Налоговая политика Республики Беларусь, направления ее совершенствования

Налоговую систему современного государства можно пред­ставить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специаль­ных режимов налогообложения, базирующихся на государ­ственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.

Основы бюджетно-налоговой системы РБ заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты законодательно установлен­ных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать респуб­ликанские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту Национальному собранию РБ. Введение мест ­ ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отче­тов об их исполнении относятся к исключительной компетен­ции местных Советов депутатов.

Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, фор­мирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой плательщики и иные обязанные лица.

Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законо­дательство, является Налоговый кодекс РБ. В то же время понятие налогового законодательства в нашей стране шире и включает также другие нормативные акты, регулирующие налоговые отношения: декреты, указы и распоряжения Президента РБ, постановления Правительства, нормативные правовые акты республиканских органов гос управления, органов местного управления и само­управления по вопросам налогообложения.

Процесс создания и развития национальной налоговой сис­темы с определенной долей условности можно представить в следующем виде:

Этап 1. Становление национальной налоговой системы, ори­ентированной на формирование рыночных процессов в эконо­мике и обеспечение текущих нужд государственного бюджета (1992 -1995 гг.);

Этап 2. Разработка и реализация Концепции реформирова­ния налоговой системы страны (1996 - 2000 гг.);

Этап 3. Формирование правовой основы налогового законо­дательства (Налогового кодекса) и унификация налоговой сис­темы белорусского государства с учетом процессов глобализа­ции и интеграции (2001- 2010 гг.);

Этап 4. Совершенствование национальной налоговой систе­мы, ориентированное на создание благоприятных условий раз­вития бизнеса и стимулирование инновационных процессов (начался в 2011 г.).

Национальная налоговая система начала формироваться с момента приобретения РБ суверенитета, когда было получено право на организацию собственного налогообложения, выбор приоритетов налоговой политики, создание налогового механизма, обеспечивающего налоговый суверенитет в пределах страны.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой развитой страны всегда составляют следующие налоги: индивидуальный подоходный налог с насе­ления, социальные налоги (взносы на социальное страхование), корпоративный налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность косвен­ных налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошли­ны и имущественные налоги. Все налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямыми являются налоги, которые взи­маются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной дея­тельности (как правило, это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли). К косвенным налогам относят налоговые платежи, включае­мые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы, таможенные платежи, различные нало­ги с оборота). В развитых государствах мира доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переход­ной экономикой они занимают доминирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — около 60 % всех налоговых поступлений.

При построении налоговых систем в развитых странах исхо­дят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население, что ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции. Глав­ной отличительной особенностью систем налогообложения всех этих государств является их теснейшая взаимосвязь со струк­турой и результатами работы экономики, ориентацией на ре­ально складывающиеся общеэкономические пропорции и зави­симости.

Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и нацио­нальные особенности построения, так и происходящие в миро­вой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Налоговом кодексе. В соответствии с ней все виды налоговых изъятий разделены на две группы — налоги и сборы (пошлины) с обозначением порядка их установления (республиканские и местные). Кроме того, в качестве специального вида налогов выделены особые режимы налогообложения.

Таким образом, в результате проведенных за последние го­ды мероприятий Беларусь, имеющая самый высокий на постсо­ветском пространстве уровень налоговой нагрузки и централи­зации гос доходов в бюджете, выходит на средний уровень налогообложения (около 25 % к ВВП без социальных платежей).

Вместе с тем, согласно докладам Всемирного банка «Веде­ние бизнеса», наша республика существенно отстает по пози­ции «Налогообложение» от ближайших партнеров, в том числе и стран — членов Таможенного союза (156-е место), что, естест­венно, не обеспечивает привлекательности ее инвестиционному и налоговому климату, а также конкурентоспособности бело­русских товаров на мировых рынках. В связи с этим были пред­приняты шаги по упрощению и либерализации налоговой сис­темы, реализуются меры по реформированию налогообложе­ния: отменены налог с продаж, оборотный налог, транспортный сбор, налог на услуги, нормирование расходов; активно внедря­ется система электронного декларирования; в целях сокраще­ния сроков уплаты налоговых платежей и предоставления от­четности осуществляется переход на квартальные и годовые налоговые декларации. В перспективе предусматривается сни­жение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль.

К основным задачам в области налогообложения на бли­жайшую перспективу следует отнести:

• совершенствование структуры и механизмов взимания ус­тановленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налого­вым системам развитых стран мира;

• радикальное упрощение процедур налогового админи­стрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в ми­ровых рейтингах;

• снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработ­ной платы организаций;

• упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

В Программе соц-эк развития РБ па 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие яв­ляются повышение конкурентоспособности национальной на­логовой системы при безусловном выполнении расходных обя­зательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обяза­тельств страны на экономически безопасном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: