Структура общественного производства и направления структурной перестройки экономики Республики Беларусь

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоя­тельным суверенным государством, получив в наследство до­статочно развитую экономику с многоотраслевой структурой. Ведущую роль в ней играли отрасли специализации — маши­ностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и дерево­обрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, живот­новодство, льноводство и картофелеводство.

Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были разрушены, что привело к потере или значительному со­кращению рынков сбыта белорусских товаров, утрате дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.

В первые годы переходного периода структурные преобразо­вания осуществлялись стихийно, преимущественно путем кос­венного регулирования с применением монетаристских под­ходов (либерализация хозяйственной жизни, приватизация, жесткая денежно-кредитная политика), что не привело, одна­ко, к ожидаемому результату. Постепенно утвердилось мне­ние о необходимости использования инвестиционной состав­ляющей.

В экономике Беларуси сложился ряд структурных дефор­маций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возник­ших в первые годы суверенного существования. Основными из них являлись:

• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребнос­тей производственных мощностей, больших объемах нереали­зованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолжен­ностей;

• наличие в структуре экономики значительного числа ма­териале- и энергоемких отраслей и производств, что в новых условиях хозяйствования привело к снижению эффективности производства, его зависимости от внешних поставок постоянно возрастающих в цене топливно-энергетических и сырьевых ре­сурсов;

• технологическое отставание производственной базы на­ционального хозяйства от экономически развитых европейских государств, высокий уровень физического и морального износа активной части основных средств вследствие недостатка инве­стиций не только для расширенного, но и простого их воспроиз­водства;

• не отвечающий современным реалиям уровень развития наукоемких высокотехнологичных экспортоор с высокой долей добавленной стоимости производств.

В этих условиях стала очевидной необходимость: формиро­вания новой структуры национальной экономики в направлении роста ее наукоемкости и техновооруженности, экологиче­ской сбалансированности и энергоэффективности; перевода сис­темы управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечения на этой базе качественно новых стимулов иннова­ционного развития; завершения начатых институциональных преобразований; создания адекватной рыночным условиям сис­темы мотивации поведения предпринимателей и наемного пер­сонала, достижения радикального повышения уровня жизни населения.

Требуются обновление не только технологий и парка оборудования, но и воспроизводственной, отраслевой, региональной и организа­ционной структур экономики, а также внедрение экономиче­ских механизмов (инструментов), стимулирующих работу пред­приятий.

При преобразовании структуры экономики предстоит усо­вершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегио­нальные пропорции (между государственным и частным секто­рами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными па экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; про­мышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производя­щими товары и оказывающими услуги; между крупным и мел­ким бизнесом), оптимизировать пропорции в социально-эконо­мическом развитии областей и г. Минска, усилить социальную составляющую.

В решении перечисленных проблем важнейшая роль при­надлежит государству. Однако государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствова­ния, методами ГЧП, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полно­ценного включения механизмов рыночной конкуренции и ком­мерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской эко­номики.

При определении направлений структурных преобразова­ний необходимо исходить из принципов:

• перехода на инновационный путь развития;

• многоукладности экономики, обеспечения равных усло­вий хозяйствования всем юр и физ лицам;

• последовательной трансформации отношений собствен­ности, развития предпринимательства, либерализации всех ви­дов экономической деятельности;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приори­тетных направлений структурной политики;

• социальной ориентации перспективной структуры эконо­мики, ускоренной динамики развития сферы услуг;

• приоритетности наукоемких, высокотехн, кон­курентоспособных, экспортоор и импортозам нересурсоемких отраслей и производств с высокой до­лей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в ТНК структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экон, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей сре­ды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания систем ГР и рыночного саморегулирования;

• государственной поддержки наиболее эффективных экс­портоор и импортозам предприятий и производств.

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), по­вышение уровня эффективности и конкурентоспособности эко­номики Беларуси в сравнении со странами — торговыми парт­нерами.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения следующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полу­ченных доходов на развитие других отраслей; стратегии «пре­следования», ориентированной на освоение конкур-соб продукции экономически развитых стран, но с более низ­кими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.

Структурная политика РБ должна пре­дусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комп­лексов и отраслей страны с учетом максимального использова­ния их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесооб­разно сгруппировать отрасли по следующей схеме:

1. Базирующиеся на использовании регион фактор­ных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего ТЭ, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относят­ся специализированные отрасли и производства АПК, лесная, деревооб­рабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, про­мышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехим пром-ть, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкур-сти — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прог­рессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.

Структурная политика в отношении данных отраслей долж­на быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофин, что предусматривает построение систе­мы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприя­тий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение.

2. Традиционные отрасли пром. которые обла­дают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкур-сти выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским хар-кам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в гос поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, до­рожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станко­строение, черная металлургия и легкая промышленность). Ос­новные направления структурной перестройки — модерниза­ция, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового обо­рудования, выпуск конкур-собных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

3. Наукоемкие экспортоор отрасли и произ­водства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высо­коквалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат че­ловеческого капитала группа. Она включает отрасли, разраба­тывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (лазерные, электронно-плазменные, высокотем­пературный синтез; основанные на применении новых видов сырья); произ­водства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого хими­ческого синтеза, нанотехнологии, импортозам; пред­приятия по химическому и биологическому синтезу фармацев­тических средств, биологически активных соединений и пище­вых добавок, биологических средств питания и защиты расте­ний и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов ГР: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные ин­вестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для дости­жения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, от­раслевые и территориальные корпоративные объединения в фор­ме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производ­ства, научно-технические и финансовые структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: