В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к
использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и
функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и
предприятий
В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в
России определяется главным образом конкретными условиями переходного
периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами.
В условиях переходной экономики государство выступает, во-первых, как
властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая
условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм
экономического регулирования, поддержки и стимулирования и, в-третьих, как
собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными
субъектами хозяйствования. Наряду с общим регулированием экономических
отношений одной из важных задач государства является проведение селективной
|
|
политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе
нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и
административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов
и средств для развития приоритетных направлений экономики.
Итак, можно выделить три формы государственного регулирования экономической
жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов
хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных
групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование
индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень
внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в
экономические отношения.
Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует
неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства
является оказание решающего влияния на процесс формирования инфраструктуры
рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать
целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной
инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и
эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных,
сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы
организационного небиржевого посредничества; систему регулирования
занятости и центры (государственные и негосударственные) содействия
занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой
коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и
информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.