Цены в системе ГРСЭС

Ценовая политика направлена на создание системы цен, которая стимулирует динамичное развитие эко­номики, реализацию приоритетов государственной экономи­ческой политики, эффективное использование трудовых, мате­риальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспо­собности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами це­новой политики в соответствии с Программой социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011 —2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные Закон «О ценообразовании» и Кон­цепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию кон­курентной рыночной среды, создание социально ориентирован­ной системы цен применительно к товарам (услугам) первой не­обходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью.

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализа­ция цен. Основные принципы ценовой политики:

• сочетание свободных и регулируемых цен;

• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

• установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хо­зяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государствен­ных субсидий и иных мер государственной поддержки.

Главным направлением ценовой политики является созда­ние гибкой и прозрачной системы ценообразования, базиру­ющейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: дейст­венный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной кон­куренции и развития предпринимательской инициативы, уве­личения притока инвестиций в экономику; обеспечение эконо­мически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопу­щение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспече­ние оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.

Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть нап­равлено на решение следующих задач:

• создание экономических условий, содействующих эффек­тивному функционированию субъектов рыночного хозяйства;

• обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;

• соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечествен­ных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;

• расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут учи­тывать особенности своего региона (климатические, геополити­ческие, экономические, социальные);

• устранение условий неоправданной ценовой дискримина­ции в отношениях между субъектами хозяйствования (различ­ных форм собственности);

• увязка ценовой политики с политикой, проводимой госу­дарством в области оплаты труда и регулирования доходов на­селения;

• координация ценовой и налоговой политики;

• использование в ценовой политике предприятий марке­тинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с уче­том рыночных факторов);

• гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;

• разработка законодательства, направленного на преодоле­ние негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;

• совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобро­совестной конкуренции зарубежных компаний.

Концептуальные основы ценовой политики включают:

• макро- и микроэкономический аспекты,

• государственный и региональный аспекты,

• прямые и косвен­ные методы.

Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности предусмат­ривает защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, за­щиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубеж­ных конкурентов, формирование равнодоходных цен.

35. Объективная необходимость, понятие и содержание антимонопольного регулирования.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Соче­тание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклоне­ния от оптимума чреваты для общества значительными потеря­ми. Тесная связь рынка и конкуренции объясняется тем, что только при рыночных отношениях возникает свобода поиска и выбора наиболее рациональных действий в экономическом пространстве.

Конкуренция - это соперничество между участниками рын хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это состязательная работа между товаропро­изводителями за наиболее выгодные сферы приложения ка­питала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный ме­ханизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными усло­виями: хоз обособленностью каждого производите­ля, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос.

Экон конкуренция - это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкнове­ние их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или до­хода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием су­ществования любого предприятия в условиях рынка. Как пока­зывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей по­стоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высоко го качества по разумным ценам для удержания покупателя.

В странах с развитой рыночной экономикой на протяже­нии длительного периода времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих из них еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как эконо­мическое преступление против общества. Результатом стала разработка специальных законов, направленных на предотвра­щение или ослабление отрицательных последствий монополи­зации рынков. Применение антимонопольного законодательства осуществляется через институциональный механизм, включа­ющий специальный административный орган: в США — Уп­равление по антитрестовской деятельности Министерства юс­тиции, в Англии — Генеральный директорат по справедливой торговле, в Германии - Федеральное ведомство по картелям, во Франции — Совет по конкуренции, в Японии — Компания по справедливым сделкам.

Антимонопольное регулирование представляет собой комп­лекс эк, админ и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, что­бы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допу­стить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нор­мальному функционированию.

Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет РБ, преобразованный в 1995 г. в Министерство по анти­монопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуще­ствлением рекламной деятельности. Министерство было лик­видировано в сентябре 2001г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции бы­ли возложены на Министерство экономики РБ. Как уполномоченный орган государственного управления Минэкономики формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Гос реестр хоз субъектов, занима­ющих доминирующее положение, представляет собой перечень физ и юр лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и преобладающих на республикан­ском и местных товарных рынках по определенному товару. По состоянию на 01.01.2013 г., Реестр включает 557 хозяйству­ющих субъекта, в том числе 162 из них занимают доминиру­ющее положение на республиканском и 395 — на местных то­варных рынках.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую об­щность, постоянно противостоят друг другу и являются не­отъемлемой частью рыночных отношений. Рассмотрим основ­ные их типы.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах дея­тельности, где достаточно много продавцов и покупателей иден­тичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в со­стоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует толь­ко один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают естественные монополии (топлив­но-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естествен­ные монополии находятся в собственности государства или дей­ствуют под его контролем. Их регулирование направлено в пер­вую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек пред­приятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отли­чие от совершенной в условиях монополистической конкурен­ции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифферен­цированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банков­ские учреждения), а также ряда производящих отраслей (вы­пуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалко­гольных напитков, стирального порошка и др.).

