Налоговую систему современного государства можно представить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, базирующихся на государственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.
Основы бюджетно-налоговой системы РБ заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту Национальному собранию РБ. Введение мест ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, формирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой плательщики и иные обязанные лица.
|
|
Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законодательство, является Налоговый кодекс РБ. В то же время понятие налогового законодательства в нашей стране шире и включает также другие нормативные акты, регулирующие налоговые отношения: декреты, указы и распоряжения Президента РБ, постановления Правительства, нормативные правовые акты республиканских органов гос управления, органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения.
Процесс создания и развития национальной налоговой системы с определенной долей условности можно представить в следующем виде:
Этап 1. Становление национальной налоговой системы, ориентированной на формирование рыночных процессов в экономике и обеспечение текущих нужд государственного бюджета (1992 -1995 гг.);
Этап 2. Разработка и реализация Концепции реформирования налоговой системы страны (1996 - 2000 гг.);
Этап 3. Формирование правовой основы налогового законодательства (Налогового кодекса) и унификация налоговой системы белорусского государства с учетом процессов глобализации и интеграции (2001- 2010 гг.);
Этап 4. Совершенствование национальной налоговой системы, ориентированное на создание благоприятных условий развития бизнеса и стимулирование инновационных процессов (начался в 2011 г.).
Национальная налоговая система начала формироваться с момента приобретения РБ суверенитета, когда было получено право на организацию собственного налогообложения, выбор приоритетов налоговой политики, создание налогового механизма, обеспечивающего налоговый суверенитет в пределах страны.
|
|
При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой развитой страны всегда составляют следующие налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, социальные налоги (взносы на социальное страхование), корпоративный налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность косвенных налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги. Все налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямыми являются налоги, которые взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности (как правило, это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли). К косвенным налогам относят налоговые платежи, включаемые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы, таможенные платежи, различные налоги с оборота). В развитых государствах мира доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой они занимают доминирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — около 60 % всех налоговых поступлений.
При построении налоговых систем в развитых странах исходят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население, что ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции. Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех этих государств является их теснейшая взаимосвязь со структурой и результатами работы экономики, ориентацией на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости.
Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и национальные особенности построения, так и происходящие в мировой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Налоговом кодексе. В соответствии с ней все виды налоговых изъятий разделены на две группы — налоги и сборы (пошлины) с обозначением порядка их установления (республиканские и местные). Кроме того, в качестве специального вида налогов выделены особые режимы налогообложения.
Таким образом, в результате проведенных за последние годы мероприятий Беларусь, имеющая самый высокий на постсоветском пространстве уровень налоговой нагрузки и централизации гос доходов в бюджете, выходит на средний уровень налогообложения (около 25 % к ВВП без социальных платежей).
Вместе с тем, согласно докладам Всемирного банка «Ведение бизнеса», наша республика существенно отстает по позиции «Налогообложение» от ближайших партнеров, в том числе и стран — членов Таможенного союза (156-е место), что, естественно, не обеспечивает привлекательности ее инвестиционному и налоговому климату, а также конкурентоспособности белорусских товаров на мировых рынках. В связи с этим были предприняты шаги по упрощению и либерализации налоговой системы, реализуются меры по реформированию налогообложения: отменены налог с продаж, оборотный налог, транспортный сбор, налог на услуги, нормирование расходов; активно внедряется система электронного декларирования; в целях сокращения сроков уплаты налоговых платежей и предоставления отчетности осуществляется переход на квартальные и годовые налоговые декларации. В перспективе предусматривается снижение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль.
|
|
К основным задачам в области налогообложения на ближайшую перспективу следует отнести:
• совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран мира;
• радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в мировых рейтингах;
• снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
• упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.
В Программе соц-эк развития РБ па 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие являются повышение конкурентоспособности национальной налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.