Управляющее воздействие государства

В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к

использованию различных ее форм весьма акту­альна задача определения роли и

функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и

предприятий

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйст­венную жизнь в

России определяется главным образом конкретными условиями переходного

периода, а не теоретическими моделями и ус­ловными экономическими расчетами.

В условиях переходной экономики государство выступает, во-пер­вых, как

властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая

условия функционирования рыночных субъ­ектов; во-вторых, как механизм

экономического регулирования, под­держки и стимулирования и, в-третьих, как

собственник государст­венного имущества, действующий на рынке наряду с иными

субъек­тами хозяйствования. Наряду с общим регулированием экономических

отношений од­ной из важных задач государства является проведение селективной

политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе

нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и

административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов

и средств для развития приори­тетных направлений экономики.

Итак, можно выделить три формы государственного регулирова­ния экономической

жизни: 1) утверждение единых для всех общих пра­вил поведения субъектов

хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных

групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование

индивидуальных адми­нистративных актов управления. Соотношение и степень

внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в

экономические отношения.

Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует

неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства

является оказание решающе­го влияния на процесс формирования инфраструктуры

рынка. В свя­зи с этим его экономическая политика должна предусматривать

це­лый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элемен­ты рыночной

инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и

эмиссионные банки; организацион­но оформленное посредничество на товарных,

сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы

организа­ционного небиржевого посредничества; систему регулирования

за­нятости и центры (государственные и негосударственные) содейст­вия

занятости (биржи труда); информационные технологии и сред­ства деловой

коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и

информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: