Ценовая политика направлена на создание системы цен, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 —2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.
Разработанные Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью.
|
|
Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен. Основные принципы ценовой политики:
• сочетание свободных и регулируемых цен;
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
• установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и иных мер государственной поддержки.
Главным направлением ценовой политики является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, увеличения притока инвестиций в экономику; обеспечение экономически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.
Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач:
|
|
• создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства;
• обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;
• соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;
• расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут учитывать особенности своего региона (климатические, геополитические, экономические, социальные);
• устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях между субъектами хозяйствования (различных форм собственности);
• увязка ценовой политики с политикой, проводимой государством в области оплаты труда и регулирования доходов населения;
• координация ценовой и налоговой политики;
• использование в ценовой политике предприятий маркетинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с учетом рыночных факторов);
• гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;
• разработка законодательства, направленного на преодоление негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;
• совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний.
Концептуальные основы ценовой политики включают:
• макро- и микроэкономический аспекты,
• государственный и региональный аспекты,
• прямые и косвенные методы.
Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности предусматривает защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, защиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубежных конкурентов, формирование равнодоходных цен.
35. Объективная необходимость, понятие и содержание антимонопольного регулирования.
Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Сочетание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от оптимума чреваты для общества значительными потерями. Тесная связь рынка и конкуренции объясняется тем, что только при рыночных отношениях возникает свобода поиска и выбора наиболее рациональных действий в экономическом пространстве.
Конкуренция - это соперничество между участниками рын хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными условиями: хоз обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос.
Экон конкуренция - это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высоко го качества по разумным ценам для удержания покупателя.
|
|
В странах с развитой рыночной экономикой на протяжении длительного периода времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих из них еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Результатом стала разработка специальных законов, направленных на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Применение антимонопольного законодательства осуществляется через институциональный механизм, включающий специальный административный орган: в США — Управление по антитрестовской деятельности Министерства юстиции, в Англии — Генеральный директорат по справедливой торговле, в Германии - Федеральное ведомство по картелям, во Франции — Совет по конкуренции, в Японии — Компания по справедливым сделкам.
Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс эк, админ и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.
Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет РБ, преобразованный в 1995 г. в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство было ликвидировано в сентябре 2001г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции были возложены на Министерство экономики РБ. Как уполномоченный орган государственного управления Минэкономики формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
|
|
Гос реестр хоз субъектов, занимающих доминирующее положение, представляет собой перечень физ и юр лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и преобладающих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару. По состоянию на 01.01.2013 г., Реестр включает 557 хозяйствующих субъекта, в том числе 162 из них занимают доминирующее положение на республиканском и 395 — на местных товарных рынках.
Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Рассмотрим основные их типы.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
Особое место занимают естественные монополии (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Их регулирование направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.
Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банковские учреждения), а также ряда производящих отраслей (выпуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и др.).
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конкуренции).
По методам осуществления конкуренцию можно классифицировать на:
• ценовую, предполагающую продажу товаров или предложение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов;
• неценовую, основанную на предложении товара лучшего качества, с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в Беларуси сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации па рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Целями антимонопольной политики являются:
• оптимизация структуры рынка; воздействие на экономическое поведение субъектов; •корректировка экономических результатов.
Принципы реализации заключаются в следующем:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;
• законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
гос антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспечению равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах РБ, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполагает:
• предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; запрещение соглашений о разделе рынков; • приобретение акций конкурирующей фирмой.
Основными направлениями демонополизации является:
• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; • ГР деятельности монополий; • контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.
Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:
1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. гос антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке.
2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, предусматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении — выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
3. Дальнейшее сужение сферы прямого ГР цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
4. Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную и экологическую безопасность.
5. Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.
6. Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесенным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций финансов, в том числе путем регулярного проведения аудиторских проверок.
Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).
Для того, чтобы не допустить возникновения и усиления доминирующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и для ограничения конкуренции, будет организован системный контроль над монополистической деятельностью. Необходимо также обеспечить взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усилить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Предусматривается активное сотрудничество с антимонопольными органами сопредельных государств при проведении расследований таких нарушений на трансграничных рынках. Значимость данного направления деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формированием ЕЭП.
Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.
36. Условия становления и организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. Законодательная и нормативная база антимонопольного регулирования в РБ.
37. Антимонопольная политика РБ на современном этапе и механизм ее реализации.
38. Общие принципы организации ГРСЭС в РБ. Система органов государственного управления в РБ, их задачи и функции.
39. Оценка уровня социально-экономического развития страны.