, содержатся также и в ежегодно принимаемых Парламентом законах о республиканском бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства на местном уровне, содержатся в Законе РБ от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.
Доходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом: • налоговые доходы; • неналоговые доходы; • отчисления на государственное социальное страхование; • безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя: республиканские налоги, сборы (пошлины); местные налоги, сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, а так лее за пользование налоговым кредитом.
К неналоговым относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления представлены необязательными текущими и капитальными платежами, включающими поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Формы мобилизации гос доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами соц-эк развития, стратегическими целями и методами их достижения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этапе.
IIланирование доходов бюджета. Формирование стабильной доходной базы бюджета становится решающим условием осуществления преобразований в экономике. Осуществление этой задачи начинается на этапе планирования доходов бюджета по следующим направлениям:
• планирование контингентом всех видов доходов, распределение доходов по уровням бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом;
• распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и в пропорциях, предусмотренных законодательством;
• определение размеров финансовой помощи (дотаций, субвенций), предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим.
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка эффективности налоговой системы в целом. Анализ позволяет определить возможности и пути увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей, а также обосновать направления и меры но ее реформированию. При этом важно оценить влияние предлагаемых мер на макроэкономические показатели и возможности роста доходов бюджета.
На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов РБ, исходя из прогнозных макроэкономических показателей. При планировании чаще всего используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе. Воснову плановых расчетов принимаются прогнозы соц-эк развития страны на соответствующий год, изменение налогового и таможенного законодательств, а также ожидаемое поступление доходов в текущем году.
Следует отметить, что в течение года отдельные макроэкономические показатели могут уточняться с учетом реального состояния экономики, повышение уровня их обоснованности является важнейшим условием формирования реального бюджета.
Расходы бюджета. Реализация основных направлений бюджетной политики государства осуществляется не только при формировании доходной части бюджета, но и посредством расходов бюджета, которые, согласно Бюджетному кодексу, представляют собой денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.
Осуществляя расходы, государство выступает производителем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического развития страны. При этом государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние не только на производство, но и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивая тем самым экономический рост.
Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях соц-эк развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.
Объем расходов республиканского бюджета определяется с учетом программ соц-эк развития страны и устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; местных бюджетов с учетом программ соц-эк развития соответствующей административно-территориальной единицы и устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, расходы государственного бюджета выполняют важнейшую роль в системе макроэкономического регулирования. Бюджетный механизм финансирования отраслей способствует инновационному развитию и структурной перестройке экономики, созданию новых наукоемких, высокотехнологичных производств, поддержке предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную продукцию. Из бюджета обеспечивается гос поддержка предпринимательства, которое рассматривается как наиболее гибкая, инновационно-активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая экономики. Бюджет является также основным источником финансирования науки. Высокий уровень бюджетных расходов на социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, социальная политика) способствует развитию человеческого капитала и улучшению качества жизни в стране.