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более об­щих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, мо­гут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конкуренции).

По методам осуществления конкуренцию можно классифи­цировать на:

ценовую, предполагающую продажу товаров или предло­жение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов;

неценовую, основанную на предложении товара лучшего качества, с большими надежностью и сроком службы, более вы­сокой производительностью.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в Беларуси сформировались товар­ные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного анти­монопольного регулирования и контроля за их деятельностью.

Регулирование деятельности субъектов естественных моно­полий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпри­нимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объектив­ным технологическим причинам сохраняется состояние есте­ственной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразова­ния, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации па рынках, пресечение монопо­листических действий и недобросовестной конкуренции, устра­нение административных барьеров и обеспечение равных усло­вий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются:

• оптимизация структуры рынка; воздействие на экономическое поведение субъектов; •корректировка экономических результатов.

Принципы реализации заклю­чаются в следующем:

• содействие формированию рыночных отношений на осно­ве развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции;

• разумный подход к нормам антимонопольного законода­тельства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

• законность, гласность и публичность в действиях антимо­нопольных органов.

гос антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффек­тивной защиты прав собственников и обеспечению равных ус­ловий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции», опреде­ляющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходи­мых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной кон­куренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Граждан­ском и Уголовном кодексах РБ, а также в ан­тимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банков­ской деятельности, стандартизации, защиты прав потребите­лей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предпо­лагает:

• предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; запрещение соглашений о разделе рынков; • приобретение акций конкурирующей фирмой.

Основными направлениями демонополизации является:

• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; • ГР деятельности монополий; • контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:

1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит пробле­му оценки экономической концентрации при создании хозяй­ственных и финансово-промышленных групп, холдингов и дру­гих объединений хозяйствующих субъектов. гос антимонопольная политика должна способствовать таким тен­денциям в экономической концентрации, которые будут пози­тивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобили­зовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспе­чения импортозамещения на внутреннем рынке и определен­ных конкурентных преимуществ товаров отечественного про­изводства на внешнем рынке.

2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конку­ренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена построением в респуб­лике социально ориентированной рыночной экономики, преду­сматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении — выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

3. Дальнейшее сужение сферы прямого ГР цен на товары (работы, услуги) организаций-мо­нополистов на основе дифференцированного подхода к товар­ным рынкам и разным группам товаропроизводителей и посте­пенного перехода от ценового регулирования к системе анти­монопольного регулирования и контроля.

4. Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольствен­ную и экологическую безопасность.

5. Развитие методологической базы по определению поряд­ка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

6. Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесенным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций финансов, в том числе путем ре­гулярного проведения аудиторских проверок.

Достижение поставленных задач предполагает совершен­ствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соот­ветствии с Соглашением о единых принципах и правилах кон­куренции и Соглашением о единых принципах и правилах ре­гулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).

Для того, чтобы не допустить возникновения и усиления доминирующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и для ограничения конкуренции, будет органи­зован системный контроль над монополистической деятельно­стью. Необходимо также обеспечить взаимодействие антимоно­польных и правоохранительных органов для выявления кар­тельных соглашений, усилить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Предусматривается актив­ное сотрудничество с антимонопольными органами сопредель­ных государств при проведении расследований таких наруше­ний на трансграничных рынках. Значимость данного направле­ния деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формировани­ем ЕЭП.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продук­ции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

36. Условия становления и организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. Законодательная и нормативная база антимонопольного регулирования в РБ.

37. Антимонопольная политика РБ на современном этапе и механизм ее реализации.

38. Общие принципы организации ГРСЭС в РБ. Система органов государственного управления в РБ, их задачи и функции.

39. Оценка уровня социально-экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: