Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:
- Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс
организации.
- Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой
конкуренции.
- Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться
поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
- Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи
дирижирования "информационным оркестром".
- Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
- Ориентация на будущее.
Ситуационный подход. Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету
ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:
а) отношения между руководителем и коллективом;
б) структура задачи;
в) должностные полномочия руководителя.
Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации.
Выделяют четыре стиля руководства: стиль поддержки (ориентирован на
человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий
участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное
достижение целей.
Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять
различные стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль
руководства, ориентирован на учет реальности, и потому зависит от конкретной
ситуации.
Пути повышения управленческого профессионализма
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной
экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка,
постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими
затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля,
необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон
М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли,
труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.