Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной
мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач,
определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая
численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов,
положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые
осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно
организовать по трем крупным стадиям:
· формирование общей структурной схемы аппарата управления;
· разработка состава основных подразделений и связей между ними;
· регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное
значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации,
а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное
проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов
|
|
системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки
информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам
организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести
цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению;
общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем,
обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень
централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях
управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней
средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации,
кадровому обеспечению организационной системы.
Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной
структуры управления — разработки состава основных подразделений и связей
между ними — заключается в том, что предусматривается реализация
организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и
программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям
аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение
внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом
самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора,
лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и
программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою
внутреннюю структуру.
Третья стадия — регламентация организационной структуры —
|
|
предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и
процедур управленческой деятельности. Она включает:
определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и
должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости
основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение
задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности
за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в
подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки
информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении
взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей
эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной
структуры.