Билет 32. Процесс формирования организационной структуры

Содержание процесса формирования организационной структу­ры в значительной

мере универсально. Оно включает в себя форму­лировку целей и задач,

определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая

численность работающих), раз­работку регламентирующих процедур, документов,

положений, за­крепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые

осуществляются в организационной системе управления. Этот про­цесс можно

организовать по трем крупным стадиям:

· формирование общей структурной схемы аппарата управления;

· разработка состава основных подразделений и связей между ними;

· регламентация организационной структуры.

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное

значение, поскольку при этом определяются глав­ные характеристики организации,

а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное

проектирование как ор­ганизационной структуры, так и других важнейших аспектов

систе­мы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки

информации, кадрового обеспечения). К принципиаль­ным характеристикам

организационной структуры, которые опреде­ляются на этой стадии, можно отнести

цели производственно-хозяй­ственной системы и проблемы, подлежащие решению;

общую специ­фикацию функциональных и программно-целевых подсистем,

обес­печивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень

централизации и децентрализации полномочий и ответствен­ности на разных уровнях

управления; основные формы взаимоотно­шений данной организации с внешней

средой; требования к эконо­мическому механизму, формам обработки информации,

кадровому обеспечению организационной системы.

Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной

структуры управления — разработки состава основ­ных подразделений и связей

между ними — заключается в том, что пре­дусматривается реализация

организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и

программно-целе­вым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям

ап­парата управления, распределение конкретных задач между ними и построение

внутриорганизационных связей. Под базовыми подраз­делениями понимаются при этом

самостоятельные структурные еди­ницы (отделы, управления, бюро, сектора,

лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и

программ­но-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою

внутреннюю структуру.

Третья стадия — регламентация организационной структуры —

пре­дусматривает разработку количественных характеристик аппарата уп­равления и

процедур управленческой деятельности. Она включает:

определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и

должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости

основных видов работ и квалификаци­онного состава исполнителей; распределение

задач и работ между кон­кретными исполнителями; установление ответственности

за их вы­полнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в

подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработ­ки

информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении

взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей

эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной

структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: