Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: содержание, инструменты реализации

Денежная система - это форма государственной организа­ции денежного обращения, сложившаяся исторически и зак­репленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом госу­дарстве наполняется национальными особенностями. Основными из них являются:

• официальная денежная единица (наименование, виды денежныхзнаков, имеющих законную платежнуюсилу);

• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

• денежная масса;

• структура денежного оборота;

• порядок установления валютного курса;

• государственный орган, отвечающий за организацию и ре­гулирование денежного обращения в стране.

Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Нац банке РБ» и «О банках и банковской деятель­ности в РБ», а также последующими законо­дательными актами, закрепившими ее правовые основы и прин­ципы функционирования (Банковский кодекс РБ и др.).

В 1994 г. Нац банком было принято решение о признании единственным законным платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном оборо­те расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единствен­ного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального банка РБ. Выпуск в обращение других денеж­ных единиц на территории страны запрещен.

Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля об­ладает Нац банк, который определяет номинал (до­стоинство), степень защиты, изображение и другие характерис­тики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлин­ности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (вет­хих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и па­мятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других бан­ков, в том числе золотовалютными резервами, государственны­ми ценными бумагами и прочими активами национальной бан­ковской системы.

Институциональной основой денежной системы служит финансово-кредитная система, включающая в себя бан­ковскую систему и небанковские кредитно-финансовые органи­зации. Банковская система представлена двумя уровнями: На­циональный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Та­ким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качестве участников денежных правоотношений (в ши­роком смысле) выступают Республика Беларусь, ее админи­стративно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивиду­альные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности.

Первым уровнем национальной банковской системы явля­ется Национальный банк, который осуществляет регулирова­ние денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного об­ращения, охватывающие:

• ведение кассовых операций в стране, работу банков с денежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение; • хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей;• осуществление эмиссионно-кассовых операций;• расчеты наличными деньгами между юридическими ли­цами;• определение признаков платежности наличных денег, за­мену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения.

В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования пла­тежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандар­ты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

Основными целями деятельности Национального банка яв­ляются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Для достижения отмеченных выше целей Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

Вторым уровнем национальной банковской системы явля­ются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физ и юр лиц в депозиты (вклады), размещают указанные средства от своего имени и за свой счет (на усло­виях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физ и юр лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк впра­ве осуществлять и иные банковские операции и виды деятельности.

Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию на 2013 г. включает 32 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчи­вая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участи­ем иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным ино­странным капиталом.

Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немед­ленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на начало 2011 г. на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора (на начало 2010 г. — 84 и 76,9 % соответственно). По-прежнему сохраняется дисбаланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыпол­нения заемщиками своих обязательств (на начало 2011 г. рост кредитных вложений банков превышал рост экономики на 12 процентных пунктов).

Следует также отметить, что до последнего времени на оте­чественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора в 2010 г., составивших 62,1 % по отношению к ВВП (в 2009 г. — 55,6 %), 97 % пришлось па долю банков и только 3 % - страховых компаний. Иными словами, в республике не получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трас­товые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности стра­ховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, поз­волит не только аккумулировать долгосрочные источники фи­нансирования национальной экономики, но и снизить финансо­вую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, созда­ние специализированных финансовых организаций будет способствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повыше­нию качества этих программ, более тщательному анализу целе­сообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Согласно Стратегии развития банковского сектора РБ на 2011- 2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и тех­нологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозиру­ется увеличить объем кредитов банков до 70- 90 % к ВВП, отношение активов банков к ВВП до 85-105, капитала банков к ВВП до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Вост и Центр Европы.

В то же время поддержанию устойчивости денежной систе­мы РБ, обеспечению долгосрочной финансо­вой стабильности, надежной работы отечественного финансово­го рынка и его институтов будет способствовать совершенство­вание денежно-кредитной политики Национального банка.

Монетарная политика, являясь со­ставной частью единой гос эк политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и фин рынка для достижения общеэк целей. С ее помощью государство управля­ет денежным предложением и создает условия для доступа эк субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам эк политики.

Денежно-кредитная политика разрабатывается Националь­ным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами РБ. Субъекта­ми, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регу­лятор) и другие банки страны.

Целевые параметры денежно-кредитной политики оказыва­ют воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и нап­равление потребительского спроса, уровень товарных цен и, со­ответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и заня­тости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития. Харак­тер и содержание денежно-кредитной политики предопределя­ются эк стратегией общества, нац осо­бенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-налоговой обладает рядом существенных преимуществ:

• во-первых, оперативностью и гибкостью реакции цент­рального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, напри­мер, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на объем денежного предложения и уровень процентной ставки;• во-вторых, ограниченностью политического давления в си­лу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

• рестрикциониая (политика «дорогих» денег) — направ­лена на ужесточение условий кредитования, ограничение де­нежной эмиссии, что предполагает рост % центрального банка и использование им других мер, ориенти­рованных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфля­ции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой ак­тивности в период «пика» эк подъема;

• экспансионистская (политика «дешевых» денег) пред­полагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня %, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов эк роста и сокращение безработицы в стране.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной по­литики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Поэтому Нац банк должен проводить последовательную денежно-кредитную политику и действовать в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируе­мость скорости денежного обращения; существенную зависи­мость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); нали­чие временного лага - запаздывающего эффекта между дей­ствиями органов денежно-кредитного регулирования и ответ­ной реакцией экономики.

Основным критерием эфф-сти служит обеспечение экономики денежной массой, со­ответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения страте­гии политики и иерархии ее целей адекват­но ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются нац приоритетами страны,а также спецификой экономики.

Цели денежно-кредитной политики делятся на конечные (стратегические, общеэк-кие, или цели общественного выбора), промежуточные (монетарные), тактические (операци­онные). Поскольку денежно-кредитная политика является од­ним из ключевых инстр-ов государства по регулированию экономики, ее конечные цели совпадают с общими целями гос эк политики - обеспечение устойчи­вого эк роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса. Промежуточные цели определяют значения эк переменных на дли­тельных временных интервалах (год и более) и зависят от уровня (развития экономики, характера трансмиссионного механизма. Они не являются раз и навсегда заданными (особенно в странах спереходной экономикой), так как выбор обусловлен постояннымпроцессом развития рыночных отношений. Тактические цели усиливают взаимосвязь промеж целей и инструментов денежно-кредитного регулирования. Они достигаются путем ежедневных регулирующих действий Нац банка. Через постановку и достижение тактических целей обес­печивается выполнение промежуточных и, соответственно, ко­ночных целевых установок.

В основе выбора системы методов денежно-кредитной по­литики лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа банков к ликвидности Нац банка в зависимости от экономической ситуа­ции. Выделяют методы прямого (админ) регули­рования и контроля и косвенные (экономические, рыночные).

Прямые методы носят характер директив Нац банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование админ ограничений, устанавливаемых Нац банком по отношению к кол и качест показателям деятельности коммерческих банков (например, контроль за про­центными ставками (уровнем маржи), установление лимитов по банковским кредитам и др.). Реализация этих мер дает наи­более быстрый эффект с точки зрения контроля монетарного ре­гулятора над фин рынком, однако они являются «гру­бым» средством регулирования экономики. Поэтому данные методы применимы лишь в условиях временного кризиса фи­нансовой системы или недостаточного развития финансовых рынков.

Косвенные методы через рыночные механизмы влияют на поведение субъектов финансового рынка путем воздействия на их экономические интересы. Национальный банк, изменяя объем резервных денег (своих обязательств) или их цену, регу­лирует спрос экон агентов на кредиты и определяет тем самым величину денежной мультипликации в экономике. Действенность этой группы методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка, существованием высокоорг-ных и эффективно функционирующих финансовых рынков, а также относительного единообразия формирования процент­ных ставок в различных секторах экономики и во всех регио­нах страны. Поэтому полномасштабное и эффективное ис­пользование экон методов предполагает достижение устойчивого экон роста, формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики, создание универсальной стабильной инфраструктуры фин рын­ка, построение денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций.

Среди ведущих экон методов, регулирующих кредитную активность банков, выделяют эмиссионную и про­центную политику, проводимые Нац банком путем осуществления операций на открытом рынке, двусторонних сделок и применения других инструментов, а также политику минимальных обязательных резервов, влияющую на кредитно-депозитный мультипликатор и, соответственно, на денеж­ное предложение.

Стратегия и тактика денежно-кредитной политики РБ на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгоср монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа.

На этапе выбора конечных и промежуточных целей про­исходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законода­тельством.

Этап разработки общеэкономических и денежно-кредит­ных прогнозов и мер на очередной год предусматривает под­готовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза соц-эк развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных нап­равлений денежно-кредитной политики. На их основе формируются отраслевые и региональные программы.

Этап реализации мер денежно-кредитной политики осу­ществляется в соответствии с Планом мероприятий по выпол­нению Основных направлений, разрабатываемым Нацбанком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных па­раметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, это дает возможность системно подходить к выбору и применению в течение года всего набора монетарных инструментов. Вто же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно вы­делить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месячных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет определить условия и обосновать проведение конкретных монетар­ных операций, разработку текущих нормативных актов, осу­ществление прочих организационных действий.

Важными и тесно взаимосвязанными методами реализа­ции денежно-кредитной политики страны являются процентнаяи эмиссионная политика Нацбанка. Процентная политика представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике, которая способствует достижению приоритетов соц-эк развития республики. Основными инструментами, исполь­зуемыми при этом Нацбанком, являются установ­ление ставки рефинансирования, а также проведение операций по корректировке уровня банковской ликвидности. Эмиссионная политика — это комплекс мероприятий по регулированию объема обязательств Нацбанка в белорусских руб­лях в целях поддержания объема денежных средств, находя­щихся в обращении, на уровне, способствующем достижению целей денежно-кредитной политики. Нацбанк из­меняет денежную базу и (через денежный мультипликатор) оказывает влияние на денежную массу.

К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлечен­ных банками денежных средств (депозитов), которую они обя­заны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на ус­ловиях, определенных Национальным банком. Это позволяет, во-первых, управлять ликвидностью банков для снижения волатильности краткосрочных межбанковских процентных ста­вок; во-вторых, воздействовать на долгосрочный уровень кре­дитных (депозитных) процентных ставок финансового рынка. Кроме того, резервные требования обеспечивают возможность корректировки величины кредитно-депозитного мультиплика­тора, т.е. количества кредитов и депозитов в экономике. Таким образом, резервные требования являются дополнительным ог­раничителем роста денежной массы, значение которого повы­шается в периоды высокого уровня инфляции.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики явля­ется обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. В то же время «Стратегией развития банковского сектора РБ па 2011—2015 годы» определено постепенное смеще­ние акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов. Это будет способство­вать повышению эффективности денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе и обеспечению стабильности на­циональной валюты на постоянной основе. В период до 2015 г. предусматриваются:

• увеличение совокупной денежной массы - в 2,9- 3,3 раза;

• рост международных резервных активов - не менее чем в 2 раза;

• колебание стоимости корзины ин валют по отношению к бел рублю — не более плюс/минус 10 %;

• индекс потребительских цен (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.) - 105 - 106 %.

Для решения данных важнейших монетарных задач необхо­димы соверш-ние денежно-кредитной политики в нап­равлении усиления роли процентной политики, а также повы­шение значимости последней в обеспечении стабильного функ­ционирования финансовой системы, ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка. В связи с этим предпо­лагается ориентация регулирующих действий Национального банка на поддержание процентных ставок в реальном выражении на уровне, обеспечивающем сохранность и привлекатель­ность ресурсов в национальной валюте в условиях доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики. Операционным ориентиром процентной политики па 2011-2015 гг. останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях, отражающая среднюю стоимость крат­косрочных ресурсов на денежном рынке (предполагается под­держивать ее на уровне, приближенном к ставке рефинансиро­вания Нацбанка, которая на конец периода не должна превышать 6- 8 % годовых).

Совершенствование денежно-кредитной политики требует и дальнейшего повышения прозрачности (транспарентности) ее проведения, что будет содействовать снижению девальвационных и инфляционных ожиданий экономических агентов, улучшению понимания участниками денежных отношений монетарных мер, реализуемых Нацбанком, усилению влияния денежно-кредитной политики на эк про­цессы.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что достижение намечен­ных монетарных параметров и эффективность денежно-кредит­ной политики в целом предполагает формирование необходимых идостаточных условий в других сферах и секторах экономики, переход к развитым рыночным институтам и механизмам. Макроэкономическая (и финансовая) стабилизация в Респуб­лике Беларусь не может быть достигнута только путем применения монетарных инструментов. Обеспечение возможностей для эффективной трансформации сбережений в инвестиции, активизация инвестиционного и инновационного процессов — межсекторальная, общеэкономическая задача, требующая комп­лексного государственного подхода, рыночного реформирова­ния производственной сферы и экономики в целом. Развитые денежная и финансовая системы будут также способствовать стабильности обменного курса национальной валюты, постепенному переходу к политике поддержания ценовой стабиль­ности, установлению ее в качестве главной монетарной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: