Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством, получив в наследство достаточно развитую экономику с многоотраслевой структурой. Ведущую роль в ней играли отрасли специализации — машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство.
Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были разрушены, что привело к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, утрате дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.
В первые годы переходного периода структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно путем косвенного регулирования с применением монетаристских подходов (либерализация хозяйственной жизни, приватизация, жесткая денежно-кредитная политика), что не привело, однако, к ожидаемому результату. Постепенно утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей.
|
|
В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших в первые годы суверенного существования. Основными из них являлись:
• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, больших объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;
• наличие в структуре экономики значительного числа материале- и энергоемких отраслей и производств, что в новых условиях хозяйствования привело к снижению эффективности производства, его зависимости от внешних поставок постоянно возрастающих в цене топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
• технологическое отставание производственной базы национального хозяйства от экономически развитых европейских государств, высокий уровень физического и морального износа активной части основных средств вследствие недостатка инвестиций не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;
• не отвечающий современным реалиям уровень развития наукоемких высокотехнологичных экспортоор с высокой долей добавленной стоимости производств.
В этих условиях стала очевидной необходимость: формирования новой структуры национальной экономики в направлении роста ее наукоемкости и техновооруженности, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевода системы управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечения на этой базе качественно новых стимулов инновационного развития; завершения начатых институциональных преобразований; создания адекватной рыночным условиям системы мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достижения радикального повышения уровня жизни населения.
|
|
Требуются обновление не только технологий и парка оборудования, но и воспроизводственной, отраслевой, региональной и организационной структур экономики, а также внедрение экономических механизмов (инструментов), стимулирующих работу предприятий.
При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными па экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары и оказывающими услуги; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в социально-экономическом развитии областей и г. Минска, усилить социальную составляющую.
В решении перечисленных проблем важнейшая роль принадлежит государству. Однако государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствования, методами ГЧП, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полноценного включения механизмов рыночной конкуренции и коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.
При определении направлений структурных преобразований необходимо исходить из принципов:
• перехода на инновационный путь развития;
• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юр и физ лицам;
• последовательной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;
• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики развития сферы услуг;
• приоритетности наукоемких, высокотехн, конкурентоспособных, экспортоор и импортозам нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;
• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в ТНК структуры) и малого предпринимательства;
• обеспечения рационального использования природно-экон, демографических и других местных ресурсов;
• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
• рационального сочетания систем ГР и рыночного саморегулирования;
• государственной поддержки наиболее эффективных экспортоор и импортозам предприятий и производств.
В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики Беларуси в сравнении со странами — торговыми партнерами.
|
|
Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения следующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкур-соб продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.
Структурная политика РБ должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по следующей схеме:
1. Базирующиеся на использовании регион факторных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего ТЭ, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относятся специализированные отрасли и производства АПК, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехим пром-ть, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкур-сти — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.
Структурная политика в отношении данных отраслей должна быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофин, что предусматривает построение системы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение.
2. Традиционные отрасли пром. которые обладают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкур-сти выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским хар-кам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в гос поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность). Основные направления структурной перестройки — модернизация, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового оборудования, выпуск конкур-собных видов продукции в соответствии с запросами рынков.
|
|
3. Наукоемкие экспортоор отрасли и производства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат человеческого капитала группа. Она включает отрасли, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; основанные на применении новых видов сырья); производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии, импортозам; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.
Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов ГР: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные объединения в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства, научно-технические и финансовые структуры.